Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:12, реферат
Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков.
1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и институты. 3
2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия. 5
3. Виды объектов авторского права. 7
4. Критерии применимости авторского права. 12
5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права. 13
6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства. 15
7. Защита авторских и смежных прав. 20
8. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 22
Заключение. 22
Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте. Эти нормы, закрепленные в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.
Закон гарантирует охрану любых произведений такого рода, если автор сумеет доказать авторские права на произведение. Важным моментом является их фиксация, например, с помощью видео- и фотосъемки.
К ним относятся географические, геологические и другие карты, планы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад составителя играет в данном случае решающее значение.
Они являются особым объектом авторского права. Творческая деятельность составителя заключается в самостоятельном отборе материала, расположении его в оригинальной системе и обработке. Исключительным правом использования сборника обладает издатель.
4. Критерии применимости авторского права.
Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и не обнародованные и близкое к ним деление на опубликованные и неопубликованные. Законом охраняются и те, и другие, но существуют некоторые различия в условиях правовой охраны.
Прежде всего, следует определить различия между понятиями "обнародование" и "опубликование"
Согласно ст.1 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", обнародованием признается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, исполнения или другим способом. Опубликованием считается выпуск в обращения экземпляров произведения с согласия автора в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Опубликование является одним из способов обнародования произведения.
В то же время эти понятия не столь тесно связаны, чтобы между ними не проводились юридические разграничения. Произведение, опубликованное без согласия автора, считается не обнародованным, и автор может защищать свои права в соответствии с законодательством.
Широкое применение в доктрине авторского права находит деление произведений на оригинальные (самостоятельные) и производные (зависимые). Практическое значение данной классификации состоит в том, что оригинальные произведения используются их авторами по своему усмотрению, а для создания и использования производных требуется разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.
Оригинальным является такое произведение, все охраняемые элементы которого созданы самим автором.
К числу производных произведений относятся различного рода переработки, переводы, аранжировки и оркестровки, аннотации, резюме, обзоры. Непременным условием правовой охраны такого произведения является его творческая самостоятельность по сравнению с оригиналом и соблюдение авторских прав на исходное произведение.
Большое практическое влияние на авторские правомочия оказывает признание произведения служебным. Закон прямо не указывает определение такого произведения, но относит их к произведениям, созданным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст.4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").
Российское авторское право сохраняет значительную часть авторских правомочий за создателем произведения, даже если оно было создано в порядке выполнения служебного задания. В то же время его правомочия не носят безграничный характер: автор такого произведения не может решать вопрос о готовности произведения к обнародованию - отказ от обнародования в данном случае будет равнозначен нарушению трудовых обязанностей. Автор также не может воспрепятствовать размещению на титульном листе произведения наименование или логотип предприятия, в рамках которого данное произведение было создано. Режим использования такого произведения в законе описан четко: все права на использование принадлежат работодателю, по заданию которого было создано это произведение.
Вопрос
о вознаграждении решается особо: размер
авторского вознаграждения за каждый
вид использования служебного произведения
устанавливается договором между работодателем
и автором. В то же время, если в трудовом
договоре указана творческая деятельность
данного лица, то авторских прав на созданные
им произведения он не имеет. Это касается
газет, журналов, других периодических
изданий. Такое положение, конечно, связано
только с вопросом оплаты. В остальном
права автора, естественно, сохраняются.
Такое толкование данной части закона
является единственно верным. Что же касается
прав работодателя, то за ним сохраняются
исключительные права на произведение
в целом, и он может выступать в суде в
защиту своих интересов.
5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права.
Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. В соответствии с российским законодательством, субъектами авторского права могут быть российские граждане и иностранцы, их правопреемники и все Российское Государство в целом. Права на произведение у разных категорий субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами.
Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Ими признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, состояния дееспособности. Авторские права у создателя появляются сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, доступными для восприятия другими людьми. Авторами признаются также творцы производных произведений.
В то же время режим правовой охраны для различных групп авторов различен. Его, как и самих авторов, можно разделить на обособленные группы.
Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими совершеннолетия или признанные в установленном законом порядке недееспособными.
Возможность этих граждан иметь права авторов не вызывает сомнений. Носителями авторских прав являются сами несовершеннолетние и недееспособные граждане. В то же время осуществлением их прав занимаются другие лица: за малолетних (не достигших 14 лет) и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители, опекуны, законные представители. Стороной по договору, однако, является сам малолетний или недееспособный, а опекуны или родители лишь выступают от его имени.
Автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Такие случаи обычно связывают со злоупотреблениями алкоголем и наркотиками.
Несовершеннолетние (лица от 14 до 18 лет) осуществляют свои права совершенно самостоятельно, что является исключением из общего правила, согласно которому лица осуществляют свои гражданские права с 18 лет.
Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав могут выступать и юридические лица. Речь идет о производных авторских правах - тех, которые возникают не в связи с созданием произведения, а в связи с переходом авторских прав от создателя к данному юридическому лицу вследствие выполнения служебного задания, сделки, правопреемственности и т.п.
Вопрос о возникновении первоначального авторского права у юридических лиц в настоящем законодательстве просто не ставится.
Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и лица без гражданства и иностранцы. Но охрана произведений иностранных авторов зависит от выполнения некоторых условий. Признаются и охраняются авторские права произведений, обнародованных либо находящихся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации. Если произведение обнародовано за пределами РФ, его охрана осуществляется в соответствии с международными договорами.
По Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" произведение считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после опубликования за ее пределами, оно было опубликовано в РФ.
Возникает при создании творческого произведения двумя или более лицами. Авторское право принадлежит всем создателям произведения, принимавшим в его создании творческое участие. Условием признания лиц соавторами является еще и соглашение о соавторстве, заключенное между этими лицами.
Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование прав осуществляется либо по закону, либо по завещанию.
Действующее законодательство - авторское и наследственное - не содержит четкой регламентации прав наследников, и осуществление их прав производится путем толкования различных норм законодательства. Авторское право передается как бездолевое, - т.е. как единое целое. Оно не может быть разделено на какие-либо части.
В законе указаны также и правопреемники - в их роли могут выступать юридические лица, которые приобретают не полный набор авторских прав.
Такие организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Эти организации имеют полномочия, переданные им авторами согласно договору или уставу данного общества. К функциям такого рода обществ относят:
6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства.
В результате создания произведения науки/литературы/искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как имущественного, так и личного неимущественного. Эти права в действующем законодательстве именуются исключительными. Исключительность состоит в признании того, что именно автор решает вопрос об осуществлении авторских полномочий, и прежде всего связанных с использованием произведения.
Самой распространенной классификацией авторских прав является их деление на имущественные и личные неимущественные. Закон это подтверждает. В соответствии со ст.15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", к личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, на обнародование произведения, на отзыв, на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают права на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, права на перевод и переработку (ст.16 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").
Данная классификация имеет большое практическое значение. Личные неимущественные права принадлежат только автору, не отчуждаемы от его личности и не могут передаваться другим лицам. Охраняются бессрочно.
Напротив, имущественные права автора могут переходить к другим лицам на основании авторских договоров, имеют срочный характер - период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.
Это одно из главных прав, возникающих у автора в связи с созданием им произведения. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и отсюда возможность признания этого другими лицами. Является неотделимым от личности автора, не передается по договору или наследству. От этого права нельзя отказаться. Оно возникает в связи с созданием произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.