Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………3

Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30

Выводы к первому разделу………………………………………………36

Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38

2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне

развития речи младших школьников…………………………………….38

2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45

2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии

речи младших школьников……………………………………………….49

Выводы ко второму разделу…………………………………………….55

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58

Приложения

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (для сайтов).docx

— 4.28 Мб (Скачать)

     Чтобы речь была наиболее совершенным средством  выражения мыслей, чувств и знаний и в то же время средством общения  с другими людьми, к ней предъявляются  определенные требования, нарушение  которых снижает ее значение. Удовлетворять этим требованиям должна всякая речь: устная и письменная, диалогическая и монологическая, деловая и художественная. Такие требования можно назвать общими и основными для всех форм и стилей речи. Но существуют и специальные, применительно к разным видам речи: устной, письменной, деловой, научной, художественной и т. д. Здесь мы будем говорить преимущественно об общих требованиях. [18, 21]

     Прежде  всего речь должна быть содержательной. Нельзя говорить о том предмете или явлении, о котором ничего не знаешь. Если мало о нем знаешь или неясно представляешь, необходимо подобрать нужный материал, составить о нем понятие н уже после этого строить свою речь. Так как источником таких знаний могут быть наши наблюдения, книги или люди, с которыми мы общаемся, то к ним и приходится обращаться, когда нужно бывает говорить или писать о чем-либо, если недостает имеющихся знаний. Учитель обсуждает с учащимися какую-либо тему или вопрос, ведет их на экскурсию, дает задание прочитать учебник или художественное произведение, подумать. Лишь в результате такой подготовительной работы ученики могут составить содержательный устный ответ или написать сочинение. Вот почему программа и методические пособия по русскому языку рекомендуют давать сравнительно узкие темы для сочинений, по которым у детей есть или может быть собран вполне конкретный материал, имеются отчетливые представления.

     Содержание  определяет построение и план словесного выступления. Но каков бы то ни был план устного ответа или письменного сочинения, и ответ и сочинение должны быть логически последовательными, четкими по своему построению. Учитель следит за тем, чтобы ученик не пропускал существенных эпизодов в рассказе, не переставлял их беспорядочно, не делал ненужных вставок, но чтобы он передавал свои впечатления и знания по плану, логично переходил от одной части рассказа к другой, связывал их друг с другом, правильно рассуждал, делал верные выводы, умел хорошо начать и закончить свое выступление. 

     Речевое оформление устного ответа или сочинения  также должно удовлетворять известным  требованиям. К таким требованиям относятся:

- Правильность грамматическая (главным образом правильное построение предложений), орфографическая и пунктуационная. Умение грамотно с точки зрения норм литературного языка оформить свою речь – один из главных признаков развитой речи.

- Ясность речи  - ее доступность для понимания другими людьми; вредят ясности слова и выражения, нарочито придуманные или взятые из какого-либо произведения для красоты слога, для украшения.

- Чистота речи - отсутствие «паразитических слов» (значит, так сказать, знаешь, понимаешь, как его), ненужных иностранных слов, неправильно понятых терминов, грубых слов (волынить, бузить, башка, морда).

- Точность речи -  умение передать свою  мысль, рассказать о каком-либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью; умелый выбор слов для точной передачи этой действительности; выбор из ряда синонимов наиболее подходящих для данных целей.

- Выразительность  речи - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя или читателя.

- Богатство (относительное)  языковых средств  для выражения одной и той же мысли, отсутствии однообразия, повторения в небольшом отрезке текста одних и тех же слов и конструкций. [18, 21]

     Соблюдение  всех названных требований, предъявляемых к речи, имеет свое значение в том случае, если оно связано с известным умственным напряжением, с познанием действительности, с соблюдением требований логики, с культурой умственного труда. Учитель связывает практическое обучение речи с наблюдениями предметов и  явлений природы, труда, искусства, языка, с запоминанием тех или иных фактов, с применением умственных операций (анализом, синтезом, нахождением сходств и различий, с классификацией, обобщением, индукцией, дедукцией), с умением добывать знания, с сознательным отношением учащихся к своему труду. Без выполнения этих требований к умственной работе речь легко превращается в пустую болтовню, что, может быть, более вредно, чем боязнь выступать, стушеванностъ во время устного выступления или малое количество слов и предложений в сочинении. Вот почему, между прочим, содержательность и логичность являются самыми важными условиями хорошей речи.

      На  начальных этапах по развитию речи очень сложно определить характер всей работы по языку в школе и, по моему  мнению, нужно обратиться к истории  методики развития речи. В истории можно выделить три точки зрения и аспекта на развитие речи.

     К. Д. Ушинский определял развитие речи как развитие «дара слова», подразумевая под «даром слова» прирожденную речевую способность детей, их способность выразить изустно и письменно свою самостоятельную мысль. В наше время психологи и методисты говорят не о прирожденном даре слова, а о наличии у человека, в том числе и у ребенка, так называемого чутья языка. Под чувством языка следует понимать приобретенную путем практических упражнений способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее практически усвоенными словами, формами и сочетаниями слов; это — неосознанное владение грамматикой родного языка. Исследования советских ученых А. Н Гвоздева, К. И. Чуковского, М.А. Рыбниковой, Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленского и других показали на ряде конкретных примеров содержание и значение в жизни ребенка чувства, или чутья, языка. Ребенок, обучаясь языку практически, в процессе общения со взрослыми и детьми, делает какие-то первоначальные обобщения и, не зная никакой грамматической теории, определений и правил, свободно пользуется языком, правильно склоняет и спрягает даже новые, до сих пор неизвестные ему слова, строит словосочетания и предложения, иногда «творит» по известным ему моделям слов и выражений («мазелин» вместо вазелин, «зарогаю» вместо забодаю, «средник» вместо среда, по аналогии с вторник и т.д.). Процесс формирования чувства языка начинается с раннего детства, интенсивно развивается в течении всего преддошкольного и дошкольного воспитания и продолжается в школе, особенно в начальный. [20, 22, 8]

