Гендерные аспекты воспитания молодежи в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Метою дослідження є вивчення, розробка та експериментальна перевірка соціально-педагогічних засобів формування у студентів ґендерної компетентності в умовах навчально-виховного процесу в ВНЗ.
Відповідно до об’єкта, предмета та мети дослідження визначено основні його завдання:
1. На основі вивчення та аналізу наукових літературних джерел з педагогіки, психології, філософії та соціальної педагогіки розкрити сутність поняття «ґендерне виховання», а також розкрити його зміст і функції.
2. Визначити особливості формування ґендерної компетентності у студентської молоді в умовах навчально-виховного процесу в ВНЗ.
3. Розробити і експериментально перевірити засоби формування ґендерної компетентності у студентської молоді.

Оглавление

ВСТУП………………………………………………………………….……… 3
РОЗДІЛ 1.ТЕОРЕТИЧНІ ПИТАННЯ ОРГАНІЗАЦІЇ ТА ФОРМУВАННЯ ҐЕНДЕРНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ СТУДЕНТСЬКОЇ МОЛОДІ
У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІ ВНЗ …………………………….
1.1 Сутність, структура та функції ґендерного виховання
студентів ………………………………………………………………………..5
1.2 Соціально-педагогічні особливості студентського віку………………..13
1.3 Особливості формування ґендерної компетентності у навчально-виховному процесі ВНЗ…………………………………………………………………… 24
Висновок до розділу 1 ……………………………………………………….. 31
РОЗДІЛ 2. ЕКСПЕРЕМЕНТАЛЬНА ПЕРЕВІРКА ………………………..
2.1 Організація експериментального дослідження ………………………... 32
2.2 Впровадження комплексу навчальних занять з формування ґендерної компетентності …………………………………………………………………37
2.3 Аналіз результатів дослідження ………………………………………… 40
Висновок до розділу 2 ………………………………………………………...45
Загальні висновки …………………………………………………………….. 47
Додатки…………………………………………………………………………49
Список використаної літератури ……………………………………………..64

Файлы: 1 файл

гендерное воспитание в ВУЗ.docx

— 150.53 Кб (Скачать)

Додаток А

Методика С. БЕМ

 

Методика былапредложенаСандройБем (SandraL.Bem, 1974) для диагностикипсихологического пола и определяетстепеньандрогинности, маскулинности и фемининностиличности. Опросниксодержит 60 утверждений (качеств), на каждоеизкоторыхиспытуемыйотвечает «да» или «нет», оценивая тем самымналичиеилиотсутствие у себяназванныхкачеств. Опросникможетприменяться и в формеэкспертногорейтинга. В такомслучаеоценкаиспытуемого по представленнымкачествамосуществляетсякомпетентнымисудьями – людьми хорошознающимииспытуемого (муж, жена, родители и др.).

 

(ПримечаниеКераэль  Влади:

Советую провести этот тест не толькосамостоятельно, но и попросить несколькихблизких людей, которыехорошо вас знают, охарактеризовать вас по тем же пунктам. Состороныкое-что видно лучше - результатымогут и отличаться. В этомслучае у вас будетвозможностьузнать о себе что-товажное)

 

Текст опросника

 

1.Верящий  в себя

2.Умеющий  уступать

3.Способный  помочь

4.Склонный  защищатьсвоивзгляды

5.Жизнерадостный

6.Угрюмый

7.Независимый

8.Застенчивый

9.Совестливый

10.Атлетический

11.Нежный

12.Театральный

13Напористый

14.Падкий  на лесть

15.Удачливый

16.Сильная  личность

17.Преданный

18.Непредсказуемый

19.Сильный

20.Женственный

21.Надежный

22.Аналитичный

23.Умеющий  сочувствовать

24.Ревнивый

25.Способный  к лидерству

26.Заботящийся  о людях

27.Прямой, правдивый

28.Склонный  к риску

29.Понимающий  других

30.Скрытный

31.Быстрый  в принятиирешений

32.Сострадающий

33.Искренний

34.Полагающийся  только на себя (самодостаточный)

35.Способный  утешить

36.Тщеславный

37.Властный

38.Имеющий  тихий голос

39.Привлекательный

40.Мужественный

41.Теплый, сердечный

42.Торжественный, важный

43.Имеющий  собственнуюпозицию

44.Мягкий

45.Умеющий  дружить

46.Агрессивный

47.Доверчивый

48.Малорезультативный

49.Склонный  вести за собой

50.Инфантильный

51.Адаптивный, приспособляющийся

52.Индивидуалист

53.Не любящийругательств

54.Не систематичный

55.Имеющий  дух соревнования

56.Любящий  детей

57.Тактичный

58.Амбициозный, честолюбивый

59.Спокойный

60.Традиционный, подверженныйусловностям

 

Ключ к тесту

 

мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58

фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59

 

За каждоесовпадениеответа с ключомначисляется один балл. Затемопределяютсяпоказателифемининности (F) и маскулинности (М) в соответствиисоследующими формулами.

 

F = (суммабаллов  по фемининности): 20

М = (суммабаллов по маскулинности): 20

 

Основнойиндекс IS определяетсякак:

IS = (F – M) : 2,322

 

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делаютзаключение об андрогинности.

Еслииндекс IS меньше -1, то делаетсязаключение о маскулинности.

А еслииндекс IS больше +1 - о фемининности.

При этом, в случаекогда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженноймаскулинности.

А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженнойфемининности.

Психологическийпол

Каждыйчеловекявляетсяобладателеммножествапсихологическихчертхарактера. Некоторыечертыявляютсякакбы «бесполыми», универсальными, а некоторыечертытрадиционносвязываются с типичномужскойилитипичноженскойпсихологией. Некоторыетипичныемужскиеилиженскиечертыимеютсвоиэволюционно-генетические и физиологическиеоснования, предпосылки. Например, уровеньагрессивности и доминантности (рассматриваемыекактипичномужскиечерты), как оказалось, коррелирует с уровнемконцентрации у индивидовмужскихполовыхгормонов – андрогенов. Другиечертыформируются в процессесоциализации, воспитания и развитияличности. Не случайно же существуютсоциальныестереотипымаскулинности и фемининности. Хотядело по преимуществуобстоит все-таки так, чтоприобретениетехилииныхтипичномужскихилитипичноженскихпсихологическихчертпроисходит в результатесовместноговлиянияобеихгруппфакторов – биологического и социальногопорядка. В этомконтекстепсихологическийпол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трехосновныхпонятиях, о которыхпринято говорить в связи с феноменом «психологическийпол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

 

Маскулинность.

К типичномужскимчертамтрадиционноотносятсятакие, какнезависимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальныхисследованияхбыло установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), чтогенерализованнаяспонтаннаяагрессивность, а такжесексуальнаяагрессиякоррелируют с уровнемсодержанияандрогенов (мужскиеполовыегормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человекбыло показано (LauSing, 1989), чтомаскулинныхиндивидовотличаетбольшеесамоуважение в целом, а такжеболеевысокаясамооценка в областиакадемическихдостижений и собственнойвнешности – физическое Я.

 

Фсмининность.

К типичноженскимчертамтрадиционноотносятсятакие, какуступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальныестереотипыфемннинностименьшекасаютсяполевыхсторонличности и успешностиделовойкарьеры, но при этомуделяютзначительноевниманиеэмоциональным аспектам.

 

Андрогинность.

В соответствии с существующимипредставлениямииндивид не обязательноявляетсяносителемчетковыраженнойпсихологическоймаскулинностиилифемининности. В личностимогутбыть на паритетных началах представленысущественныечертыкакмаскулинного, так и фемининноготипов. При этомпредполагается, что у андрогинаэтичертыпредставленыгармонично и взаимодополняемо. Считается, чтотакаягармоничнаяинтеграциямаскулинных и фемининныхчертповышаетадаптивныевозможностиандрогннного типа. При этомбольшаямягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствиерезковыраженныхдоминантно-агрессивныхтенденций в общенииникак не связанысоснижениемуверенности в себе, а напротивпроявляются на фонесохранениявысокогосамоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемсявышеисследовании (LauSing, 1989) было показано, чтоадрогины не уступаютмаскулинному типу ни по уровнюсамоуважения в целом, ни по уровнюсамооценокакадемическихдостижений и собственнойвнешности (физическое Я).

 

 

 

Додаток Б

Анкета

  1. П.І.П__________________________________________________________________

 

  1. Вік____________________________________________________________________

 

  1. Група__________________________________________________________________

 

  1. Як ви гадаєте чи схожі за своїм значенням поняття «стать» і «ґендер»? Якщо на вашу думку вони не схожі, напишіть будь ласка як ви розумієте ці два поняття.

Стать це___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ґендер це ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. На вашу думку чи мають  хлопчики та дівчата виховуватися  в рівних умовах. Будь-ласка обґрунтуйте  вашу думку(напишіть чому ви  вважаєте саме так)______

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

6. Перечисліть будь ласка, які  відмінності на вашу думку  існують між жіночою і чоловічою  статтю, окрім біологічних.___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Чи погоджуєтесь Ви з твердженнями, що жінка має  бути «хранителькою домашнього вогнища та виховувати наступне покоління, бути слухняною і у всьому підкорятися волі чоловіка», а чоловік являю собою «добувача грошей, сильну і кмітливу особистість, гарного лідера і керівника, який має лише працювати та не втручатися в справи своєї дружини». Обґрунтуйте будь ласка вашу думку._______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

8. На вашу думку чи є пріоритетними  такі ролі для чоловіків і  жінок в сучасному суспільстві.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. В майбутньому, коли у вас  з’явиться родина, які обов’язки  будете виконувати ви, а які  ваш(ваша) чоловік (дружина). Перерахуйте  їх. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Напишіть будь ласка, яким  Ви вбачаєте своє майбутнє  через 7-10 років. Що найголовніше  буде для Вас після закінчення  ВУЗу: побудова кар’єри чи створення  родини. Напишіть будь ласка чому  Ви саме так вирішили.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Додаток В

Виховний захід на тему «Ґендер у нашому житті. Основні поняття»

Мета:сформувати уявлення про основні гендерні поняття; навчити відрізняти поняття «стать» і «гендер»; розвивати навички групової роботи, уміння аналізувати, порівнювати отриману інформацію й аргументувати свою думку; виховувати толерантне ставлення до думки інших, пошану до своїх прав і прав інших людей.

Завдання:

  • розповісти студентам про різницю понять «стать» і «ґендер»;
  • розкрити їм зміст понять «ґендерна ідентичність», «ґендерні стереотипи» та «ґендерна рівність»;
  • сформувати в них правильне розуміння цих понять;
  • закріпити набутті знання у ході практичних завдань;
  • виробити в них активну позицію щодо подолання «ґендерних стереотипів»;
  • зацікавити студентів в більш детальному вивченні цієї проблеми.

Суб’єкт: студентка

Об’єкт: студенти групи

Форми роботи:

за кількістю: групові і індивідуальні

за формою проведення: лекція, бесіда, диспут; ігрові вправи

Информация о работе Гендерные аспекты воспитания молодежи в ВУЗе