Характеристика современных дидактических концепций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования изучить основу современной дидактики, поразмышлять над ее проблемами, дать общее представление об актуальных проблемах и противоречиях современного образования, требованиях к нему. Раскрыть суть подхода современной дидактики в образовании. Обозначить функции дидактики в современной практике образования. Представить современное обучение как синтез традиций отечественного образования и инновационных педагогических поисков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ….……………………………………………….
7
1.1. Особенности современной дидактики…..……….…………..
7
1.2. Идеи и подходы современной дидактики……………………
13
Выводы по I главе…………………………………………………
18
ГЛАВА 2. ПОРЦЕСС ОБУЧЕНИЯ………………………………….
20
2.1Современные теории обучения (концепции)………………………….
20
2.2 Виды обучения…………………………………………………
42
Выводы по 2 главе…………………………………………………
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………

Файлы: 1 файл

Мишакова.К Курсовая 1 «ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИИ».doc

— 2.34 Мб (Скачать)

  Современная концепция подразумевает, что и учение, и преподавание – есть неотъемлемые составляющие процесса обучения. Ее суть заключается в том, чтобы использовать положительные стороны как одной, так и другой доктрины.

Современная дидактическая концепция отличается тем, что она основана на взаимодействии и взаимопонимании, содействии, учителя и ученика. У учителя главная задача состоит в том, что бы обозначить цель, построить проблему; он как бы является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной искусственно созданной ситуации. Учебный процесс основан на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Однако, в отличие от педоцентрической концепции, учитель не ждет, пока ученик отыщет проблему, он искусственно создает ее. В порцессе совместной работы учителя и ученика задача решается. В порцессе обучении так же приветствуются анализ знаний и коллективная деятельность. Уроки сотрудничества, сотворчества - это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) - осмыслил - сказал - запомнил» к схеме  «услышал - запомнил - пересказал». В современной дидактической системе смысл обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Она прежде всего отличается  разумным сочетанием педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Современная дидактика нацелена  на разумный рационализм. Ее задача и главная цель — вывести учащихся на заданный уровень обучения при этом  по минимуму затратив, сил, средств и времени.

Все принципы, требования и рекомендации исходят из современной педагогической концепции, которая составляет гуманистический характер и обозначает главной целью образования, воспитания, реализацию и самореализацию, которая заложена в человеке личностного потенциала. Концепция эта с учетом ее дидактической интерпретации (истолкования) и составляет основной теоретический базис дидактики - понимание обучения в первую очередь как развивающего и воспитывающего процесса, как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан. При этом выделяются: социальная функция обучения, призвана формировать личность, которая отвечает общественным потребностям, перспективам развития общества, способную адаптироваться и активно существовать и трудится в современном мире; личностно-развивающая функция, развивает в человеке способности к само регуляции, и самореализации, выявление его духовной сущности (идеалы, познавательные способности, ценности,), нравственном становлении. В современных условиях обучение должно выполнять также функцию здоровьесбережения (валеологическую), функцию трансляции культуры и функцию социальной защиты и так же подготовки учеников к ее творческому развитию. Другое дело, как и на сколько выполняются эти функции.

В современной концепции в первую очередь акцент делается на активные формы учебно-педагогического процесса – активное взаимодействие, сотрудничество обучающихся и педагогов, и непосредственно самих учеников друг с другом.

Данная трактовка сменила само понимание обучения, как обучение учеников под руководством педагога системой научных знаний о мире и научно обоснованными способами деятельности (так называемая ЗУН-дидактика, где ЗУН - знания, умения, навыки), и так-же немного позже сформулированной концепции обучения как развития интеллектуальной сферы, познавательных способностей и интересов учеников на той же основе овладения системой знаний и научно обоснованных способов деятельности. Современная концепция, ничего не потеряв, стала глубже и шире. Она стала глубоко личностной,  оставаясь при этом социальной,

 

 

1.2 Идеи и подходы современной дидактики

 

Рассмотрим самые общие и значимые идеи и подходы и принципы современной дидактики.

Личностный подход, который подразумевает в качестве главного ориентира, основного содержания и главного критерия успешности обучения не только функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, знания, умения, навыки, но и выявление личностных качеств: общественной активности, направленности, творческих способностей и умений, эмоциональной сферы, воли, черт характера.

Личностный подход предполагает в себе стремление открыть и сформировать личность, уникальную человеческую индивидуальность, открыть лучшие черты, зародить индивидуальный стиль деятельности, и в то же время устранить негативные индивидуальные проявления каждого ученика. Для этого прежде всего нужно отказаться от валового, усредненного подхода к воспитанию и обучению, удаление бюрократического стиля обучения, подавляющего личность, создать  условия для максимального зарождения положительных задатков, самобытности и оригинальности человека. Также стоит иметь в виду, что важным источником развития обучающегося как личности, становится противоречие между его потребностью в своей персонализации , потребностью быть личностью и объективной заинтересованностью референтной для данного обучающегося общности (коллектива) обращать внимание лишь на те проявления индивидуальности, которые отвечают задачам и нормам функционирования и развития последней (А. В. Петровский, Л. М. Фридман).

Деятельностный подход предполагает в себе направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности.  Ведь только через собственную деятельность человек воспринимает науку и культуру, способы изучения и преобразования мира, строит и совершенствует личностные качества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др.).

Социальная направленность и коллективистский подход это педагогический процесс направленный на строение общественно ценных отношений, ведь именно внешние отношения, в которые личность входит в процессе деятельности и общения, формируют внутреннее отношение человека к общественным ценностям, людям, делу, к самому себе. Все психические функции образуются изначально преимущественно в коллективно распределенной деятельности и только потом становятся достоянием личности, интериоризируются, выражаются в индивидуальной форме деятельности (Л. С. Выготский). Психологи сделали вывод, что в обучение коллективная деятельность чаще всего должна предшествовать индивидуальной, что именно диалог, спор, состязательность, сопоставимость и другие особенности совместной деятельности помогаюь рассуждению, оценки, отношения, эмоциональные реакции и другие проявления личности.

Существует Целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса в современном понимании он связан с общим комплексным планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и вне учебной деятельности учеников целого комлекса образовательных и развивающих задач (Ю. К. Бабанский), преодалевание "мероприятийного" характера деятельности, заформали-зованности общения. Необходим также поиск эффективных форм интеграции содержания учебных предметов, естественного и гуманитарного образования, а также образования, производства, науки, искусства, жизненного опыта ("витагенное" образование, по А. С. Белкину).

Оптимизационный подход предполагает в себе достижение максимально возможных результатов для конкретных условий на базе экономных затрат сил и времени обучаемых (воспитуемых) и педагогов (Ю. К. Бабанский).

Технологический подход дает возможность отрабатывать схемы и алгоритмы воспитуемых и учебной деятельности, которые гарантируют получение результатов.

Творческий, инновационный подходы предполагает постоянной диагностики, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности, исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, неустанного педагогического экспериментирования сотрудничества в обнаружении истины, (В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, П. И. Пидкасистый и др.).

Данные подходы в учебном процессе тесно взаимосвязанны взаимообуславливают, друг друга. Они все являются крайне важными, основополагающими.

В конечном итоге любая наука должна служить практике, прикладная же наука, к которой относится педагогика, связана с практикой непосредственно. Она служит улучшению, совершенствованию практики, развитию. Педагогическая практика и практика более широкая - социальная - дает науке свой "социальный заказ", ставит проблемы, требующие разрешения. Характер обучения, его содержание и методика, подвергаются  изменениям в соответствии с социальной ситуацией в современном мире и вытекающей из нее ситуацией обучения и развития личности, так же наследуя классические традиции.

Какие же проблемы практического обновления и развития отечественного образования на рубеже второго и третьего тысячелетий наиболее актуальные?

Во первых, это изменение цели образовательной системы, уход от "знаниецентрической" организации, ведущими целями и результатами обучения которых являются знания, умения и навыки ученика, переход к гуманистической личностно-центри-рованной ориентации, главной целью которой является образования к самореализации сущностных сил, развитию способностей и дарований, человека. (В.В.Сериков, Н.Я.Якиманская, Н.А.Алексеев и др.).

Не смотря на переориентация и смену приоритетов, не порисходит отказа от традиционных ценностей, от популярного девиза "Знание-сила". Система знаний и способов деятельности, качество знаний (полнота, глубина, систематичность, гибкость, осознанность, действенность) остаются основополагающим, несущей конструкцией образовательного процесса. Ведь, по выражению К. Д. Ушинского, "пустая голова не мыслит", речь идет о том, что знания сами по себе еще не являются конечной целью и результатом самообразования или обучения.

О соотношении социальной и личностной ориентации образования можно сказать тоже самое. Все это актуальные воспитательные цели, включенные в образовательный процесс. Личностная ориентация вовсе не вытесняет социальной направленности образования, она лишь требует, что бы человек включался в социальные процессы как развивающаяся, социально устойчивая и одновременно мобильная, ответственная и в то же время свободная, творческая личность. Именно поэтому общую ориентацию современного образования можно определить как личностно-социальную, или социально-личностную (это зависит от расстановки акцентов), что в конечном итоге совпадает с классической традицией (А. Дистервег, И. Песталоц-ци, К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев и др.). В последнем случае можно смело с самыми серьезными намерениями пошутить, что в образовании, как и в библии при сотворении вселенной, вначале было СЛОВО, которое может расшифровываться как социально-личностно ориентированное воспитание и обучение.

Второе изменение в образовательной стратегии это стремительное расширением содержательной базы образования. Например еще совсем недавно основополагающие содержание образования сводили к системе научных знаний или (в школе) к обучению основ научных знаний, а также умений и навыков, теперь же содержательной основой образования стала вся отечественная и мировая культура. Другими словами, это все достижения человечества, которое способствует его прогрессивному развитию: прежде всего это "вечные" человеческие ценности (свобода, труд, мир, семья, отечество и др.) и научные, осмысленные знания, а также представления, построенные на общем восприятии, интуиции чувстве, получившие отражение в религии, искусстве, житейском опыте или народных традициях, способность к творчеству. Такой поворот событий значительно усложняет и без того непростую процедуру отбора содержания школьного и вузовского образования (И. Я.Лернер, М. Н. Скаткин, В. С.Леднев и др.).

Очень важным так же является то факт , что Российское образование переходит на позиции вариативности образовательных программ и многообразия типов учебных заведений. В России многие годы все учебные программы оставались стандартными, унифицированными и одинаковыми. Учебники и учебные планы шаблонные а учебные заведения строго регламентированного типа. В наше время у семьи, у учащихся появляется реальная возможность выбора уровня и характера образовательных программ, типа учебного заведения. Хотя вариативность, свобода выбора ограничены рамками единых образовательных стандартов (образовательного минимума), единых образовательных цензов (требований к соответствующим результатам образования по завершении того или иного этапа образования), что предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании".

Тенденциями большей ориентации на региональные и этнические особенности также, определяются характер современного образования, его проблемы и запросы, постепенно происходит переход к нетрадиционным методам обучения, активным использованием психолого-педагогической диагностики и многими другими факторами.

 

Выводы по I главе

На данный момент серьезной проблемой, которая сейчас стоит перед образованием это - проблемы определения сроков начала систематического школьного образования (6- 7- 8 лет), общей продолжительности основного и полного среднего образования (возможный переход от 10-летнего к 12-летнему образованию). Появление платных образовательных услуг, постепенный переход, особенно высшей школы, на платное образование усложняет положение. А так же очень актуальны частые проблемы со  здоровьем учащихся, доставшиеся в наследство от прошлых десятилетий. На данный момент по оценкам медиков, здоровых детей поступают в школу 40 - 50%, а к ее окончанию здоровых учащихся остается всего 10 %. Одним из главных факторов ослабление здоровья выступает хроническое переутомление учащихся, особенно заметная в высших образовательных учреждениях типа - лицеях, гимназиях, колледжах.

Все эти проблемы приходится решать в процессе инновационного развития российской образовательной системы, выбора и совершенствования технологий, составления образовательных программ, оптимизации условий обучения. Решают данные проблемы не только и не столько руководители образования, составители общегосударственных программ и авторы учебных пособий, сколько педагоги-практики, непосредственно работающие в школе, колледже, вузе.

Изучение самой теории обучения дает им ориентиры, помогает найти точки опоры и выявить основные направления работы, так же очень важно понять состояние и тенденции развития образовательной практики, те процессы, которые в ней происходят. Знакомство с опытом творчески работающих педагогов и учреждений задает некие образцы деятельности, хотя главные обретения и достижения зарождаются в собственном творческом опыте педагога, в котором и формируется его педагогическое мышление.

Информация о работе Характеристика современных дидактических концепций