Игровая деятельность,как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

в Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте…………………………4
1.1 Особенности игры детей раннего возраста……………………………….4
1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста……………………………8
2.Развитие социальных отношений у детей раннего возраста………………20
2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20
2.2 Особенности социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………………………22
2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей………….24
Заключение……………………………………………………………………..30
Литература……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

       Принимая  ребенка впервые в группу, воспитатель  должен все о нем знать, получив сведения у врача, из беседы с родителями или в результате посещения семьи до прихода малыша в дошкольное учреждение. В первые дни его пребывания в группе не следует резко нарушать то, к чему малыш привык дома, даже если эти привычки и не совсем правильны. Скажем, ребенок привык дома спать с пустышкой, на первых порах не следует его отучать. Но воспитатель должен терпеливо объяснять родителям, что по возможности они должны постепенно к этому готовить малыша; рассказывать, какие навыки, умения нужно формировать у детей дома, какими методами при этом пользоваться. (10)

       Дети  раннего возраста внушаемы, им легко  передаётся настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику отрицательно влияют на поведение малыша.

       Руководя  игровой деятельностью детей, воспитатель  прежде всего, воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживая положительные эмоции. Особенно радуют малышей совместные переживания при наблюдении за окружающим, совместные игры. При этом воспитатель направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти себе дело, обучает его тем действиям, которыми он еще не овладел, переключает его с одного вида деятельности на другой, усложняет его деятельность, продлевая ее, оценивает поступки малыша, его действия.

       Во  время игровой деятельности ребенка воспитатель формирует его поведение: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание уделяет формированию положительного взаимоотношения между детьми: учит не мешать игре другого ребенка, вызывает интерес к играм друг друга, поощряет умение играть рядом и первые совместные игры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязанность друг к другу, сочувствие, помощь, умение поделиться своей любимой вещью.

      При руководстве играми детей воспитатель  формирует у них психические процессы — внимание, память, воображение; стимулирует речевую активность, поддерживая любые обращения к нему малышей, вызывает у них потребность в речевом общении.

      Совместные  с ребенком игры открывают большие  возможности для формирования личности малыша, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять определенные его требования: собрать игрушки и разложить их на свои места, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети при этом должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно». (12)

      Организуя игру детей и руководя ею, воспитатель  разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды, и т. д.

      Социально-личностное развитие ребенка предполагает формирование у него положительного отношения  к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

      С раннего возраста ребенок воспринимает ровесника не как физическое тело, а как похожее на себя существо. Дети радостно обнаруживают общие предметы или черты, охотно воспроизводят  движения другого малыша, подражают  его звукам, хотя самого сверстника как бы  не замечают. «Смотрясь» в сверстника, как в зеркало, ребенок выделяет и объективирует свои отдельные качества.

      Для формирования и поддержки у ребенка  положительного отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять  внимание к желаниям и предпочтениям  малыша, чутко реагировать на все  его переживания. Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления  о его внешнем облике, возможностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи.(19)

      Важную  часть педагогического процесса составляет формирование у детей  социальных навыков. В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого.

      Для социально-личностного развития ребенка  большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра –  стать основной формой организации  разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели  организуют с детьми игры-забавы и  дидактические игры; специальной  задачей является развитие у детей  процессуальной игры, в ходе которой  дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой  детей, так и индивидуально с  каждым ребенком.(4)

      Содержание  программы «воспитания и обучения в детском саду» призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения  к окружающему миру, любви к  родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной  символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

      В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические  представления, навыки культурного  поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное  отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо  оценивать свои поступки и поступки других детей.

      В соответствии с содержанием программы  дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, а также действиями с игрушками и предметами- заместителями.(10)

      Воспитатель должен создавать у детей доброе, радостное настроение, желание спокойно и самостоятельно играть.

      Развивать сенсорные способности детей, их речевое общение с взрослыми  и сверстниками, умение играть вместе без конфликтов.

      Учить выполнять несколько игровых  действий с одним предметом и  переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Содействовать  желанию детей самостоятельно подбирать  игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов-заместителей.

      Учить выполнять с помощью взрослого  несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Подводить к пониманию  роли в игре. Формировать начальные  навыки ролевого поведения, связывать  сюжетные действия с названием роли.(11)

      Развивать у детей желание играть вместе. Помогать им, вводить подвижные игры в канву сюжетно-ролевой игры.(19). Поддерживать интерес к подвижной игре атрибутикой, музыкальным сопровождением и т.п.

      Продолжать  учить выполнять движения по слову (сигналу) взрослого, не мешать другим детям.

      В играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов: собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, овал, треугольник, квадрат); составлять целое из четырех частей разрезных картинок, складных кубиков; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).(3)

      Проводить с детьми дидактические игры на развитие внимания и памяти (чего не стало и т.п.); слуховой дифференциации (что звучит и т.п.); тактильных ощущений, температурных и весовых различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый», и т.п.); мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.п.(17). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      В детстве у человека формируется  самосознание, и начинают складываться первые представления о самом себе. Постепенно возникают устойчивые формы социального взаимодействия. Нормы своей культуры, как социального, так и морального характера усваиваются, давая возможность самостоятельному построению поведения.

      В советской педагогике и психологии всестороннее развитие ребенка связывается с возникновением и формированием разных типов детской деятельности. Основные ее виды - игра, элементарный труд и учеба - образуют целостную систему педагогического процесса детского сада. В центре этой системы находится игра. За ней в отечественной дошкольной педагогике и психологии прочно закрепилось определение ведущей деятельности.

      Игра  имеет преимущество перед другими  видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность  детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления  об окружающем. В игре все условно, все понарошку - действия, роли, место. В игре ребенок может полететь на Луну, стать отважным моряком, лечить больных, учить детей. Таким образом, игра, с одной стороны, позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщить к самым разнообразным сферам жизни взрослых.

      Игра  развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает  первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, создается почва для  формирования инициативной, пытливой личности.

      Роль  воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Педагог ни в коем случае не должен быть равнодушным к игровой деятельности детей.

      Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь

      Макаренко А.С.говорил:- «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет  то же значение, какое у взрослого  имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет в работе, когда  вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

      Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

      Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность; должно быть воздействие  педагогическим коллективом на детский  коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.

      В детском саду решающее воздействие  на ребенка имеет учитель. Но с  возрастом большее влияние приобретают  среда, мнение сверстников, коллектива.

      При руководстве коллективом педагог  должен стремиться, чтобы все были вовлечены в коллективную деятельность. При этом важно совпадение интересов  коллектива и ребенка.

      Коллективная  деятельность является одной из главных  форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, туристская, культурная и эстетическая деятельность. При этом важное значение имеют традиции детского коллектива как устоявшийся, поддерживаемый всеми обычай. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

      Дошкольное  детство — это особый период развития человека, когда закладываются фундаментальные  общечеловеческие качества, формируется  отношение к окружающему миру и самому себе, то есть происходит социальное становление личности ребенка. В  дошкольном возрасте в сфере поведения  формируются самостоятельность, ответственность, инициативность, креативность, способность  к выбору, к свободным действиям, к самоограничению. В сфере отношения  к самому себе формируются образ  своего “я”, проявление собственных  желаний, стремление к самопознанию, осознание своего места в системе  отношений с другими людьми, самооценка, чувство собственного достоинства, соблюдение дисциплины. В этом возрасте ребенок усваивает социальные эталоны, которые он использует при оценке поступков своих и других людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Игровая деятельность,как средство развития социальных отношений у детей раннего возраста