Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа
Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Вступление…………………………………………………………………………3
Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30
Выводы к первому разделу………………………………………………36
Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38
2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне
развития речи младших школьников…………………………………….38
2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45
2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии
речи младших школьников……………………………………………….49
Выводы ко второму разделу…………………………………………….55
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58
Приложения
Чтобы речь была наиболее совершенным средством выражения мыслей, чувств и знаний и в то же время средством общения с другими людьми, к ней предъявляются определенные требования, нарушение которых снижает ее значение. Удовлетворять этим требованиям должна всякая речь: устная и письменная, диалогическая и монологическая, деловая и художественная. Такие требования можно назвать общими и основными для всех форм и стилей речи. Но существуют и специальные, применительно к разным видам речи: устной, письменной, деловой, научной, художественной и т. д. Здесь мы будем говорить преимущественно об общих требованиях. [18, 21]
Прежде всего речь должна быть содержательной. Нельзя говорить о том предмете или явлении, о котором ничего не знаешь. Если мало о нем знаешь или неясно представляешь, необходимо подобрать нужный материал, составить о нем понятие н уже после этого строить свою речь. Так как источником таких знаний могут быть наши наблюдения, книги или люди, с которыми мы общаемся, то к ним и приходится обращаться, когда нужно бывает говорить или писать о чем-либо, если недостает имеющихся знаний. Учитель обсуждает с учащимися какую-либо тему или вопрос, ведет их на экскурсию, дает задание прочитать учебник или художественное произведение, подумать. Лишь в результате такой подготовительной работы ученики могут составить содержательный устный ответ или написать сочинение. Вот почему программа и методические пособия по русскому языку рекомендуют давать сравнительно узкие темы для сочинений, по которым у детей есть или может быть собран вполне конкретный материал, имеются отчетливые представления.
Содержание определяет построение и план словесного выступления. Но каков бы то ни был план устного ответа или письменного сочинения, и ответ и сочинение должны быть логически последовательными, четкими по своему построению. Учитель следит за тем, чтобы ученик не пропускал существенных эпизодов в рассказе, не переставлял их беспорядочно, не делал ненужных вставок, но чтобы он передавал свои впечатления и знания по плану, логично переходил от одной части рассказа к другой, связывал их друг с другом, правильно рассуждал, делал верные выводы, умел хорошо начать и закончить свое выступление.
Речевое оформление устного ответа или сочинения также должно удовлетворять известным требованиям. К таким требованиям относятся:
- Правильность грамматическая (главным образом правильное построение предложений), орфографическая и пунктуационная. Умение грамотно с точки зрения норм литературного языка оформить свою речь – один из главных признаков развитой речи.
- Ясность речи - ее доступность для понимания другими людьми; вредят ясности слова и выражения, нарочито придуманные или взятые из какого-либо произведения для красоты слога, для украшения.
- Чистота речи - отсутствие «паразитических слов» (значит, так сказать, знаешь, понимаешь, как его), ненужных иностранных слов, неправильно понятых терминов, грубых слов (волынить, бузить, башка, морда).
- Точность речи - умение передать свою мысль, рассказать о каком-либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью; умелый выбор слов для точной передачи этой действительности; выбор из ряда синонимов наиболее подходящих для данных целей.
- Выразительность речи - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя или читателя.
- Богатство (относительное) языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствии однообразия, повторения в небольшом отрезке текста одних и тех же слов и конструкций. [18, 21]
Соблюдение всех названных требований, предъявляемых к речи, имеет свое значение в том случае, если оно связано с известным умственным напряжением, с познанием действительности, с соблюдением требований логики, с культурой умственного труда. Учитель связывает практическое обучение речи с наблюдениями предметов и явлений природы, труда, искусства, языка, с запоминанием тех или иных фактов, с применением умственных операций (анализом, синтезом, нахождением сходств и различий, с классификацией, обобщением, индукцией, дедукцией), с умением добывать знания, с сознательным отношением учащихся к своему труду. Без выполнения этих требований к умственной работе речь легко превращается в пустую болтовню, что, может быть, более вредно, чем боязнь выступать, стушеванностъ во время устного выступления или малое количество слов и предложений в сочинении. Вот почему, между прочим, содержательность и логичность являются самыми важными условиями хорошей речи.
На начальных этапах по развитию речи очень сложно определить характер всей работы по языку в школе и, по моему мнению, нужно обратиться к истории методики развития речи. В истории можно выделить три точки зрения и аспекта на развитие речи.
К. Д. Ушинский определял развитие речи как развитие «дара слова», подразумевая под «даром слова» прирожденную речевую способность детей, их способность выразить изустно и письменно свою самостоятельную мысль. В наше время психологи и методисты говорят не о прирожденном даре слова, а о наличии у человека, в том числе и у ребенка, так называемого чутья языка. Под чувством языка следует понимать приобретенную путем практических упражнений способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее практически усвоенными словами, формами и сочетаниями слов; это — неосознанное владение грамматикой родного языка. Исследования советских ученых А. Н Гвоздева, К. И. Чуковского, М.А. Рыбниковой, Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленского и других показали на ряде конкретных примеров содержание и значение в жизни ребенка чувства, или чутья, языка. Ребенок, обучаясь языку практически, в процессе общения со взрослыми и детьми, делает какие-то первоначальные обобщения и, не зная никакой грамматической теории, определений и правил, свободно пользуется языком, правильно склоняет и спрягает даже новые, до сих пор неизвестные ему слова, строит словосочетания и предложения, иногда «творит» по известным ему моделям слов и выражений («мазелин» вместо вазелин, «зарогаю» вместо забодаю, «средник» вместо среда, по аналогии с вторник и т.д.). Процесс формирования чувства языка начинается с раннего детства, интенсивно развивается в течении всего преддошкольного и дошкольного воспитания и продолжается в школе, особенно в начальный. [20, 22, 8]
В школе, которая, в отличие oт домашнего обучения, организует и интенсифицирует обучение на основе главным образом теоретического изучения языка, развитие речи уже протекает на другом уровне, с привлечением элементов грамматической теории. В основе изучения языка, как известно, лежит изучение грамматики, которая знакомит детей с нормами современного литературного языка. С ней обычно и связывается работа по развитию речи; культурная речь - это прежде всего грамматически грамотная речь. В настоящее время появляется все больше методических пособий, которые помогают учителю возможно лучше связать обе эти работы по языку: изучение грамматики и развитие речи.
В школе прежде всего повышается фонетическая культура речи. На основе изучения элементов фонетики (гласные и согласные, различие в произношении твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных на конце и в середине слов, ударных и безударных гласных и т. п.) развивается речевой слух, повышается произносительно-слуховая культура детей: они учатся отчетливо и ясно произносить слова, произносить их в соответствии с нормами русской орфоэпии, избегать ошибок в употреблении словесного ударения, соблюдать правильные интонации и выразительно читать и говорить, контролировать свое произношение в соответствии с изученными правилами произношения. Все знания, получаемые на уроках фонетики, сопровождаемые выработкой соответствующих умений анализировать и синтезировать слова со стороны звучания и выражения звуков на письме, конечно, повышают произносительно-слуховую, а вместе с тем и графическую культуру речи.
На уроках грамматики происходит упорядочение словаря и синтаксиса детской речи. Изучаются части речи, их изменение (склонение, спряжение), правописание падежных, родовых, личных окончаний - дети составляют предложения, в которых употребляют только что изученные части речи и их формы, благодаря чему лучше усваиваются грамматические категории и формы, а кроме того, они практикуются в составлении предложений. Еще более целенаправленно идет усвоение синтаксических конструкций в процессе изучения раздела «Предложение», с его темами: «Виды предложений», «Главные и второстепенные члены предложений», «Сложное предложение» и т. п. При изучении элементов морфологии и синтаксиса дети усваивают правила согласования, беспредложного и предложного управления, порядка слов, составления предложений с однородными членами, сложных предложений, прямой речи и т. д. [13]
Как сказано выше, речь должна быть логичной, доходчивой, точной, выразительной, т. е. она должна удовлетворять правилам логики и стилистики.
Логическая
и стилистическая обработка речи
связывается главным образок
с лексическими (словарными) и композиционными
(по построению связных текстов) упражнениями.
Хотя дети не изучают каких-либо правил
наподобие грамматических и орфографических,
регулярные упражнения по группировке,
уточнению и активизации
По сравнению с тем, что мы назвали, вслед за К. Д. Ушинским, развитием дара слова, все изложенное - более высокий уровень работы по развитию речи, который можно назвать культурой речи в более точном значении слова.
Оба рассмотренных направления в работе по развитию речи - развитие «дара слова» и повышения уровня речевой культуры - тесно связаны между собой:
И в том и в другом случае дети обучаются родному языку, усваивают нормы литературного языка, но в первом случае - в процессе чисто практических упражнений, во втором – на уровне практико-теоретического изучения. Ученик в своих высказываниях опирается на знание действительности, на эмоции, но разница при этом в том, что в одном случае в центре внимания находится содержание речи, в другом – грамматическая, логическая и стилистическая норма, хотя, конечно, не упускается из виду и содержание высказываний.
Недостатком постановки дела в указанных двух направлениях является расхождение между содержанием и формой речи:
1) при развитии «дара слова» мало кто обращается на то, как и почему так надо говорить и писать; формы языка, используемые ребенком в речи, остаются недостаточно осознанными;
2) развитие речи на основе изучения грамматики, формальной логики и стилистики имеет тот недостаток, что теоретические знания (определений и правил) дети не всегда могут использовать в речевой практике («правила знают, а применить не могут), к тому же не всегда при составлении предложений и связных текстов обращается достаточное внимание на их содержательность. Вот почему приходится иногда слышать, что грамматика не учит говорить и писать, так как теория языка - одно, а практика речи - другое. Задачей методики, по-видимому, и является, устранив разрыв между содержанием и формой в занятиях по развитию речи, рассеять мнение о разрыве между грамматикой и культурой речи. [26]
Каждая
из рассматриваемых задач и
Таким
образом, мы видим, что развитие речи
процесс многогранный и включает
в себя такие необходимые понятия
как: «речевой слух», «речевая среда»,
«речевой этикет». Что также необходимо
уделять внимание развитию «дара
слова» и повышению уровня речевой
культуры. Важным являеться и речевое
оформление устного ответа или сочинения,
которое должно отвечать установленным
требованиям, таким как: «Правильность
грамматическая орфографическая и пунктуационная»,
«ясность речи», «чистота речи», «точность
речи», «выразительность речи», «богатство
(относительное) языковых средств».
Исходя из вышесказанного, мы можем подойти к логическому выводу, что в украинской школе русский язык, представлен как предмет инвариантной части учебного плана.
Ведущие идеи начального обучения в современной школе:
Обучения русскому языку осуществляется в соответствии с тремя линиями содержания: речевой, языковой и социокультурной.
Речевая линия (коммуникативная) предусматривает развитие устной и письменной речи учащихся, умение пользоваться языком как средством общения, познания.
Языковая линия (лингвистическая) содержание обучения предполагает формирование у школьников знаний о языке и языковых умений: расширению и активизации словарного запаса, развитию грамматических умений, формированию орфоэпических, графических, орфографических умений и навыков.
Социокультурная линия содержания является обязательной составляющей работы на коммуникативной и лингвистической линиями. Важный аспект социокультурной работы – это формирование у учащихся национального самосознания, представления о культуре, обычаях, традициях русского народа, умения соблюдать правила общественного поведения, взаимно учитывать социальные и национальные особенности участников общения.