Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.

Оглавление

Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  подробнее дидактические игры, которые  представляют собой разновидность игр с правилами, специально разрабатываемых в педагогике с целью обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Детская игра определяет развитие ребенка до школы. Она заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум. При поступлении в первый класс у ребенка происходит смена видов деятельности. Теперь ведущей становится учебная деятельность, которая постепенно вытесняет с этого места игровую деятельность. Поначалу ребенку сложно организовать себя в условиях заданных правил двигательной и умственной активности. Поэтому важно, чтобы наряду с учебной деятельностью игра занимала в его жизни особое место — начала носить дидактический, обучающий, характер. Можно выделить ряд причин, по которым использование дидактических игр  как средства обучения младших школьников будет носить продуктивный и эффективный характер.

    • Игровая деятельность (ведущий вид деятельности в дошкольном детстве) не теряет своего значения и в младшем школьном возрасте, подчеркивает Выготский, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
    • Освоение учебной деятельности, включение в нее детей не происходит мгновенно, а идет медленно, постепенно, требуя от ребенка определенных усилий;
    • В младшем школьном возрасте ярко выступают  возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
    • У младшего школьника недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу;
    • При поступлении ребенка в школу могут возникнуть значительные трудности в его адаптации к новой социальной ситуации развития (21)

     Из  всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

     Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся (23) Как и каждая игра, она представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети, может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

     Существенный  признак дидактической игры –  устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности (9) Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, дидактическая задача, игровые действия, игровые правила и результат игры. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность (например, закрепленеие навыков счета). Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Результат выявляется сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

     Все структурные элементы дидактической  игры взаимосвязаны между собой  и отсутствие любого из них разрушает игру (14)

     Можно выделить несколько наиболее важных функций, которые выполняют дидактические игры: формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с адаптацией ребенка к новой ситуации школьной жизни; формирование психических новообразований; формирование собственно учебной деятельности; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы, навыков самоконтроля и самооценки; формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

     Все дидактические игры условно можно  разделить на три вида, каждому  из которых присуща своя специфика.

     Игры  с предметами (игрушки, природный  материал, реальные предметы) - играя, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся с их свойствами, признаками, величиной, формой, качеством. В игровой форме решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. Существуют задания, задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета, приобретения умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх этого вида формируются мыслительные процессы – анализ, синтез, классификация.

     Еще один вид дидактических игр –  настольно-печатные игры. Они разнообразны по форме – парные картинки, лото, домино и т. д. При их использовании решаются различные развивающие задачи: объединение предметов по внешним признакам и по смыслу, классификация, обобщение, установление связи между предметами.

     Словесные игры построены на словах и действиях  играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

     При этом в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок  преодолевает легко, не замечая, что его учат. Условно словесные игры можно разделить на следующие группы: формирующие умение выделять существенные признаки предметов, явлений; используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать верные умозаключения; развивающие умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления (9)

     К третьему классу игр относятся традиционные (народные) игры, которые исторически стали основой многих обучающих и досуговых игр (могут возникать по инициативе взрослого или более старшего ребенка) Игры данного класса способствуют формированию универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру 

     4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.

     Игра – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал. При подборе и составлении игр необходимо исходить из основных закономерностей обучения. Краевский подчеркивает: “Обучение происходит только при активной деятельности учащегося. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащегося с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой” (15)

     Современная школа ориентирована на гуманизацию  процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка. Это, в частности, предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач процесса обучения.

     Л. В. Занков подчеркивает, что важнейшим  фактором отбора программного материала  является формирование широкой картины  мира, что является главным и обязательным условием, способствующим общему развитию детей. В этом случае необходимо учитывать, что начальный курс математики должен обеспечивать решение следующих задач:

  • Обеспечивать общее развитие личности ребенка, сохранение его здоровья, становление его нравственных позиций;
  • Создание представлений о математике, как о науке, обобщающей происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
  • Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы (16)

     От  того, каким будет первая встреча  ученика, поступившего в школу с  математикой, в значительной мере зависит отношение ребенка к предмету, который он начинает изучать. Если эта встреча ответит ожиданиям маленького ученика, то значит сделан важный шаг к положительному и заинтересованному его отношению к математике. Необходимо до последнего дня учебного года сохранить возникший у него интерес к учению. А он может исчезнуть, если предлагаемая деятельность детям неинтересна, не вызывает положительного эмоционального отклика, способствует накоплению естественной усталости, которая приводит к снижению работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо учитывать различные аспекты, среди которых можно выделить следующие.

     Поступление в школу – важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш. Амонашвили, изначально заложено в ребенке, наряду со стремлением к движению, к познанию (1) Если начало этого этапа не будет ничем отличаться от дошкольного детства, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности. Это может привести к угасанию к школе в целом и к математике в частности. Чтобы этого не произошло, необходимо создать у детей ощущение «взрослости», оторвать их от чисто утилитарного представления о математике, как науке о счете. Для достижения этой цели на уроках необходимо наглядно представлять те разделы и вопросы, которые предстоит изучать, включать элементы истории возникновения и развития математики, условные карты “Страны Математики», знакомить учащихся с высказываниями знаменитых математиков об этой науке.

     Однако, стремление к взрослению ни в коем случае не исключает того, что игра еще долго остается значительной и привлекательной для младших школьников, являясь для них ведущим видом деятельности. Очень важна для учащихся младшей школы возможность в новой «взрослой» жизни возвращаться к знакомым и любимым формам деятельности. Поэтому на уроках математики обязательно в большом количестве должны использоваться задания, по форме близкие к игровым, которые по своей сути будут наполнены серьезным новым математическим содержанием. Например, можно использовать такие формы математических упражнений, как «Найди лишнего», «Выбери похожие», «Найди общую группу», «Отгадай загадку», «Найди дорогу в лабиринте», «Восстанови рисунок» и другие. Помимо того, важное место на уроках математики могут занимать задания, в ходе которых младшим школьникам необходимо будет рисовать и раскрашивать, что является одним из самых любимых детских занятий и поможет поддержать интерес к изучаемой теме (9)

Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе