Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа
в Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Развитие игровой деятельности в раннем возрасте…………………………4
1.1 Особенности игры детей раннего возраста……………………………….4
1.2 Игровая деятельность детей раннего возраста……………………………8
2.Развитие социальных отношений у детей раннего возраста………………20
2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20
2.2 Особенности социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………………………22
2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей………….24
Заключение……………………………………………………………………..30
Литература……………………………………………………………………...33
Введение
в игру предметов-заместителей значительно
расширяет ее горизонты, делает более
интересной, содержательной, творческой.
Имея под рукой предметы-
Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий.
Собственно ролевое поведение в игре с сюжетными игрушками появляется лишь в конце раннего возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни.
Самым естественным для детей способом «вхождения в роль» являются игры-забавы. Стимулируют ролевое поведение и авторские стихи, написанные для самых маленьких. В ходе таких игр движения ребенка и взрослого изображают действия персонажей, а сопровождающие их стишки выражают их эмоциональное состояние и объясняют смысл игры.(12)
Хорошим приемом стимуляции ролевого поведения является сравнение ребенка с детенышами животных, побуждение к подражанию их движениям и звукам. Ролевое поведение стимулируют также игры, в которых дети могут изображать предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира (снежинки, цветочки, самолет, пароход и т.д.).
Имитация движений и звуков стимулирует создание образов-представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. В такие игры хорошо играть с несколькими детьми.
Стимуляцию ролевого поведения можно также осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла: «Давай, Даша, ты будешь спать как медвежонок, крепко-крепко, сейчас я тебя накрою одеяльцем, будто ты в берлоге», «А ты, Денис, будешь спать как котенок? Мур-мур, мяу, спи мой котик, мой малыш» и т.д.(6).
На
третьем году дети начинают принимать
на себя роль взрослого, а также распределять
роли между персонажами игры. В
этом возрасте малыш способен соотнести
свои действия с действиями взрослого,
называя себя его именем («Катя
– мама», «Саша – папа», «кукла
– дочка»). Однако создавать условия
для принятия ребенком ролевого поведения
можно начинать гораздо раньше, поначалу
лишь ограничиваясь комментариями
к игровым действиям малыша, увязывая
их с ролью. Например, воспитатель
говорит девочке, играющей с куклой:
«Как ты, Леночка, хорошо укачиваешь лялю,
как мама. Ты – мама, а кукла
– дочка». Другим приемом является
принятие взрослым на себя роли, называние
роли персонажа по ходу совместной
игры с ребенком. Например, воспитатель
говорит: «Я – мама, а это –
мой сыночек» или «Я – доктор,
а это – больной» и обращается
к персонажу: «Сыночек, пора купаться»
или «Больной, вам нужно сделать укол».
Персонажем таких игр может стать и сам
ребенок. В этом случае воспитатель называет
себя мамой, а ребенка дочкой или сыночком.
(8)
Если малыш уже умеет брать на себя некоторые роли в ходе совместной игры с взрослым, тот может предложить ему поменяться ролями.
В
процессе таких игр ребенок постепенно
осваивает разные ролевые отношения,
учится строить диалоги, общаться с
партнером по игре.
2. Развитие социальных отношений у детей раннего возраста.
2.1 Социализация детей раннего возраста.
Дошкольный
возраст – яркая, неповторимая страница
жизни каждого человека. Именно в
этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка
с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим
ценностям. Дошкольное детство –
время первоначального
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. В группе для ребенка создается атмосфера домашнего тепла.
Работа по социализации детей раннего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей:
Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.(12)
Результатом
ранней социализации является готовность
в дальнейшем детей к школе
и свободное общение со сверстниками
и взрослыми. От того, как происходит
процесс ранней социализации, во многом
зависит дальнейшая жизнь человека, так
как в этот период примерно на 70% формируется
человеческая личность.
(16)
2.2 Особенности социальных отношений детей раннего возраста.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами « радуется», « сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой, хороший, красивый».
Совершенствуется
самостоятельность детей в
На втором году закрепляется и углубляется потребность общения с взрослым. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми. (4)
У
детей сохраняется и
Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее от соседа, но, не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает.(3). Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в процессе предметно-игровой деятельности и режимных процессов, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать « дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.(11)
На фоне «охраны» деятельности каждого нужно и возможно формировать элементы совместных действий. Сначала по подсказу взрослого, а потом самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести нужную часть одежды, предмет, необходимый для продолжения игры: кубики, колечки для пирамидки и т.д.
При помощи игр ребенок развивается в следующих социальных отношениях:
С каждой новой игрой, новым занятием или игрушкой, ребенку понадобится набор слов, которые потребуются ему, чтобы объяснить суть происходящего. Игры являются очень влиятельным инструментом в развитии речи ребенка, а в дальнейшем оказывают воздействие на социальные отношения и речь, которая понадобится для их развития. Все виды игр позволяют ребенку практиковать свою речь.
Игры могут помочь в развитии координации и движений тела ребенка, потому что в играх задействуется бег, прыжки, скачки, которые способствуют развитию мышц и равновесия. Если ребенок будет бросать и ловить определенные предметы, это позволит развиться его основным двигательным навыкам. Физические упражнения также способствуют развитию чувства уверенности в себе у ребенка.
Игры позволяют ребенку выражать свои чувства: как отрицательные, так и положительные. Например, он может излить все свое раздражение на игрушках, нежели на других детях или взрослых. И во время этого, он сможет научиться эффективно, контролировать свой гнев. Аналогично ребенок может выражать любовь и привязанность во время игр. Спокойные занятия могут оказаться полезными для ребенка, которому необходимо побыть некоторое время в одиночестве.
Ваш ребенок впервые научится строить отношения с окружающими в процессе игры. Его группа в детском саду поможет ему развить навыки, необходимые как для взрослых, так и для детей. Ребенок познает такие социальные навыки, как умение дожидаться своей очереди и делиться с окружающими, а также начнет обращать внимание на эмоции окружающих и впоследствии сможет делать выводы об этих эмоциях.
Посредством
игр ребенок получит представление
об общих фактах. Он сможет исследовать
необычные материалы, например, сухой
или мокрый песок, попытаться сделать
что-нибудь необычным способом и
найти ответы на сложные вопросы.
Это развитие начинается, когда малыш
начинает играть со своими пальчиками
ног, и продолжается, когда он начинает
схватывать предметы и тащить их в
рот. (17)
2.3 Роль воспитателя на развитие социальных отношений детей.
В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение — залог уравновешенного состояния малыша. (12)
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребенком занимаются несколько человек: мать, отец, бабушка и другие взрослые — и действия их в отношениях с ним не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях. В этих случаях малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так, сами взрослые часто являются причиной неуравновешенного поведения детей. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в детском учреждении требования к детям были одинаково посильными, согласованными между родителями и воспитателями.