Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.

Оглавление

Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Содержание.

  1. Введение.

     II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.

     1. Краткая характеристика  возрастных и психологических  особенностей младшего  школьника.

     2. Теоретический анализ понятия «игра».

     3. Характеристика основных  видов игр и  их классификация.  Дидактическая игра.

     4. Игра как ценное  средство обучения  учащихся младшего  школьного возраста.

     5. Практическое применение  игровых средств  и методов на  уроках математики в начальной школе.

     III. Заключение. 

     Введение.

     Младший школьный возраст – это не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.

     Он  охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. Младший школьник, особенно в начале своего школьного пути, - счастливый человек. Ведь в это время одна из главных потребностей детства - стремление быть взрослым - впервые удовлетворяется «по-настоящему»: в серьезной, трудной и всех интересующей (как принято говорить у взрослых, социально значимой) учебной деятельности. Именно она начинает заполнять основное время, преобладать среди занятий ребенка, вступать в сложные взаимоотношения с уже освоенными им ранее видами деятельности (игрой, общением и др.); именно она воплощает суть его новой жизни, и овладение ею становится предметом острого интереса всех окружающих (5)

     Осваивая  учебную деятельность, ребенок включается в деловые, ролевые, функциональные отношения не только с учителем, но и с родителями и со взрослыми вообще. Он становится интересен взрослому миру в первую очередь как носитель новой для себя социальной роли — ученик. Впервые в жизнь ребенка входит учитель — человек, который воплощает неизвестную, но, как считают все окружающие, важную учебную деятельность, и от которого едва ли не полностью зависит, признают ли младшего школьника взрослым родные, знакомые, друзья (10)

     Одна  из генеральных потребностей детства - стать взрослым - у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником, получить признание окружающих именно в этом качестве. Удовлетворить потребность быть хорошим учеником ребенок может только в учебной деятельности, но эта деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, психики, личности. В структуре деятельности младшего школьника важное место продолжает занимать игра, развивающее значение которой все еще велико. В частности, она позволяет сделать скрытый смысл изучаемого в школе ясным, наполняет учебную деятельность чувствами. Но и игровая деятельность отныне подчиняется учебной деятельности: на игру отводится все меньше времени, содержание игр зависит от школьной жизни, партнерами по игре становятся одноклассники, она все чаще происходит в воображении, во внутреннем плане (15)

     Несмотря  на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у  детей младшего школьного возраста. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников, видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка (6)

     Игра  в тех формах, в каких она  существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив (2)

     Задача  учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Немаловажная роль в этом процессе, на наш взгляд, принадлежит игровым компонентам уроков и занятий.

     Итак, сущность рассматриваемой проблемы заключается в анализе положительного влияния игры на процесс адаптации младшего школьника к новой социальной ситуации развития, развитие его познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь, по нашему мнению, будут способствовать решению данной проблемы.

     Актуальность  поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах  воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.

     Определение проблемы и актуальности темы позволяет  конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.

     Исходя, из этого можно сформулировать следующую  гипотезу: развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы младших школьников средствами игры будет эффективно при соблюдении следующих условий: систематическое использование игровых методов и приемов в образовательном процессе; учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; подготовка учителем плавного перехода от игровой деятельности, которая выступает в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте к новому ведущему виду деятельности – учебной.

     Для доказательства поставленной гипотезы использовались следующие методы:

    • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
    • наблюдение за учащимися младшего школьного возраста и беседа с коллегами;
    • анализ различных игровых средств и методов и их роли в развитии детей младшего школьного возраста;
    • анализ собственного опыта работы с младшими школьниками на уроках математики (учащиеся 1-го класса)

 

      Целесообразность  и эффективность  введения игровых  средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного  возраста. 

     1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

     Младший школьный возраст включает период жизни  ребенка от 6-7 до 10-11 лет (первый –  четвертый классы школы).

     В это время происходит интенсивное  биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает также подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания (10)

     В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения происходит перестройка всех его познавательных процессов, приобретение данными процессами тех качеств, которые свойственны взрослым людям. Это связано с тем, что дети, включаются в новые виды деятельности и новые системы межличностных отношений, требующие наличия новых психологических качеств. Ведущий вид деятельности приводит к основным психическим изменениям на данном возрастном этапе (16)

     В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения, восприятие постепенно превращается в целенаправленный и управляемый процесс. Но для ребенка младшего школьного возраста характерно некоторое своеобразие восприятия. Это в значительной мере вызвано ошибками в познании пространства. Причина устойчивых ошибок в восприятии и различении фигур – ситуативность восприятия. Например, дети могут не узнать знакомую фигуру, если она иначе расположена, то есть наблюдается низкая точность различения и правильность названия фигур. У младшего школьника слабая дифференциация восприятия, когда ребенок из-за плохого восприятия пространственных отношений может плохо выделять элементы букв и путать сходные буквы. При восприятии сложных сюжетных картин после девяти лет перечисление и описание изображенного сменяется его интерпретацией. Своеобразно в этом возрасте восприятие времени, когда небольшой временной интервал дети преуменьшают, а большой – преувеличивают (17)

     Внимание младшего школьника становится произвольным, но еще довольно долго непроизвольное внимание играет важную роль. Непроизвольное внимание определяется внешними факторами, внешними впечатлениями, которые у младшего школьника доминируют. Следовательно, учебный процесс должен строится наглядно, образно, ярко. Объем внимания постепенно увеличивается и у четвероклассников почти достигает объема внимания взрослого человека. Но внимание неустойчиво, высокая отвлекаемость, слабое распределение. Переключаемость внимания у младшего школьника выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники без особых затруднений и усилий могут переходить от одной деятельности к другой. Внимание ребенка тесно связано с наглядно-образным мышлением. Все непонятное отвлекает внимание или тормозит его (16)

     В младшем школьном возрасте продолжается развитие памяти. Общая тенденция развития: переход от непроизвольной к произвольной памяти, от механической – к словесно-логической. Увеличивается ее объем. Но он меньше, чем у взрослых, чаще представлены нижние границы числа Мюллера при однократном предъявлении (4-5). Учащиеся четвертого класса запоминают в 2-3 раза больше материала, чем ученики первого класса. Прочность запоминания возрастает интенсивно в период от второго до пятого класса. Продуктивность памяти младшего школьника зависит от содержания запоминаемого материала и от характера деятельности, а также от степени овладения различными способами и приемами рационального заучивания и воспроизведения материала. Преобладает запоминание наглядного материала и такая ситуация сохраняется на протяжении всего периода начального обучения. В словесном материале лучше запоминаются названия явлений, чем абстрактные понятия.

     Формируются индивидуальные типы памяти. Хорошо развита оперативная память. Смысловая память младших школьников обладает преимуществами по сравнению с механической и проявляется в особенностях воспроизведения освоенного материала. Дети заменяют малознакомые трудные слова, пропускают некоторые детали, передают только основное содержание, изменяют порядок изложения последовательность эпизодов. При этом они не нарушают логики содержания, дополняют содержание рядом подробностей от себя. Смысловое запоминание резко увеличивает объем запоминаемого материала. Смысловая обработка воспринятого материала вносит изменения в ход процесса забывания. Если материал заучен, но не осмыслен, то он очень скоро забывается. Если же содержание понятно и ясно ребенку, то процесс забывания идет медленнее, а сохранившаяся в памяти часть не теряет смысла. На запоминание заметное влияние оказывает и установка ребенка. В зависимости от того, на что ориентирован ребенок, изменяется продуктивность запоминания. Память ребенка данного возрастного периода отличается высокой пластичностью, что создает благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления и легкого забывания. Воспроизведение у младшего школьника затруднено, нередко доминирует узнавание. Собственно воспроизведение требует специально поставленной цели, а произвольное еще недостаточно развито (5)

Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе