Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.
Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.
В процессе развития мыслительной деятельности ребенка происходит переход от оперирования практическими действиями решения задач к умственным действиям. Общая тенденция в динамике: от наглядно-образного и наглядно-действенного мышления – понятийному, словесно-логическому, теоретическому мышлению. Изменяется не только вид мышления, но и его операции. При этом практическое действие не исчезает, а остается в резерве и при решении трудных и сложных задач выступает у младших школьников на первый план. Словесные формы мышления проявляются в виде простых суждений. В мыслительной деятельности формируется ум ребенка, его познавательные интересы. Анализ в этом возрасте дается легче, чем синтез. Развитие интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких направлениях, а именно: усвоение и активное использование речи, как средства мышления; соединение всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) (12)
В школе система ребенок-взрослый дифференцируется. Теперь ее можно представить как ребенок-учитель плюс ребенок - родители. При этом система ребенок-учитель становится центром жизни ребенка, т.к. от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Для младшего дошкольника характерно безграничное доверие к взрослым, подчинение им и подражание окружающим взрослым людям. Дети полностью признают авторитет взрослого и безоговорочно принимают его оценки. Когда младший школьник характеризует себя как личность, он в основном повторяет то, что о нем говорят взрослые. Самооценка ребенка полностью зависит от характера оценок, которые дают взрослые и самому ребенку, и его успехам в различных видах деятельности. Она претерпевает наибольшие изменения, начинает дифференцироваться. У ребенка в этом возрасте может быть адекватная, завышенная или заниженная самооценка (17)
Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности (5)
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Ребенок, начавший ходить в школу, осознает свое принципиальное отличие от других детей. От тех, кто младше его, он отличается тем, что учится в школе; от тех, кто старше,- тем, что находится в самом начале школьного пути. В то же время школа объединяет его со взрослым обществом: ведь все люди старшего возраста или тоже учатся, или когда-то учились в школе (16)
Изначально ребенок ориентирован (как правило, положительно) на внешнюю, формальную сторону школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). И лишь много позже и не без труда он овладевает ее внутренней сутью. Это особенно наглядно проявляется в отношении начинающего ученика к школьной отметке: в первые недели важно ее наличие, а затем постепенно осмысляется ее оценочное значение.
По мнению Давыдова, у младшего школьника ярко выражен познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знания. Развивающиеся познавательные интересы делают ребенка способным не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их причины. Учебные интересы часто существуют параллельно с познавательными, и они достаточно динамичны. В первом классе ребенка интересует сам процесс учебы, одобрение взрослыми его учебной деятельности, школьная отметка; во втором - содержание и результат учебной деятельности; в третьем и четвертом - возможность проявить самостоятельность и творчество в ходе учебы (7)
Кроме
познавательных интересов, младшему школьнику
интересны рисование и
2. Теоретический анализ понятия «игра».
“Игра,
эта жизненная лаборатория
Помимо того, игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети сами не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Итак, игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию чувств, стремлений, навыков коллективной жизни (5)
Ребенку необходима активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В игре дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения (19)
Слово « игра » не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом « игра », мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры. Но задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.
Игра
выступает самостоятельным
Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра
– главная сфера общения детей;
в ней решаются проблемы межличностных
отношений, приобретается опыт взаимоотношений
людей (14)
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте различают три класса игр (20)
К первому классу относятся самодеятельные игры (возникающие оп инициативе ребенка). Среди них можно выделить игру-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная). Игры этого класса представляются наиболее эффективными для развития интеллектуальной и творческой инициативы ребенка. Они проявляются в постановке новых игровых задач себе и партнерам по игре. Помимо того, данные игры наиболее продуктивны для возникновения у ребенка новых мотивов и видов деятельности. Содержание самодеятельной игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, определяется опытом других видов деятельности, содержательным общением ребенка со взрослым. В этом случае игра предстает как форма практического рассуждения ребенка на основе знаний об окружающем мире, переживаний и впечатлений, связанных с его жизненным опытом.
Второй класс игр представляют обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические) и досуговые игры игры-забавы, интеллектуальные игры, игры-развлечения). Они возникают по инициативе взрослого, который использует их с образовательной и воспитательной целью. Данные игры формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил, наряду с другими видами деятельности ребенка становятся базой для самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе