Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа
Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Вступление…………………………………………………………………………3
Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30
Выводы к первому разделу………………………………………………36
Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38
2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне
развития речи младших школьников…………………………………….38
2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45
2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии
речи младших школьников……………………………………………….49
Выводы ко второму разделу…………………………………………….55
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58
Приложения
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
КИЇВСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ БОРИСА ГРІНЧЕНКА
Педагогічний
інститут
Кафедра
теорії початкової освіти, індивідуального
навчання, методик викладання дисциплін
гуманітарного циклу
Формирование
речевых навыков учащихся на уроках
русского языка в школе с украинским
языком обучения
КУРСОВА РОБОТА
З напряму
підготовки 6.010102 «Початкова освіта»
Допущено
до захисту:
Завідувач кафедри_С.М. Мартиненко “___”______________2011 р.
“___”______________
2011р.
Київ – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление……………………………………………………
Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Выводы
к первому разделу…………………………………
Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38
2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне
развития
речи младших школьников………………………………
2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45
2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии
речи
младших школьников………………………………
Выводы
ко второму разделу………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58
Приложения
Вступление:
Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информации, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные, невербальные средства общении - жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчании.
И само пространство, ситуация участвуют во взаимопонимании.
Термин речь имеет три значения:
а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы peчи, ребенок начинает говорить, он овладевает речью; речь льется свободно.
б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним - текст, например: анализ речи 6-летнего ребенка; образцы речи высокой культуры;
в) речь как жанр устного, ораторского выступления: блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека. [2, 15]
Исходя из того, что по данным исследований таких психологов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, А.В. Запорожец, Т.А. Ладыженская, А.А. Люблинская, Лобчук О.Г., Хорошковская О.Н., Науменко В.О. др., речь имеет огромное влияние на развитие ребенка и становление его личности и из того, что именно в этом возрасте очевидными становятся недостатки речевого развития ребенка, идет интенсивная работа над качеством речи, закладываются основы успешного обучения в школе, становится актуальной проблема развития речи младших школьников. [26]
Хорошо
развитая речь служит одним из важнейших
средств активной деятельности человека
в современном обществе, а для
школьника — средством
Развитие речи учащихся - одна из важнейших задач курса русского языка
в начальных классах школ с украинским языком обучения. Решение этой задачи непосредственно связано с реализацией цели обучения — научить школьников свободно владеть русским языком, то есть владеть им в такой мере, в какой это необходимо для активной производственной и общественной деятельности, для самостоятельной работы над повышением своего культурного уровня и профессиональной подготовки. [4, 10, 24]
Актуальность данного исследования состоит в том, что на сегодняшний день одна из наиболее основных проблем в изучении русского языка школьниками - пассивность изучения русского языка в украино-язычных школах, а также верность и целесообразность использования различных методов и приемов формирования навыков связной речи младших школьников обусловили, выбор темы: Формирование коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка в украинской школе.
Объект
исследования – процесс формирования
речевых навыков младших школьников.
Предмет
исследования – методы и приемы формирования
навыков связной речи школьников.
Цель
- теоретически обосновать необходимость
разнообразия видов речи по развитию речи
и систематизировать основные приемы
работы на (лексической, орфоэпическом
и на уровне текста) разных уровнях изучения
русского языка.
Задачи исследования:
Теоретико-методологической
основой практики, которая проводилась
в Специализированной школе №17 с углубленным
изучением математики, явилось достижения
методической науки в области развития
речи младших школьников в украинской
школе.
Теоретическое
значение курсовой работы заключается
в выявлении закономерностей подходов
к развитию речевого навыка младших школьников
в украинской школе; в психолого-педагогическом
обосновании необходимости обновления
методов работы.
Практическая
ценность курсовой работы заключается
в разработке приемов развития речи в
современной школе с целью подбора системы
упражнений для активизации речевой деятельности
младших школьников.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух разделов, выводов к І-ІІ разделам, общих выводов, списка использованной литературы, дополнений.
Раздел
I. Речевая направленность
обучения младших школьников
как психолого-педагогическая
проблема
В
І разделе на основе проведенного анализа
психолого-педагогической и теоретико-методической
литературы и других источников по исследовательской
проблеме раскрыта сущность понятий:
развитие речи, проанализирована психологическая
основа речи, речевая деятельность, лингвистическая
основа речи, внутренняя и внешняя речь,
выделены лингвистические функции языка,
изучено речевой слух, речевую среду, речевой
этикет, выделены основные требования
к речи.
В
наше время, подавляющее большинство
детей в возрасте 6 лет становится
школьниками. Переход от дошкольного
детства к школьной жизни –
один из переломных моментов в психическом
развитии человека, связанный с решительными
изменениями в его
Психологическую основу развития речи составляет теория речи и речевой деятельности. Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений. Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения (взаимодействия) людей, следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партнеров, т.е. того, кто обращается с высказыванием, и того, кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого – в его восприятии (приеме). [21, 16]
В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность – стремление, вступив в общение с другим человеком, что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником.
Наиболее
пристальное внимание при изучении
психологии развивающегося ребенка
уделяется мышлению и речи. Это
объясняется тем, что речь и мышление,
взаиморазвиваясь, составляют основу
интеллекта. Мысль как бы является
предметом речевой
Начиная
с раннего возраста, около двух
лет, линии развития мышления и речи
сближаются и дают начало новой форме
поведения, характерной для человека.
Ребенок, у которого произошел этот
важнейший психологический