Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.
Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.
Большинство детей при поступлении в школу находятся на наглядно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления. Но если строить обучение только на актуальном уровне развития, не стимулируется продвижение в развитии ребенка. Только использование зоны ближайшего развития создает благоприятные условия для продвижения вперед (12) Поэтому необходимо постепенно изменять характер заданий, используя, наряду с остальными, такие формы работы, которые способствуют продвижению учащихся к словесно-образному и словесно логическому уровням мышления. Если в начале учебного года дети в основном будут действовать на основе рисунков либо реальных предметов, то к концу его должно появляться все больше заданий, где деятельность учащегося регулируется текстом, не привязанным к рисунку.
В работе с младшими школьниками на уроках математики не менее важно ориентироваться на преобладание у них эмоционального восприятия той деятельности, которой они занимаются. То, что не вызывает у ребенка эмоционального отклика, который на первых этапах обучения должен быть только положительным, остается вне его внимания, а следовательно плохо усваивается (21) Загадочные рисунки, сюжет которых выявляется при раскрашивании или дорисовывании в связи с математическим заданием, необычные хитрые и логические задания, зашифрованные записи, кроссворды, ребусы, загадки помогут учащимся весело и без ощущения трудности овладеть математическими знаниями и связанными с ними умениями и навыками. Особенно эффективен такой подход в тех случаях, когда необходимо выполнять тренировочные упражнения при формировании скорости вычислительных операций, которые связаны с решением большого количества выражений. Если такие задания давать только в виде столбиков, решение которых становится самоцелью, то дети очень быстро устают и теряют интерес к монотонной работе. Но если видимой целью задания становится, например, раскрашивание загадочного рисунка и ли поиск выхода из лабиринта, а решение выражений выступает как средство, позволяющее выявить сюжет или найти выход, то ученики с увлечением справляются с гораздо большим объемом работы. При этом интерес к выполняемой деятельности сохраняется.
До сих пор в современной школе зачастую широко распространено мнение, что задача начального звена обучения состоит лишь в том, чтобы научить детей читать, считать и писать. На той же позиции стоят и многие родители. В результате при обучении младших школьников на первый план выдвигаются именно эти – очень важные, но тем не менее технические стороны учебного процесса, а его главное содержание отходит на второй план. В результате у ребенка может сформироваться превратное представление об изучаемых предметах. В частности, математика в сознании ученика станет ассоциироваться почти исключительно со счетом. Между тем, главным содержанием математики является не счет, а построение причинно-следственных цепочек и системы связей между понятиями. Отсутствие должного внимания к этому основному содержанию предмета на начальном этапе обучения может привести к тому, что возникнут серьезные трудности при столкновении с такой математикой при переходе учащихся в среднее звено.
Удивление ребенка – главный импульс к познанию. Чем более разнообразна структура уроков, чем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность, тем более результативной она становится. Желательно, чтобы каждый урок, помимо чисто математических проблем, способствовал и решению общеучебных задач, таких, как развитие произвольного внимания, умение планировать собственную деятельность и т. д. В любом случае уроки должны быть направлены на достижение оптимального общего развития учеников в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.
Возможность
представления заданий и
Для того чтобы каждый ребенок продвинулся в своем развитии, каждый из уроков должен внести свою лепту в развитие ребенка, стать очередным шагом на его пути вперед. Еще К. Д. Ушинский был категорически против уроков, которые построены на основе схематизма и трафарета, не побуждают ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не создают условий для развития способности к самообразованию. Несомненно, хороший современный урок дает возможность ребенку познать себя, сделать определенные открытия, искать верные решения, сомневаться и радоваться. Включение в урок игровых элементов помогает решить следующие задачи:
Для первоклассника, только поступившего в школу, учение – новое и непривычное дело. При знакомстве с новой школьной жизнью, которая обусловлена своими законами, нормами и правилами, игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что зачастую заранее вызывает у ребенка страх неизвестности, мешает свободному освоению знаний.
Основной тип дидактических игр, которые целесообразно использовать на начальных этапах обучения – это игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, возникающую в период адаптации ребёнка к школьному режиму (15)
При проведении дидактических игр любого вида необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она необходима. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре (особенно к творческим играм, где им предоставляется большая самостоятельность) При использовании командных игр следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер. В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся (19)
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. Ни в коем случае не нужно приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний. И в дальнейшем ученики, повзрослев, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный (10)
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.
Дидактические игры кратковременны, и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить. чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи (14)
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом). Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в игру. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий (9)
Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе