Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.
Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.
Для того чтобы закрепить знания учащихся по теме «Десятичный состав двузначного числа», можно применить игры такого типа, как “Сколько палочек в другой руке?”, “Хлопки”. В первой игре понадобятся наборы отдельных палочек и пучков палочек, а также карточки с числами. Один ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом. Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 17 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 7 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+7=17.
В игре «Хлопки» по очереди участвуют пары учеников. Стоящий в паре справа обозначает десятки, а стоящий слева – единицы. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики играют роль контролёров, которые должны обнаружить ошибку, если десятичный состав числа показан учениками неверно.
Игра «Тук-тук» поможет закрепить знания учащихся по нумерации чисел. Для игры понадобится таблица с изображением двух разрядов – десятки и единицы. Учитель молча стучит указкой соответствующее число раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
Игра «Слушай и считай» поможет закрепить навыки счета. У каждого из учеников должен быть набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя в руках - палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов. Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.
Как эту, так и другие игры можно «раскрасить» каким-либо сказочным сюжетом, который придумает либо учитель, либо сами ученики.
Для усвоения порядка следования чисел при счёте, порядковых и количественных отношений между смежными числами можно использовать игры “Считай дальше с любого числа”, “Назови соседей числа”, “Кто быстрей сосчитает? ”. Эти игры помогут избежать ошибок при назывании числа с переходом через круглый десяток (например, 48, 49, 50, а не сорок десять) Каждое число ученики научатся рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом в игре с мячом. Учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать четыре, играющий должен назвать смежные числа – 23 и 25 (обязательно сначала меньшее, потом большее). Эту игру можно провести и с двумя мячами разного цвета. Когда учитель бросает один мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 5 и вернуть мяч обратно, а когда другой– то отнять 2. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
С
помощью этих игр в процессе обучения
будут не только закреплены знания
учащихся, но и активизировано их внимание.
При объяснении нового материала, введении новых понятий, формировании новых умений и навыков игра имеет ценность только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Использование дидактических игр и различных игровых упражнений оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока (20)
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. В качестве примера игры, с помощью которой ученики смогут осознать приемы образования каждого предыдущего и последующего числа, можно привести игру «Построим дом». Цель игры: ознакомить детей с приемом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Учитель по очереди вызывает к доске учеников-«строителей». Каждый из них получает кубик, исполняющий роль этажа, и называет его номер. Например, первый ученик говорит: «Я построил первый этаж». Второй ученик «строит» из своего кубика второй этаж и называет свой порядковый номер. Остальные дети составляют пример: «Один и один, получится два». Затем строится третий этаж, и ученики составляют следующий пример на сложение. Потом этажи-кубики по одному снимаются, а класс составляет примеры на вычитание. По такому же принципу проводится игра «Составим поезд», когда ученики, изображающие вагоны, присоединяются к поезду либо «отцепляются» от него (11)
На основе использования этих игр учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево, число этажей сверху вниз и снизу вверх, и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Также
при знакомстве детей с приёмом
образования чисел можно
Игры “Лучший счётчик”, “Хлопки” помогут первоклассникам научиться устанавливать соответствие между числом и цифрой. Также эти игры помогут им прийти к пониманию того, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. В игре «Лучший счетчик» учитель на специальном стенде по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первым объявляется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше либо больше и на сколько. То же самое оборудование используется в игре “Хлопки” На стенде учитель размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру (учитель задаёт ритм хлопков).
Важно научить учащихся сравнивать предыдущие числа с последующими и наоборот. Для этого можно использовать игру “Число и цифру знаю я”. На таком же стенде, который использовался в предыдущих играх, учитель по очереди открывает сектор за сектором. Дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах.
В работе над изучением состава чисел может помочь игра «Встреча чисел». Состав чисел от одного до пяти дети уже в начале обучения должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду. Например, рассматриваем состав числа 10. Один-два учащихся могут выполнять задания у доски. Учитель предлагает детям записать числа от одного до десяти по порядку и показать дугами те числа, которые «идут» на встречу друг другу, в сумме образуя число 10. Затем с этими числами нужно написать примеры на сложение (например, 10 + 0 = 10; 8 + 2 = 10 и т. д.). После выполнения задания необходимо спросить детей, что интересного они заметили во время составления примеров (числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10)
Для того чтобы познакомить учащихся с образованием чисел из десятка и единиц, можно использовать игру «Математический марафон». Для проведения этой игры необходимо приготовить 10 кружков и 10 треугольников. Игра может проводиться в виде соревнования команд (по 4 человека). Остальные учащиеся выступают в качестве болельщиков и судей.
Первый участник команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”, с помощью которой при изучении нумерации чисел в пределах 100 учащиеся приобретут умение считать и записывать числа. Учитель иллюстрирует на доске, стенде или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради. После окончания игры подводятся итоги и анализируются ошибки.
На уроках математики при объяснении нового материала можно использовать сказочные истории, в которых действующими лицами среди прочих будут цифры и числа. В качестве примера приведем сказку «Как поссорились цифры».
«Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но совсем ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит». «Правда, правда, ни-че-го», – сказала пятёрка. «Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка», - затараторили цифры. «Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!» Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой). «Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50).
Ноль становился рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, как она изменилась после этого. «Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить», - кипятился ноль. Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой. «Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица» Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала: «Кто теперь больше, ты или я? Отвечай!» (получилось 19) «Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?», - кричала единица. Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79). А я…Я - семь десятков, 70, понимаешь?», - хвасталась она.Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась… В конце необходимо задать учащимся вопросы. Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать? Например, девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки. Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
А вот еще одна сказка о ноле «В гости к королеве Арифметике». Для методически направленной работы сказка разбивается на части. 1. Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью. 2. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. 3. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. 4. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено. 5. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. 6. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно из чисел не делится на ноль. 7. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать да добра наживать. Работать со этой сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов; попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку; рассмотреть сказку как задание с пропусками. Вот некоторые примерные вопросы, которые можно задать учащимся. Порядковый номер соответствует абзацу сказки. 1. Почему страна называлась Цифирией? Что означает число ноль? 2. Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирается переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр? 3. Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно? 4. Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки: «…стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды». Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примеры. 5. Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение? 6. Почему при переходе через реку Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем? 7. Во сколько раз первое число больше второго или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5? Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно решать в паре с Нолем; б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает. Под заданиями с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов, но которые можно восстановить по смыслу сказки, на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: «Число, стоящее в паре с Нолем, вообще… воды»; в 6-м: «С тех пор ни одно число не… на Ноль»; в 7-м: «Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого … в … раз». Безусловно, вышеописанные приемы можно комбинировать. Отметим также, что применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.
Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе