Графическое образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:56, реферат

Краткое описание

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения графики в школьном курсе 4
1.1. Анализ учебников и учебно-образовательных программ по черчению 4
1.2. Цели и задачи курса графики 8
1.3. Формирование графических навыков у школьников 12
Глава 2. Методика изучения графики в курсе технологии 7 класса 17
2.1. Характеристика программы по курсу черчения 7 класса 17
2.2.Методические разработки урока по теме «Линии» 21
2.3. Методические разработки урока по теме «Правила оформления чертежа». 23
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

ГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.docx

— 151.14 Кб (Скачать)

     «Черчение. 9 класс» (под руководством В. И. Якунина). Программа является своеобразным сплавом основных концептуальных положений программ «Черчение. 7—9 классы» (под редакцией В. В. Степаковой) и «Черчение. 7—8 классы» (под редакцией В. А. Гервера).

     1.2. Цели и задачи курса графики

     Учитывая  мировую тенденцию ускоренного  развития графической информации, использование  графического языка в качестве международного языка общения, общее среднее  образование должно предусмотреть  качественное формирование знаний о методах графического предъявления и восприятия информации.

     Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических  средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. Диалог с компьютером конструктор может  вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет  им и обладает развитыми пространственными  представлениями, умением мысленно оперировать пространственными  образами и их графическими изображениями.

     В конструировании и современном  производстве чертеж используется как  средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую  для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности.

     Подготовка  подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей - задача государственного масштаба. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование  не обеспечит должный уровень  графической подготовки ее выпускников.

     Курс  черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся. Понятие «графическая культура»  широко и многогранно. В широком  понимании графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области разработки и усвоения графических способов передачи информации. Применительно  к обучению учащихся под графической  культурой подразумевается достигнутый  ими уровень усвоения графических  методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

     В процессе обучения черчению (графике) учителя должны ставить следующие  цели: научить школьников читать и  выполнять чертежи, приобщить их к графической культуре.

     Цель  обучения предмету конкретизируется в  основных задачах:

  • формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требованиях ГОСТов;
  • научить учащихся аккуратно и рационально работать, правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
  • обучить основным правилам и приемам графических построений;
  • формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
  • сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
  • -развивать статические и динамические пространственные представления и воображения, пространственное, образное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
  • содействовать привитию школьникам графической культуры;
  • развивать политический кругозор путем ознакомления учащихся с основами технологии изготовления деталей, элементами деталей, изучения роли чертежа в современном производстве, процесса проектирования;
  • научить учащихся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами;
  • формировать эстетический вкус, аккуратность;
  • формировать умения применять графические знания в новых ситуациях;
  • формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству;
  • развитие глазомера, умение на глаз определять размеры деталей.

     Для осуществления указанных задач  программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических  и практических работ.

     Перечислим  основные задачи, которые стоят перед  образовательным процессом при  изучении графики.

     Дать  учащимся знания основ метода прямоугольных  проекций и построения аксонометрических  изображений.

     Ознакомить  с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями  и обозначениями, установленными государственными стандартами.

     Способствовать  развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности, научить анализировать  форму и конструкцию предметов  и их графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять  эскизы и чертежи деталей, несложные  сборочные и строительные чертежи, а также простейшие электрические  и кинематические схемы.

     Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь  правильно организовать рабочее  место, применять рациональные примы  работы чертежными и измерительными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе и другое.

     Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.

     Познавательная  активность учащихся в процессе приобретения знаний носит избирательный характер. Жизненный и трудовой опыт в определенной степени влияет на глубину усвоения, на их отношение к учебе. Современная  молодежь склонна критически относиться к тем сведениям, которые излагает учитель. Ей свойствен прагматический подход к знаниям: насколько они могут пригодиться в будущей трудовой деятельности.

     В этом отношении предмет черчение находится в более выгодных условиях: сообщаемые в нем сведения имеют  непосредственное отношение к будущим  трудовым профессиям многих технически ориентированных учащихся. Это может  вызвать большой интерес учащихся. Поощряя активность учеников, учитель  должен постоянно заботиться об ее развитии, поскольку только при этом условии обучение окажется наиболее плодотворным. Методике развития активности учащихся в пособии уделено особое внимание.

     Изучение  предмета должно помочь учащимся облекать в графическую форму свои творческие замыслы, рационализаторские предложения, возникающие в процессе обучения. Поэтому развитие навыков самостоятельной  работы, настойчивости в достижении поставленной цели, способности критически оценивать свою работу, ответственно относиться к ее выполнению являются важными задачами при обучении черчению.

     1.3. Формирование графических навыков у школьников

     Художественно-графические  умения у школьников формируются  в процессе обучения на уроках ИЗО, черчения, геометрии, технологии, географии.

     К художественно-графическим умениям  можно отнести следующие:

  • умение строить, читать, понимать чертежи, оформлять их в соответствии с требованием ГОСТа;
  • умение пользоваться чертежными инструментами, художественными принадлежностями;
  • умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур;
  • умение оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. п.;
  • умение правильно сочетать цвета, оттенки;
  • умение компоновать предметы, составлять композиции;
  • умение делать условные обозначения на чертежах и понимать их;
  • умение выполнять эскизы, технические рисунки.

     Если  попытаться кратко сформулировать роль и значение графического образования, то важно обратить внимание на следующее. Изучение графики:

  • помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
  • имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся и подготовки их к непосредственной практической деятельности;
  • дает материал для чувственного (наглядного) и теоретического познания природы и человеческой техники;
  • помогает учащимся глубже познать технику и технологию современного производства, разбираться в устройстве и пространственных отношениях предметов, а также процессов, не поддающихся непосредственному наблюдению;
  • содействует развитию технического мышления и познавательных способностей учащихся, их пространственных представлений, склонности к усовершенствованию и созданию новых моделей, приспособлений, устройств, что особенно важно для развития творческих качеств личности школьников;
  • оказывает большое влияние на воспитание у школьников внимания и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, самостоятельности и плановости, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда;
  • обеспечивает приобретение учащимися умения читать чертежи и развивает у них точность движений, является важнейшим условием успешного овладения школьниками многими видами труда и помогает их дальнейшему образованию;
  • благоприятно воздействует на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

     Под художественно-графическими умениями в нашей работе мы будем понимать реализацию субъектом в материале: эскизах, чертежах, рисунках, моделях, изделиях идеальных образов, представлений, фантазий, применяя при этом знания, приемы выполнения, приобретенные на уроках черчения, рисования, технологии, геометрии и т. п.

     Проверка  знаний и умений учащихся посредством  выполнения графических работ несет  в себе множество функций: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. Контролирующая функция является основной, а обучающая, воспитывающая и развивающая функции — очень важными сопутствующими.

     Контролирующая  функция графической работы заключается  в проверке усвоения графических  знаний, умений учащихся и установления соответствия их нормативным требованиям («Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по черчению»). Обучающая функция графической  работы проявляется в работе над  ошибками, допущенными при ее выполнении. Проверка графической работы учителем предполагает не только исправление  ошибок, допущенных школьниками, но и  глубокий анализ их, с тем чтобы продумать, какие из них следует вынести на фронтальное обсуждение в классе, а какие можно исправить в индивидуальной или самостоятельной работе, проводимой во внеурочное время. Развивающая функция графических работ состоит в развитии мышления, воли, внимания, усидчивости и т. д.

     Каждая  из представленных в книге графических  работ содержит двенадцать предлагаемых на выбор вариантов объектов.

     Учителю необходимо тщательно продумать  организацию урока по выполнению графической работы. Заранее подготовить  варианты заданий (не менее пяти вариантов  на класс) с учетом индивидуальных особенностей и интересов школьников. Слишком сложные варианты заданий негативно отражаются на нервной системе подростков: лишают их уверенности в своих силах, создают напряженную обстановку, не приносят радости учебного труда. Все перечисленное приводит к нежеланию учиться. Слишком простые варианты не способствуют развитию интеллектуальных способностей школьников, снижают интерес к учебе. Если задания содержат объекты, знакомые школьникам, то это вселяет надежду в успешность выполнения работы, способствует правильному прочтению и анализу формы, ускоряет процесс выполнения работы, повышает интерес к ней.

     При подготовке к уроку, на котором будет  выполняться графическая работа, учителю нужно продумать план (последовательность) выполнения графической  работы, план самоконтроля, меры помощи отстающим в учении школьникам. Планы  выполнения работы и самоконтроля желательно вывесить на классной доске в виде учебной таблицы.

Информация о работе Графическое образование