Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.

Оглавление

Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

     В процессе развития мыслительной деятельности ребенка происходит переход от оперирования практическими действиями решения задач к умственным действиям. Общая тенденция в динамике: от наглядно-образного и наглядно-действенного мышления – понятийному, словесно-логическому, теоретическому мышлению. Изменяется не только вид мышления, но и его операции. При этом практическое действие не исчезает, а остается в резерве и при решении трудных и сложных задач выступает у младших школьников на первый план. Словесные формы мышления проявляются в виде простых суждений. В мыслительной деятельности формируется ум ребенка, его познавательные интересы. Анализ в этом возрасте дается легче, чем синтез. Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких направлениях, а именно: усвоение и активное использование речи, как средства мышления; соединение всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) (12)

     В школе система ребенок-взрослый дифференцируется. Теперь ее можно представить как ребенок-учитель плюс ребенок - родители. При этом система ребенок-учитель становится центром жизни ребенка, т.к. от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Для младшего дошкольника характерно безграничное доверие к взрослым, подчинение им и подражание окружающим взрослым людям. Дети полностью признают авторитет взрослого и безоговорочно принимают его оценки. Когда младший школьник характеризует себя как личность, он в основном повторяет то, что о нем говорят взрослые. Самооценка ребенка полностью зависит от характера оценок, которые дают взрослые и самому ребенку, и его успехам в различных видах деятельности. Она претерпевает наибольшие изменения, начинает дифференцироваться. У ребенка в этом возрасте может быть адекватная, завышенная или заниженная самооценка (17)

     Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в  соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности (5)

     С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Ребенок, начавший ходить в школу, осознает свое принципиальное отличие от других детей. От тех, кто младше его, он отличается тем, что учится в школе; от тех, кто старше,- тем, что находится в самом начале школьного пути. В то же время школа объединяет его со взрослым обществом: ведь все люди старшего возраста или тоже учатся, или когда-то учились в школе (16)

     Изначально  ребенок ориентирован (как правило, положительно) на внешнюю, формальную сторону школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). И лишь много  позже и не без труда он овладевает ее внутренней сутью. Это особенно наглядно проявляется в отношении начинающего ученика к школьной отметке: в первые недели важно ее наличие, а затем постепенно осмысляется ее оценочное значение.

     По  мнению Давыдова, у младшего школьника  ярко выражен познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знания. Развивающиеся познавательные интересы делают ребенка способным не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их причины. Учебные интересы часто существуют параллельно с познавательными, и они достаточно динамичны. В первом классе ребенка интересует сам процесс учебы, одобрение взрослыми его учебной деятельности, школьная отметка; во втором - содержание и результат учебной деятельности; в третьем и четвертом - возможность проявить самостоятельность и творчество в ходе учебы (7)

     Кроме познавательных интересов, младшему школьнику  интересны рисование и конструирование, он любит петь, танцевать, мастерить. Высокая эмоциональность, недостаточная  способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения. 

     2. Теоретический анализ понятия «игра».

     “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”, - так определяет игру Шацкий (19) Другая точка зрения на игру у философов: “Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение” (25) Анализируя понятие игра, Щедровицкий выделяет в нем особое отношение ребенка к окружающему миру; социально заданный и усвоенный ребенком вид деятельности; деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного опыта; особую деятельность самого ребенка, которая изменяяется и разворачивается как его субъективная деятельность; социально-педагогическая форма организации всей детской жизни (24) “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности, - считает Эльконин (25)

      Помимо  того, игра – одно из важнейших средств  умственного и нравственного воспитания детей. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети сами не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

     Анализ  психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом  позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19 в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих (25)

     Игра  воспроизводит стабильное и новационное  в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры (2) А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно (24)

     Итак, игра - наиболее доступный для детей  вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию чувств, стремлений, навыков коллективной жизни (5)

     Ребенку необходима активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

     Игра  имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В игре дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей  у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения (19)

     Слово « игра » не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом « игра », мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры. Но задолго до того, как игра стала  предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.

     Итак, из раскрытия понятия игры педагогами и психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

     Игра  выступает самостоятельным видом  развивающей деятельности детей разных возрастов.

     Игра  детей есть самая свободная форма  их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

     Игра  – первая ступень деятельности ребенка  дошкольника, изначальная школа  его поведения, нормативная и  равноправная деятельность младших  школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

     Игра  есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

     Игра  – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и  творчество.

     Игра  – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей (14) 

     3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.

     Каждый  вид игры выполняет свою функцию  в развитии ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте различают три класса игр (20)

     К первому классу относятся самодеятельные игры (возникающие оп инициативе ребенка). Среди них можно выделить игру-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная). Игры этого класса представляются наиболее эффективными для развития интеллектуальной и творческой инициативы ребенка. Они проявляются в постановке новых игровых задач себе и партнерам по игре. Помимо того, данные игры наиболее продуктивны для возникновения у ребенка новых мотивов и видов деятельности. Содержание самодеятельной игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, определяется опытом других видов деятельности, содержательным общением ребенка со взрослым. В этом случае игра предстает как форма практического рассуждения ребенка на основе знаний об окружающем мире, переживаний и впечатлений, связанных с его жизненным опытом.

     Второй  класс игр представляют обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические) и досуговые игры игры-забавы, интеллектуальные игры, игры-развлечения). Они возникают по инициативе взрослого, который использует их с образовательной и воспитательной целью. Данные игры формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил, наряду с другими видами деятельности ребенка становятся базой для самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе