Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………3

Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30

Выводы к первому разделу………………………………………………36

Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38

2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне

развития речи младших школьников…………………………………….38

2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45

2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии

речи младших школьников……………………………………………….49

Выводы ко второму разделу…………………………………………….55

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58

Приложения

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (для сайтов).docx

— 4.28 Мб (Скачать)

Выводы  ко второму разделу:

     Проведя практическую работу по разработке основных приемов по развитию речи на произносительном уровне, можем сделать следующие выводы:

  1. Мы увидели багатсво приемов, методов для развития коммуникативной направленности учащихся. Так же изучив более детально школьную программу мы нашли много положительных моментов в том какие именно она использует приемы работы. Но к сожалению, этих приемов, часто бывает недостаточно, что и обусловливает учителей к творческому подходу к текущей проблемы о развитии речи школьников. Нами были разработаны, найдены, интересные и не обычные приемы, задания, упражнений для повышения уровня развития речи младших школьников. Различные виды речевых упражнений, которые являются  особым средством общего развития учащихся и усвоение ими содержания образования и внешкольного опыта. При этом развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика.
  2. Так же при выборе или разработке упражнений следует помнить и про словарь учеников, и то, что он нуждается в активном пополнении новыми словами. Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.
  3. Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
 

    Поэтому учитель, на всех уроках сообщая новый  материал, включает в него и те новые  слова, которые являются понятиями  и не только. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова  не забывались, а вновь усваиваемые  – лучше понимались и сохранялись  в памяти.

    Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении  конкретных учебных задач, так как  пассивный запас является всего  лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас  слов помогает излагать мысль. Для этого  следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех кто сомневается в своих  знаниях, в способности сказать  что-либо интересное, новое. Таким образом, развитие речи учащихся – одна из важнейших  задач деятельности учителя 
 

ВЫВОДЫ 

     По  данной теме была изучена психолого-педагогическая, а также теоретико-методическая литература, которая несла в себе довольно таки специфические знания, на основе которых мы смогли глубже понять суть проблемы, ее этимологию, а также сделали анализ и выявили ведущие идеи, которые преследует школьная программа на современном этапе обучения.

     Также, проанализировав литературу, мы смогли раскрыть для себя в широком контексте такие понятия, как: «развитие речи учащихся», «речевая среда», «речевой слух», «речевой этикет». Эти понятия смогли глубже раскрыть нам знания про требования к речи младшего школьника, о том, какую именно речь должен развивать учитель на уроках русского языка. Благодаря этой конкретизации перед нами начали вырисовываться более четкие дальнейшие приемы работы с учениками.        Кроме того, не следует забывать и про то, что психолого-педагогическая литература раскрыла нам основу теории речи и речевой деятельности. На ее базисе мы смогли выявить лингвистическую линию развития речи, а также выделить для себя главные функции языка.

     Для выделения ведущих идей современной  школьной программы, нами была изучена  программа, исходя из которой, мы вынесли такие линии содержания, как: речевая линия (коммуникативная), языковая линия (лингвистическая), социокультурная линия. 

     Исходя  из выше сказанного, мы можем подойти  к тому, что нами были выделены основные методы и приемы работы на произносительном, лексическом  уровне и на уровне текста. Таким образом, мы смогли подобрать  методически правильные упражнения, разработать задания для развития речи младших школьников на современном  этапе обучения в национальной школе.  
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных    

     классах / Под ред. Н. С. Рождественского., Г. А. Фомичева. – М. : Педагогика. 1977. – с 314.

2. Выготский Т. С. Мышление и речь. Собр. сочинений. Т.2 / Д.С.Выготский // .... М. : Педагогика. 1982. С.5-

          361.

3.  Гольдин В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. -  М.: Просвещение, 1983.-109 с.

4. Гудзик И. Ф., Величковская В. Ф. Изучение руського язика в 1 классе / И. Ф. Гудзик., В. Ф. Величковская.   

    К. : Рад. шк. 1986.– 109 с.

5. Дидактический материал по развитию речи учащихся 1 класса . - К. : Рад. шк. 

     1989.

6.  Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина. – М.: Рус. яз., 1977.- 48 с.

7.   Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи / С.Ф.Иванова.  – М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

8.   Иваницкая Г. М.  Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп / Г. М.

      Иваницкая. – К. : Рад. Шк., 1900. –  224 с.

9.   Капинос В. И. Культура речи. Методика развития речи на уроках русского

       языка / Под ред. Т.А.Ладыженской.  - 2-е изд. - М. : Академия  1997. 12. –  248 с.

10.   Кочеткова А. В. Комплексные методы развития связной речи младших

        Школьников / А. В. Кочеткова. // Начальная  школа. – 2002. №9. – С. 24-28.

11.  Кудрявцева Т. С. Современные подходы к обучению речи / Т.С. Кудрявцева // Русский язык в школе. –

        1996. - №3. – С. 3-7.

12. Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Система обучения связной письменной

        Речи / В. А. Кустарева., Н. С.  Рождественский.  - М, 1963. - 96 с.

13.  Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика

         русского язика / В. А. Кустарева., Л. К. Назарова., Н.С.Рождественский.  - М. : АПН РСФСР. 1982.16.

14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

15. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. - М. : ИЦ

      "Академия", 2000 -  240 с. 

16. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978. – Вып. I;

17. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / Под ред. Т. А. 

        Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

18.  Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов

         пединститута: Вып. 1/ М.Р.Львов. –  М.:Просвещение, 1978. - 82 с.

19.  Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для

         учителя/ М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с

20. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р.Львов. – М. :  Просвещение, 1975. – 176 с.

21. Развиваем дар слова / З. А. Гомжина // Начальная школа. – 2010. – № 7. – С. 26–28. – ISSN 0027-7371.

22. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Уч. пособ. / Под

         ред. М. Р. Львова, В. Г Горецкого,  О. В. Сосновской. - М. : Академия, 2006. – 

        416 с.

23. Методика развития речи на уроках русского языка. Кн. для учителя / Под

         ред. Т. А. Ладыженской. -  М. : Просвещение, 1991. – 240 с.

24. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н .И .Политова. - М. Просвещение, 1984. –

        С.58.

25.  Програми середньої загальноосвітньої школи, 1-3 класи. - К. : Рад. шк., 1985.

        - 258 с. 

26.   Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. -  М. :

          Педагогика, 1990. — 336 с. 

27. Речевое развитие младших школьников : сборник статей / Ред. Н. С. Рождественский. - М. : Просвещение,

       1970. - 222 с. - 2.05 р

28. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. - М.: Просвещение, 1984. - С.24.

29. Фирсов Г. П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на

        уроках русского языка / Г.П.Фирсов.  – М.  Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 302 с.

30. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический  аспекты /  Н. И.

        Формановская. – М.: Русский язык, 1982. – 126.

31. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета / Н.И. Формановская.   – М.: Рус. яз. 1984.

       193с.  


Информация о работе Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения