Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в таких методах воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, которые способствовали бы развитию его интеллектуальных, творческих, коммуникативных качеств.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет конкретно сформулировать цель данной работы: проанализировать и доказать и эффективность и ценность игровых средств для развития познавательной и эмоционально-личностной сферы младшего школьника.
Введение.
II. Целесообразность и эффективность введения игровых средств на уроках математики при обучении детей младшего школьного возраста.
1. Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
2. Теоретический анализ понятия «игра».
3. Характеристика основных видов игр и их классификация. Дидактическая игра.
4. Игра как ценное средство обучения учащихся младшего школьного возраста.
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
III. Заключение.
Игровые
компоненты урока особенно необходимы
в воспитании и обучении детей шестилетнего
возраста. В них удаётся сконцентрировать
внешне даже самых инертных детей. В начале
дети проявляют интерес только к игре,
а затем и к тому учебному материалу, без
которого участие в игре невозможно. Как
показывают наблюдения за детьми шестилетнего
возраста, наибольших успехов достигают
те учителя, которые отводят на игру третью
часть урока. Недооценка или переоценка
игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном
процессе. При недостаточном использовании
игры снижается активность учащихся на
уроке, ослабляется интерес к обучению,
при её чрезмерном использовании ученики
с трудом переключаются на обучение в
неигровых условиях (11)
5. Практическое применение игровых средств и методов на уроках математики в начальной школе.
Из всего вышеизложенного следует, что к началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством познания мира проявления и утверждения себя в нем.
Если рассматривать практические вопросы, связанные с требованиями к урокам математики в целом и к отдельным их элементам, то при включении игрового компонента в урок необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у детей наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Они призваны учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель (23)
Подготовка ребенка к школе включает формирование элементарных математических навыков и представлений, развитие математического мышления и сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью говорят, что могут считать до тысячи. Родители таких детей часто высказывают опасения, что их ребенку будет скучно на уроках математики, где в начале считают до десятка. Однако наблюдения показывают, что умение считать до ста и более еще не определяет математического развития ребенка. Нередко первоклассник, считающий до ста, испытывает серьезные затруднения при выполнении арифметических действий в пределах десятка. Дело в том, что дети часто заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Причиной трудностей, с которыми сталкиваются первоклассники при решении задач, может стать и отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают правую и левую сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние в шагах между различными предметами обстановки и т. п. Нередко дети даже не имеют представления о том, какими мерами пользуются при продаже молока, крупы, яиц, овощей и фруктов, тканей (8)
В начале школьного обучения от ребенка не требуется знания больших чисел. Но для того чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определенные представления о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 4, он должен уметь отсчитывать 4 предмета, пересчитать их по порядку (1, 2, 3, 4), сложить в одну группу, например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число кругов, квадратов.
На подготовительном этапе важно выявить простейшие числовые представления у детей, их умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Например, для игры «Составим узор» понадобится набор из 9 фигур — 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата. С одним набором ученик будет работать у магнитной доски (на специальном стенде), другие учащиеся составляют узор у себя на парте. Учитель дает следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика, или на листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга — 2 желтых треугольника, справа и слева — два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам листа, вверху и внизу — красные, справа и слева синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, трех узорах.
Для обобщения и систематизации количественных и пространственных представлений у детей, обучения их сравнению предметов по разным признакам можно предложить игру «Строители и садовники». Для этой игры понадобятся 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор из 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке, 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке). Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске (специальном стенде), другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом — низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома — высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя полосками зеленой бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева — небольшой гриб на тонкой ножке. Вариантов игры можно придумать множество.
Для того чтобы помочь учащимся научиться сравнивать группы предметов, можно предложить им игру “Составим поезда». Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов. С этой целью вызывают, например, семь учеников. Они составляют поезд из семи вагонов. Затем вызывают пять учеников, они составляют поезд из пяти вагонов. «Какой поезд длиннее? — спрашивает преподаватель. — Какой короче? Где вагонов больше? Где — меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов?» Игра сопровождается соответствующими действиями. Количество вагонов можно изменять два-три раза.
Накопление математических навыков и представлений происходит в начальной школе более эффективно с помощью использования на уроках математики игровых компонентов. В процессе игры младший школьник приобретает отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково, пополам. Во время игры учащиеся овладевают различными способами выполнения заданий.
Например, игры, направленные на развитие восприятия формируют у младшего школьника умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Другая группа игр, направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в действительности. Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте – это его устойчивость, переключение и распределение. С помощью игровых приемов можно постепенно совершенствовать свойства внимания ребенка, подготовить переход от непроизвольного внимания к произвольному (11)
Игровой элемент можно вводить на любом этапе урока – проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепления пройденного материала, повторение.
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае также возможно использование средств наглядности, но основное внимание следует обратить на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть различной - -коллективной, групповой, в парах и индивидуальной. Если игра проводится в группах в виде соревнования, то на доске или специальном табло необходимо отмечать специальными значками (плюсами либо звездочками) работу команд в течение урока, те очки, которые заработаны детьми во время выполнения игровых заданий. Если активность и интерес к выполняемым заданиям у какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков), то можно спросить того ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает для нее дополнительные очки. В конце урока обязательно нужно вместе с детьми подвести итоги, обратить внимание на особенности работы каждой команды, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце ее, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
Игра «Логическое домино» проводится в парах. Цель игры: закрепление знаний детей о свойствах предметов, развитие навыков логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Первый ученик кладет на стол фигуру. Его партнер прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от первой только одним каким-либо свойством (форма, цвет, величина). Игра «Кормление рыбок» поможет учащимся закрепить и совершенствовать вычислительные умения. Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовлен для работы на магнитной доске либо на специальном стенде. На каждой рыбке написан пример на сложение и вычитание. На доске также располагаются кормушки с числами, которые являются ответами на предложенные задания. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления. Такая игра может проводиться индивидуально и в парах. По мере овладения вычислительными навыками, усложняются примеры, написанные на рыбках, используются двузначные числа, добавляются задания на умножение и деление.
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра “Цепочка”, при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом. Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает на доске в специальной таблице звёздочками либо плюсами правильные ответы учащихся.
Для
закрепления состава чисел
Информация о работе Игровые формы обучения на уроках математики в начальной школе