Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.

Оглавление

Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Эффективно  работают на уроках математики в первом классе различные игры с использованием в качестве действующих лиц сказочных  персонажей, символов любимых праздников.

     Например, при изучении состава чисел, можно  предложить учащимся поиграть в игру «Подарки в день рождения». Для проведения игры необходимо подготовить иллюстрации с изображением Вини Пуха, Пятачка, Совы, ослика Иа-Иа и воздушные шары, вырезанные из плотной бумаги. Вини Пух решил подарить на день рождения ослику Иа-Иа воздушные шары (5, 7, 8, 9 шаров), при этом шары для подарка будут нести все приглашенные в гости персонажи. Дети перечисляют возможные варианты состава предложенных чисел и иллюстрируют их у доски, а после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

     С удовольствием ребята играют в игру «Наряжаем елку» Для нее нужно подготовить рисунок большой елки, который крепится на доске, и маленькие рисунки елочек, которые раздаются всем учащимся. Учитель говорит о том, что скоро Новый год и все будут наряжать елку. Но наша елка особая, математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке  - звезда с определенным числом (например, 20). Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 20. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Помимо того, возможны различные варианты этой игры в другое время года – собрать грибы в лукошки, разложить вещи в шкафу и т.д.

     А вот еще одна игра, которую можно  использовать для того чтобы научить  учащихся составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счете и определять направление движения – «Полет». Для этой игры понадобится изображение самолета. Учитель обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета от одного населенного пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолет должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему. Номер каждого города записан примером частично — дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по данному ответу. Далее надо показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолет. Для этого мелом сделать круг над городом номер 1 и лететь дальше к городам №№ 2,3 и т.д., делая над каждым из них круг. Учитель исполняет роль летчика-командира, а роль летчиков-курсантов — ученики. Игровые задания выполняются по этапам. Задание №1 - дети шифруют номера поселков (составляют примеры по заданному ответу). С этой целью каждый из них составляет из разрезных карточек пример, вставляя их в наборное полотно (либо выкладывая на парте). Наиболее сложный пример учитель записывает на доске. Задание №2 - ученики по порядку называют номера населенных пунктов от меньшего числа к большему. Задание №3 - ребята поочередно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолета. Задание №4 - по цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался летчик. До проведения игры учитель на доске записывает: … + = 7; … + = 10; … + = 8; … + = 9; … + = 5; … + = 6; … - = 4; … - = 3; … - = 2; … - = 1.

     После выполнения игровых заданий на доске  появляются следующие записи: 4 + 3 = 7; 4 + 6 = 10; 5 + 3 = 8; 5 + 4 = 9; 3 + 2 = 5; 4 + 2 = 6; 9 - 5 = 4; 10 —-7 = 3; 8 - 6 = 2; 10 - 9 = 1.

     Можно предложить учащимся и аналогичные  задания - определить маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним — от больших чисел к меньшим).

     На  этапе обобщения  знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии с элементами игры.

     Например, для обобщения знаний учащихся о разрядном составе числа, можно предложить им отправиться на поляну ловить бабочек (игра «Поймай бабочку»)

     На  доску вывешивается иллюстрация  с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный  состав чисел (например, первых двух десятков). У каждого ребёнка должна быть бабочка, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников «ловит» бабочку на условной поляне, на которой указан разрядный состав числа. Остальные ученики поднимают («ловят») тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

     С этой же целью можно применить  игру «Магазин». В этом случае на доске вывешивается два плаката – один с изображением различных товаров и их ценой, другой – с рисунками монет и купюр (другой вариант – разделить класс на пары, команды либо в индивидуальном порядке выдать определенный набор моделей купюр и монет учащимся). Ученики «делают» покупки» и расплачиваются за товары набором из существующих монет.

     Хороший эффект на уроке обобщения знаний учащихся по какой-либо теме дает использование игр-соревнований, игр-эстафет. При этом от вклада каждого учащегося, от четкости взаимодействия членов каждой команды зависит и общий результат. Например, для развития логического мышления учащихся, их творческого воображения и проверки элементарных математических навыков можно предложить им поиграть в игру «Математика без перерыва» (4) Класс необходимо разделить на команды. Задания разного характера сменяют друг друга, поддерживая внимание и интерес учащихся к выполняемой деятельности. Задание №1 «Самый длинный пример» - на доске написаны примеры, которые по очереди решают учащиеся каждой команды, передавая эстафету следующим участникам. Побеждают те, кто быстрее и правильнее решат все задания. Задание № 2 «Конструкторы» - участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше? Задание №3 «Лотерея» - количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры. Можно раздать примеры на листочках каждому участнику – в этом случае они будут решать не те примеры, которые выберут сами, а те, которые им попадут по жребию. Задание №4 «Найди цифру» - каждой команде выдается (либо крепится на специальном стенде) набор цифр, например от одного до тридцати. Участники располагают цифры по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд. Задание №5 «Без права на ошибку» можно составить из математических задач Г. Остера. Команда выстраивается в шеренгу, у каждого в руках листок и карандаш. Ведущий читает задачу. Каждый участник пишет ответ на листочке и показывает преподавателю, который отмечает количество правильных ответов и неправильных. Ответ, не показанный до сигнала ведущего, не засчитывается. Побеждает команда, давшая большее количество верных ответов. Задание №6 «Сочиняем сказку» - все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую начинает учитель. Условие – в сказке должны присутствовать математические действия, цифры, числа и т. д.

     После окончания такой игры-эстафеты подводятся итоги урока, выясняется, какая команда была самая дружная, кому удалось лучше всех справиться с трудными математическими заданиями. При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы.

     Состав  команд в играх-соревнованиях в  начальной школе (а особенно у первоклассников) должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник.

     Для подготовки и проведения игр на уроках математики в первом классе нами были использованы авторские разработки, а также работы Бочек Е. А., Жикалкиной Т. К., Коваленко В. Г., Кушнерук Е. Н., Перовой М. Н., материалы издательского дома «Первое сентября» (начальная школа)

 

      Заключение.

     На  основании всего вышеизложенного, считаем необходимым еще раз  подчеркнуть, что игра возникает из потребности самого ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

     Мы  попытались подтвердить выдвигаемую нами гипотезу: интеллектуальное и личностное развитие младших школьников средствами игры будет эффективно при определенных условиях (систематическое использование игровых методов и приемов в образовательном процессе; учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; плавный переход от игровой деятельности как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте к новому ведущему виду деятельности – учебной)

     В этом случае игра выступает не как  просто развлечение, а как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

     При этом необходимо отметить несколько  правил, о которых нельзя забывать при введении игровых компонентов в план проведения урока в начальной школе. При выборе игровых форм работы нельзя спешить, принимать чужие разработки на веру без надлежащего анализа. Необходимо самому педагогу убедиться в эффективности и привлекательности данной игры (например, обсудить и проиграть ее с коллегами, детьми более старшего возраста). Разработанные самостоятельно игры также не стоит тут же приносить в класс и опробовать на детях. Зачастую случается так, что на самом интересном месте игра внезапно останавливается и никакие попытки не могут вернуть ее прежний ход. Чтобы этого не произошло, все свои разработки также стоит обсудить с коллегами, опробовать их на небольшой группе детей, подумать, какие трудности и препятствия могут неожиданно возникнуть в ходе игры, кто из учащихся мог бы стать главным помощником при ее проведении (особенно это касается коллективных игр, эстафет, игровых марафонов). Также никого из учащихся нельзя заставлять играть – игровое взаимодействие должно быть построено на добровольном сотрудничестве. Важно и соблюдать определенное равновесие – не позволять себе играть с детьми свысока либо идти у них на поводу. Игра может быть интересной, смешной, веселой, но учителю необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и требовательности. Несоблюдение этих простых правил может привести к тому, что метод игрового обучения перестанет эффективно действовать, потому что помимо положительных сторон в использовании игр на уроках существуют и негативные стороны, что не всегда принимается во внимание преподавателем. Только при четком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм работы появятся положительные результаты при достижении поставленных преподавателем целей.

     Итак, на основе рассмотренной в процессе работы психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, на основе анализа собственного опыта работы, а также бесед с коллегами и наблюдений за учащимися можно сделать следующий вывод. Игровая деятельность в процессе обучения играет существенную роль в получении, усвоении и закреплении новых знаний учащимися начальных классов, в их психическом и личностном развитии.

     Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

     В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

 

      Список литературы.

  1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М., 1986;
  2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. – М., 1987;
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968;
  4. Бочек Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно»;
  5. Возрастная и педагогическая психология / под. ред М. В. Гамезо и др. – М., 1984;
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991;
  7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986;
  8. Жикалкина Т.К.  Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М., 1996
  9. Коваленко В.Г.  Дидактические игры на уроках математики.  – М., 1990
  10. Кружецкий В.А.  Психология. – М., 1986
  11. Кушнерук Е.Н.  Занимательность на уроках математики в начальных классах. – Минск, 1987;
  12. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. – М., 1971;
  13. Матюхин М. В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984;
  14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982
  15. Минскин В.И. От игры к знаниям. – М., 1988;
  16. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981;
  17. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
  18. Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996
  19. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии» - М., 1996;
  20. Попова В.И. Игра помогает учиться. Начальная школа, 1987, №2;
  21. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990;
  22. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1985;
  23. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В.  Играя, учимся математике. – М., 1993;
  24. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. под.ред.Запорожца – М.,1996;
  25. Эльконин Д.Б.  Психология игры – М., 1978;
  26. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе