Графическое образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:56, реферат

Краткое описание

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения графики в школьном курсе 4
1.1. Анализ учебников и учебно-образовательных программ по черчению 4
1.2. Цели и задачи курса графики 8
1.3. Формирование графических навыков у школьников 12
Глава 2. Методика изучения графики в курсе технологии 7 класса 17
2.1. Характеристика программы по курсу черчения 7 класса 17
2.2.Методические разработки урока по теме «Линии» 21
2.3. Методические разработки урока по теме «Правила оформления чертежа». 23
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.docx

— 151.14 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение 2

     Глава 1. Теоретические основы изучения графики в школьном курсе 4

     1.1. Анализ учебников и учебно-образовательных программ по черчению 4

     1.2. Цели и задачи курса графики 8

     1.3. Формирование графических навыков у школьников 12

     Глава 2. Методика изучения графики в курсе технологии 7 класса 17

     2.1. Характеристика программы по курсу черчения 7 класса 17

     2.2.Методические разработки урока по теме «Линии» 21

     2.3. Методические разработки урока по теме «Правила оформления чертежа». 23

     Заключение 27

     Список литературы 28 
 

     Введение

     Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

     Черчение (графика) является той частью раздела  «Технологии», при изучении которой  учащиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений  и графической деятельности.

     Через графическую деятельность реализуются  одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и др., благодаря  чему у ученика создается общность многих психических функций. При  построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестетическими и моторными  функциями рук, что является, согласно данным психологии, важнейшим условием дифференцировки пространственных отношений объектов.

     В последние годы резко повысилась информативность графических изображений, что предопределило переход черчения к компьютерной графике.

     Графическая подготовка - процесс, обеспечивающий формирование у учащихся рациональных приемов чтения и выполнения различных графических изображений, встречающихся в многоплановой трудовой деятельности человека. Графическая подготовка дает основы графической грамоты, позволяющей учащимся в некоторой степени ориентироваться в чрезвычайно большом объеме графических информационных средств.

     В школе графическая грамотность  формируется совокупностью многих факторов учебной деятельности, протекающей  на уроках целого ряда дисциплин при  ведущей роли предмета «Черчение». Эта дисциплина дает теоретические основы правил построения, чтения и оформления различных графических документов, а также делает возможным формирование у учащихся обобщенных приемов графической деятельности, используемых как при изучении других школьных дисциплин, так и в практической работе. В связи с этим процесс поиска дидактических средств повышения качества графической подготовки учащихся общеобразовательной школы, разработка ее нового содержания следует рассматривать как общепедагогическую проблему, а в контексте с работой по подготовке и повышению квалификации кадров в системе непрерывного образования и как государственную задачу.

     В связи с выше сказанным, сформулируем тему данной курсовой работы: «Методика изучения графики в 7 классе на уроках технологии.

     Цель изучения раздела: закрепление и расширение теоретических знаний и углубление умений использовать эти знания для решения конкретных учебно-воспитательных задач методического характера, на примере изучения раздела «Графика» 8 класс.

     Для достижения поставленной цели решаются следующие  задачи:

  • Изучить историю развития графической культуры;
  • Рассмотреть цели и задачи курса «Графика»;
  • Общие вопросы организации уроков графики
  • Разработать учебную документацию (рабочую программу, календарно-тематический план, поурочные планы);
  • Рассмотреть основные методы, применяемые при преподавании данного предмета

     Глава 1. Теоретические основы изучения графики  в школьном курсе

     1.1. Анализ учебников и учебно-образовательных программ по черчению

     Общеобразовательный предмет «Черчение» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными  процессами, происходящими в обществе. Совершенствуется, обновляется, пересматривается графическая подготовка школьников с информационных и культурологических позиций. Информатизация общества создала предпосылки и обусловила необходимость пересмотра целей, задач, содержания школьного курса черчения, что обусловило разработку новых учебных программ по черчению.

     Очень важную роль играет учебник в процессе выполнения упражнений и обязательных работ. Здесь учитель может порекомендовать  учащемуся, у которого возникли трудности, посмотреть учебник, прочитать нужный раздел или рассмотреть иллюстрацию  к построению. Более конкретную помощь можно оказать учащемуся, если после  чтения книги трудность осталась непреодоленной. С наибольшей эффективностью используется учебник в процессе домашней работы при повторении пройденного материала, выполнении практических работ. Учебник помогает привести в стройную систему изложенные на занятиях сведения, развивает логическое мышление, формирует речь учащихся.

     Особое  внимание следует уделить контролю за умением учащихся самостоятельно работать с литературой, привитию учащимся навыков планирования и самоконтроля, умения пользоваться оглавлением, сносками, примечаниями, алфавитным и предметным указателями, постоянно встречающимися в учебной литературе, то есть всем справочным аппаратом книги. Такие навыки не возникают самопроизвольно, им нужно и можно обучать; владение ими облегчает работу учащегося. Сюда же можно отнести умения составить тезисы, вести конспект, воспользоваться библиотечным каталогом для подбора литературы по нужному вопросу и т.д.

     В настоящее время существует множество  учебников и учебных пособий  по черчению, поэтому одной из главных  задач учителя является правильно  подобрать учебную литературу и  рекомендовать ее учащимся.

     Далее дадим краткую характеристику действующим в настоящее время учебникам по черчению.

     «Черчение. 7—9 классы» (под редакцией В. В. Степаковой). В этой программе реализуется новая концепция графической подготовки. Основным концептуальным положением ее стало представление о необходимости приобщения школьников к графической культуре, понимаемой как совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической, технической и другой информации о предметном мире, а также созидательная профессиональная деятельность по развитию графического языка (совершенствование и создание новых изобразительных и знаковых систем). Графический язык — исторически сложившаяся совокупность изобразительных и знаковых систем, выполняющих познавательную и коммуникативную функции в процессе научной и производственной деятельности человека.

     Новые цели и задачи курса черчения вызвали необходимость расширения предметной области черчения за счет введения материала о графическом языке, представляющем собой совокупность изобразительной и знаковой систем отображения информации о трехмерных объектах, созданных человеком. «Черчение» понимается как учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах и правилах выполнения, чтения некоторых видов графических изображений. Должное внимание уделяется освещению исторических аспектов появления графического языка, совершенствованию его методов, развитию систем, составляющих его.

     Таким образом, приобщение к графической культуре становится целью обучения черчению, которая конкретизируется в основных задачах:

  • изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;
  • освоении правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
  • развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;
  • развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

     Исходя  из этого, авторы программы пришли к необходимости пересмотра содержания и логики изложения учебного материала. В курсе черчения выделены две основные образовательные линии — «Геометрические тела, предметы, изделия. Геометрическая, технологическая информация об изделии», «Графическое отображение и чтение информации о предмете». Содержание их раскрывается с позиций формирования представлений о форме и формообразовании предметов, типах графических изображений, используемых в науке, технике, производстве, дизайне для отображения, сохранения и передачи информации о предмете, чтения и выполнения различных графических изображений, конструирования, преобразования, моделирования формы изделий.

     «Черчение с элементами компьютерной графики. 7—9 классы» (под редакцией В. В. Степаковой). Использование новых информационных технологий в обучении школьников со всей очевидностью показало необходимость создания нового курса. В этой программе сохраняются основные концептуальные положения ранее рассмотренной программы «Черчение, 7—9 классы», но при этом вводятся новые положения, раскрывающие теоретические позиции, на которых интегрируются два самостоятельных курса («Черчение» или «Черчение и графика», «Основы компьютерной графики») и взаимосвязь обучения ручному и машинному выполнению чертежей.

     В основу проделанной работы было положено представление о возможности эффективного сочетания в процессе графической подготовки школьников технологий выполнения чертежей (ручной и машинной), что позволяет наряду с решением образовательных и развивающих задач курса обеспечить:

  • качественное усвоение графических знаний и умений за счет увеличения времени, необходимого на освоение умений выполнять компьютерный чертеж;
  • знакомство школьников с особенностями выполнения чертежей, геометрических построений при ручном и машинном способах;
  • повышение интереса школьников к предмету посредством введения в учебный процесс современных средств создания конструкторской документации и др.

     Программа была подготовлена с учетом того, что предлагаемому курсу должно предшествовать изучение школьниками основ информатики и вычислительной техники. Для успешного освоения программы «Черчение с элементами компьютерной графики» учащиеся должны иметь представление об архитектуре ЭВМ; владеть навыками работы с DOS (Дисковая операционная система) и программной оболочкой «Norton Commander» на уровне пользователя.

     Данная  программа предполагает изучение пользовательского  пакета Auto-CAD десятой версии, применяемого в различных областях хозяйства при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации. В случае использования более старших версий (12-й, 13-й и других версий Auto-CAD) учащимся необходимо знать программную оболочку «Windows». На изучение этого курса отводится 204 ч (по 2 ч в неделю в 7—9 классах).

     «Черчение. 8—9 классы» (под редакцией Ю. В. Шевелева). Эта программа создана на основе концептуальных положений программы по черчению, разработанной А. Д. Ботвинниковым, И. С. Вышнепольским, М. М. Селиверстовым, В. А. Гервером. Школьники должны быть ознакомлены с современными способами организации конструкторского труда, разработкой чертежей деталей и другой конструкторской документацией, в том числе с использованием ЭВМ. Вместо программной темы «Сборочные чертежи» авторы вводят тему «Компьютерный чертеж». Изучая ее, школьники знакомятся с ЭВМ как инструментом выполнения чертежных работ, получают общие сведения о методах геометрического моделирования при выполнении компьютерных чертежей, учатся использовать графические примитивы, осваивают систему координат и способы преобразования и редактирования компьютерного чертежа, общие правила построения изображений чертежа и аксонометрического изображения. Кроме того, получают общее представление об алгоритмических и программных средствах, используемых для разработки компьютерных чертежей. Упражнения, графические и практические работы предлагается выполнять ручным и машинным способами.

Информация о работе Графическое образование