Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа
в Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте…………………………4
1.1 Особенности игры детей раннего возраста……………………………….4
1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста……………………………8
2.Развитие социальных отношений у детей раннего возраста………………20
2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20
2.2 Особенности социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………………………22
2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей………….24
Заключение……………………………………………………………………..30
Литература……………………………………………………………………...33
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ
СПО Педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга
Влияние
игровой деятельности на развитие социальных
отношений у детей раннего
возраста.
Санкт-Петербург
2011год.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте…………………………4
1.1 Особенности игры детей раннего возраста……………………………….4
1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста……………………………8
2.Развитие социальных отношений у детей раннего возраста………………20
2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20
2.2 Особенности
социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………
2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей………….24
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Игра
- один из тех видов детской
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой - либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
В
современной педагогике игра рассматривается
как ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий
его основные потребности, прежде всего
в самостоятельности и активном
участии в жизни взрослых. В
отличии от повседневной жизни, где
ребенка постоянно учат и от всего
оберегают («Не упади!», «Не бегай!», «Вымой
руки!»), в игре он может все: летать в космосе,
учить школьников и даже взрослых и т.п.
Таким образом, малыш в игре, как указывал
К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживает
ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте.
1.1 Особенности игры детей раннего возраста.
Отечественные психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) считаю игру ведущей деятельностью, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.
По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются. В ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам и взрослым.(7)
По мнению О.В.Солнцевой» Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной, или самодеятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение. В игре развивается не только воображение, но и формируются другие личностные новообразования. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений».(13)
В раннем возрасте игра постепенно становится самой любимой и естественной деятельностью ребенка. Ребенок включается в разнообразные виды игровой деятельности: творческие сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражаниями, игры со строительным материалом.
К
двум годам ребенок уже способен
отображать в игре простейшие действия
с предметами, подражая действиям
взрослого (кормит и укладывает спать
куклу, прокатывает машинки и
др.). Ребенок передает несложный
сюжет из нескольких игровых действий.
Во
второй половине раннего возраста ведущая
форма общения ребенка с
Интенсивное
развитие активной и пассивной речи
в этот период приводит к тому, что
это общение все более
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во
второй половине раннего возраста существенно
возрастает познавательная активность
ребенка. Познавательная активность и
предметная деятельность тесно связаны
между собой и представляют собой
две стороны одного процесса. Познавательная
активность проявляется в отношении
детей к разным видам предметных
действий, интересе к разного рода
предметным задачам, длительности обследования
предметов, самостоятельности и
настойчивости в решении
К
концу раннего детства для
ребенка становится значимым не только
процесс действия, но и его результат.
Например, важно подмести пол, а не
просто изобразить движение руки с
веником. С середины третьего года жизни
ребенок ставит цели, достижение которых
соответствует значимому, общепринятому
результату, например, правильно сложить
пирамидку, сделать домик из кубиков
в соответствии с образцом и пр.
Важным компонентом в структуре
предметной деятельности становится появление
способности самостоятельно оценивать
полученный результат в соответствии
с исходном замыслом. С возникновением
этой способности ребенок обретает
такое важное личностное качество,
как самостоятельность, т. е. способность
без внешних побудителей
Самостоятельно
и правильно выполненное
Однако,
несмотря на относительную
На
третьем году жизни углубляется
дифференциация предметно-познавательной
и игровой деятельности, которая
лишь намечалась на предыдущем этапе.
Если предметно-познавательная деятельность
осуществляется как познание и усвоение
определенных, культурно-нормированных
действий со знакомыми и малознакомыми
предметами, то игровая - предполагает
элементы творчества и становление
игровых замещений.
1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения с взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников. (12)
Во
время самостоятельной
Для
воспитателя организация
Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной с взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей.
Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям взрослых, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.
Самые
первые игры взрослых с детьми –
«Прятки», «Ладушки» и многие другие
включают в себя элементы условности,
сочетающие словесное обозначение
и несложные действия персонажа,
которые взрослые многократно адресуют
малышу.