Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:29, курсовая работа
Цель исследования изучить основу современной дидактики, поразмышлять над ее проблемами, дать общее представление об актуальных проблемах и противоречиях современного образования, требованиях к нему. Раскрыть суть подхода современной дидактики в образовании. Обозначить функции дидактики в современной практике образования. Представить современное обучение как синтез традиций отечественного образования и инновационных педагогических поисков.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ….……………………………………………….
7
1.1. Особенности современной дидактики…..……….…………..
7
1.2. Идеи и подходы современной дидактики……………………
13
Выводы по I главе…………………………………………………
18
ГЛАВА 2. ПОРЦЕСС ОБУЧЕНИЯ………………………………….
20
2.1Современные теории обучения (концепции)………………………….
20
2.2 Виды обучения…………………………………………………
42
Выводы по 2 главе…………………………………………………
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
Таковы особенности практики обучения в дореформенной и вновь перестраивающейся школе.
Подходы к обучению (по П.И. Пидкасистому)
Рецептивно-отражательный подход к обучению (сложившаяся дидактическая система) |
Конструктивно-деятельностный подход, обучение, построенное на современной основе (дидактическая система, которая формируется) |
Ближайшая цель урока – усвоение знаний; выработка умений и навыков, понимание учебного материла |
Прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов |
Содержание урока – программные знания, материал учебника |
Содержание урока – освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности и в себе |
Движущие силы учения – угрозы, приказания, запрещения, наказания, отметка, соревнование с другими |
Движущие силы учения – радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе |
Способы работы на уроке – объяснение, повторение, упражнение, заучивание наизусть, действие по образцу |
Способы работы – совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися |
Организация традиционного урока, расчленение на ступени при господстве фронтальной работы: опрос-подготовка учащихся к восприятию нового материала, обобщение его, выяснение уровня понимания (проблемные вопросы), закрепление |
Организация современного урока: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных задач (практических и научных), преобладание групповой и индивидуальной работы с включением на одном из этапов всех в непродолжительную фронтальную работу для приближения коллективно найденной цели |
Роль учителя как всевластного и всезнающего, непререкаемо начальника и распорядителя судьбой ученика |
Учитель – помощник, старший друг, советчик и соратник в поисках истины, в овладении мастерством |
Первая обязанность учителя – сообщение знаний в такой форме, чтобы оно могло быть усвоено быстро, прочно и долго сохранялось в памяти. Дело учащихся – откладывать в своем сознании информацию, чтобы предъявлять ее по первому требованию учителю и ждать за это отметки-оценки |
Первая обязанность учителя – организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело учащихся – активно участвовать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир. |
Конечные результаты учения – соответствие знаний, умений, навыков учащихся запрограммированным стандартам, выявляемое опросом, экзаменом, способностью действия по образцу |
Главный результат обучения в перестраиваемой школе – способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством |
Сравнительный анализ моделей обучения с позиций описанных подходов, проведенный В.Я. Ляудис, позволяет выделить их существенный характер по основным параметрам дидактической системы
Информация о работе Характеристика современных дидактических концепций