Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:21, доклад
В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.
Введение
-Семья как социальный институт
- Факторы воспитательного потенциала семьи
- Особенности семейного воспитания
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский
государственный технологический
университет»
Доклад на тему:
«Содержание
образования»
Исполнитель: студент
гр.
3181-23 Минибаев Р.Р.
Рецензент:
Надеева М.И.
КАЗАНЬ
2010
Содержание:
-Введение
-Семья как социальный институт
- Факторы воспитательного потенциала семьи
- Особенности
семейного воспитания
Введение.
Семейные взаимоотношения
являются первоосновой развития человека
и социализации личности. Семья – это
первый и основной социальный институт,
в который попадает человек. Все, что заложено
семейными взаимоотношениями, предопределяет
отношения с другими людьми, с окружающим
социумом. Как правило, тип взаимоотношений,
сформированный в родительской семье,
моделируется на свою семью.
В семейных отношениях
между родителями и детьми важным
выступает использование
Семья
как социальный институт
Основная, первая
функция семьи –
А) воспитательная
– социализация молодого поколения,
поддержание культурного
Б) хозяйственно-бытовая
– поддержание физического
В) экономическая
– получение материальных средств
одних членов семьи для других,
экономическая поддержка
Г) сфера первичного
социального контроля – моральная
регламентация поведения членов
семьи в различных сферах жизнедеятельности,
а также регламентация
Д) духовного
общества – развитие личностей членов
семьи, духовное взаимообогащение;
Е) социально-статусная
– предоставление определенного
социального статуса членам семьи,
воспроизводство социальной структуры;
Ж) досуговая
– организация рационального
досуга, взаимообогащение интересов;
З) эмоциональная
– получение психологической
защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная
стабилизация индивидов и их психологическая
терапия.
Семейная роль
– один из видов социальных ролей человека
в обществе. Семейные роли определяются
местом и функциями индивида в семейной
группе и подразделяются: на супружеские
(жена, муж), родительские (мать, отец), детские
(сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные
и внутрипоколенные (дед, бабка, старший,
младший) и т.д.
Механизмы социализации
ребенка в семье
Социализация
– это исторически
В каждой семье
складывается своя система воспитательных
воздействий, которая определяется взаимовлиянием
детей и родителей. Изучая взаимное влияние
родителей и детей, некоторые ученые предположили,
что для родителей существует верхний
и нижний пороги, в пределах которых они
считают поведение детей приемлемым. Как
темперамент ребенка влияет на родителей,
так и особенности характера родителей
отражаются на способах обращения с ним.
Семья формирует личность ребенка, определяя
для него нравственные нормы, ценностные
ориентации и стандарты поведения. Родители
используют те методы и средства воспитания,
которые помогают внедрить в сознание
ребенка определенную систему норм, приобщить
его к определенным ценностям. Для достижения
этой цели они поощряют или наказывают
его, стремятся быть образцом для подражания,
привлекают соседей, сверстников, школу.
Поведение родителей
можно описать двумя парами важных
признаков: неприятие – расположение
и терпимость – сдерживание.
1. Расположение
(тепло, любовь). Родители полагают,
что их дети обладают многими положительными
свойствами, радуются общению с ними, принимают
их такими, какие они есть.
Родители, не расположенные
к своим детям, не получают удовольствия
от общения с ними. Отсутствие расположения
у родителей к своему ребенку
превращается в крайней форме во враждебность.
2. Сдерживание
(контроль). Строгие родители предписывают
детям множество запретов, держат
их под пристальным надзором,
устанавливают определенные
Снисходительные
родители в отличие от строгих
обычно делают мало замечаний несдержанному
ребенку; не запрещают шумные игры,
их мало заботят опрятность и послушание,
они предоставляют детям неограниченную
свободу в играх.
Факторы
воспитательного
потенциала семьи
Большинство семей
можно классифицировать по степени
их воспитательного воздействия
на детей. Так благоприятны для формирования
личности семьи, где есть оба родителя
и не менее двух детей, где умеют целесообразно
и содержательно организовать жизнь и
деятельность ее членов. Во внутрисемейных
отношениях полное взаимопонимание, демократический
стиль общения. В семье господствуют положительная
трудовая и нравственная атмосфера, культурный
и рациональный досуг: у родителей достаточно
высокий уровень образования, общей культуры
и педагогической подготовленности. Материальное
положение такой семьи удовлетворительное
или хорошее. Менее благоприятные условия
для развития ребенка и его воспитания
представляют семьи с дезорганизованной
структурой. Чаще всего это семьи с одним
ребенком, неполные, разведенные.
Благоприятно-неустойчивыми
считаются семьи, которые оказывают
в основном положительное влияние на
воспитание детей. Родители любят детей,
стремятся создать все условия для их
благоприятного развития. Однако нет полного
взаимопонимания между взрослыми, поэтому
между ними часты конфликты. У родителей,
как правило, невысокий уровень общей
культуры, недостаточные образование
и педагогический потенциал.
Выделяют нейтральный
тип семьи, где преобладает «относительно
свободное воспитание», дети чаще всего
предоставлены самим себе. Родители заняты
только тем, что зарабатывают деньги. В
основном это матери-одиночки и разведенные
женщины. К этому типу можно отнести также
многодетные семьи с ослабленными социально-моральными
нормами, с низким культурным уровнем.
Материальное положение в таких семьях
чаще ниже среднего.
Неблагоприятны
для формирования личности ребенка
семьи, где духовные потребности
второстепенны. Нередко один из родителей
ведет аморальный образ жизни. Для семьи
характерен низкий уровень образования
и культуры. Отсюда неумение разумно организовать
жизнедеятельность семьи, нежелание проводить
совместно досуг из-за отсутствия культурных
запросов со стороны взрослых и слишком
разных интересов детей и родителей.
К неблагоприятному
типу относятся семьи с аморальным
микроклиматом и негативным воздействием
на развитие ребенка. Для них характерны
ослабленная нравственно-
В последнее
время все чаще приходится выделять
криминогенный тип семьи. Внутрисемейные
отношения строятся в ней таким образом,
что они приносят значительный вред духовному
и физическому развитию ребенка. В семье
систематическое пьянство, развратный
образ жизни родителей, иногда с вовлечением
в него детей, их избиение. В семье нередко
несколько детей. Условия для воспитания
детей в таких семьях полностью отсутствуют.
Неблагополучные семьи имеют в специальной
литературе дополнительные характеристики:
Внешне «спокойная
семья». События в такой семье
протекают как будто гладко, но
при близком знакомстве видно отчуждение
супругов, их чувство неудовлетворенности,
с трудом подавляемые негативные чувства
друг к другу.
Вулканическая
семья – в ней отношения
изменчивы и открыты. Супруги
постоянно выясняют отношения, часто
расходятся и сходятся, скандалят. В таких
семьях ребенок испытывает значительные
эмоциональные перегрузки, находясь между
крайними полюсами взаимоотношения родителей.
Семья-санаторий
– характерный пример семейной дисгармонии,
когда один из членов семьи или
ребенок заставляет близких все больше
и больше окружать себя вниманием. Семья
только внешне кажется солидарной. Семья-театр
– в ней создается специфический театрализованный
образ жизни. Сохраняется видимость благополучия
и близости. В общении с детьми запреты
и поощрения декларируются, трудности
в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами
и достижениями.
Семья – «третий
лишний» - родительство в ней воспринимается
как помеха супружескому счастью. Воспитанием
родители занимаются от случая к случаю,
у детей воспитывается неуверенность
в себе, развивается комплекс неполноценности.
«Семья с кумиром»
- в ней ребенок единственное,
что скрепляет супружеские
«Семья-маскарад»
отличается несогласованностью жизненных
целей и планов супругов, требований
и оценок. Мелькание «масок» повышает
чувство тревожности, порождает конфликт
и нервное перевозбуждение.
Особенности
семейного воспитания
Значительное
влияние на личность ребенка оказывает
стиль его взаимоотношений с
родителями, который лишь отчасти
обусловлен их социальным положением.
Существует несколько
относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых
родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление:
поощряя поведение, которые взрослые
считают правильным, и, наказывая
за нарушение установленных правил, родители
внедряют в сознание ребенка определенную
систему норм, соблюдение которых постепенно
становится для ребенка привычкой и внутренней
потребностью.
Во-вторых, идентификация:
ребенок подражает родителям, ориентируется
на их пример, старается стать таким же,
как они.
В-третьих, понимание:
зная внутренний мир ребенка и
чутко откликаясь на его проблемы,
родители тем самым формируют
его самосознание и коммуникативные
качества.
Вместе с тем
весьма важны эмоциональный тон
семейных взаимоотношений и преобладающий
в семье тип контроля и дисциплины.
Изучение детей
и взрослых, страдающих психофизиологическими
и психосоматическими нарушениями,
невротическими расстройствами, трудностями
в общении, умственной деятельности
или учебе, показывает, что эти явления
значительно чаще наблюдаются у тех, которым
в детстве недоставало родительского
внимания и тепла. Недоброжелательность
или невнимание со стороны родителей вызывает
неосознанную взаимную враждебность у
детей. Эта враждебность может проявляться
как явно по отношению к самим родителям,
так и скрытно. Безотчетная, немотивированная
жестокость, проявляемая некоторыми детьми
по отношению к посторонним людям, не сделавшим
им ничего плохого, нередко оказывается
именно следствием детских переживаний.
Если же эта бессильная агрессия направляется
внутрь, она дает низкое самоуважение,
чувства вины, тревоги и т.д.