     В школе, которая, в отличие oт домашнего обучения, организует и интенсифицирует обучение на основе главным образом теоретического изучения языка, развитие речи уже протекает на другом уровне, с привлечением элементов грамматической теории. В основе изучения языка, как известно, лежит изучение грамматики, которая знакомит детей с нормами современного литературного языка. С ней обычно и связывается работа по развитию речи; культурная речь - это прежде всего грамматически грамотная речь. В настоящее время появляется все больше методических пособий, которые помогают учителю возможно лучше связать обе эти работы по языку: изучение грамматики и развитие речи.

     В школе прежде всего повышается фонетическая культура речи. На основе изучения элементов  фонетики (гласные и согласные, различие в произношении твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных на конце и в середине слов, ударных и безударных гласных и т. п.) развивается речевой слух, повышается произносительно-слуховая культура детей: они учатся отчетливо и ясно произносить слова, произносить их в соответствии с нормами русской орфоэпии, избегать ошибок в употреблении словесного ударения, соблюдать правильные интонации и выразительно читать и говорить, контролировать свое произношение в соответствии с изученными правилами произношения. Все знания, получаемые на уроках фонетики, сопровождаемые выработкой соответствующих умений анализировать и синтезировать слова со стороны звучания и выражения звуков на письме, конечно, повышают произносительно-слуховую, а вместе с тем и графическую культуру речи.

     На  уроках грамматики происходит упорядочение словаря и синтаксиса детской речи. Изучаются части речи, их изменение (склонение, спряжение), правописание падежных, родовых, личных окончаний - дети составляют предложения, в которых употребляют только что изученные части речи и их формы, благодаря чему лучше усваиваются грамматические категории и формы, а кроме того, они практикуются в составлении предложений. Еще более целенаправленно идет усвоение синтаксических конструкций в процессе изучения раздела «Предложение», с его темами: «Виды предложений», «Главные и второстепенные члены предложений»,  «Сложное предложение» и т. п. При изучении элементов морфологии и синтаксиса дети усваивают правила согласования, беспредложного и предложного управления, порядка слов, составления предложений с однородными членами, сложных предложений, прямой речи и т. д. [13]

     Как сказано выше, речь должна быть логичной, доходчивой, точной, выразительной, т. е. она должна удовлетворять правилам логики и стилистики.

Логическая  и стилистическая обработка речи связывается главным образок  с лексическими (словарными) и композиционными (по построению связных текстов) упражнениями. Хотя дети не изучают каких-либо правил наподобие грамматических и орфографических, регулярные упражнения по группировке, уточнению и активизации словаря  повышают уровень речевой культуры детей.

     По  сравнению с тем, что мы назвали, вслед за К. Д. Ушинским, развитием  дара слова, все изложенное - более высокий уровень работы по развитию речи, который можно назвать культурой речи в более точном значении слова.

Оба рассмотренных  направления в работе по развитию речи - развитие «дара слова» и повышения уровня речевой культуры - тесно связаны между собой:

  1. они представляют собой последовательные ступени развития речи;
  2. они могут быть использованы одновременно, параллельно друг с другом.

     И в том и в другом случае дети обучаются родному языку, усваивают нормы литературного языка, но в первом случае - в процессе чисто практических упражнений, во втором – на уровне практико-теоретического изучения. Ученик в своих высказываниях опирается на знание действительности, на эмоции, но разница при этом в том, что в одном случае в центре внимания находится содержание речи, в другом – грамматическая, логическая и стилистическая норма, хотя, конечно, не упускается из виду и содержание высказываний.

Недостатком постановки дела в указанных двух направлениях является расхождение  между содержанием и формой речи:

1) при развитии «дара слова» мало кто обращается на то, как и почему так надо говорить и писать; формы языка, используемые ребенком в речи, остаются недостаточно осознанными;

2) развитие речи на основе изучения грамматики, формальной логики и стилистики имеет тот недостаток, что теоретические знания (определений и правил) дети не всегда могут использовать в речевой практике («правила знают, а применить не могут), к тому же не всегда при составлении предложений и связных текстов обращается достаточное внимание на их содержательность. Вот почему приходится иногда слышать, что грамматика не учит говорить и писать, так как теория языка - одно, а практика речи - другое. Задачей методики, по-видимому, и является, устранив разрыв между содержанием и формой в занятиях по развитию речи, рассеять мнение о разрыве между грамматикой и культурой речи. [26]

     Каждая  из рассматриваемых задач и направлений, имеет свою специфику, и потому каждая из них реализуется по-разному. Смешивать  эти две задачи, эти в занятиях по языку нельзя, от их смешения происходит путаница приемов обучения и не достигается ни одна из задач. Многие страницы истории методики русского языка говорят о том, что обе задачи не различались, получалась неясность в освещении вопроса о развитии речи. Такое смешение не дает положительного эффекта: заставить говорить молчаливых детей, организовать обильную речевую практику – это одно, другое же – поднять учеников на более высокий уровень языкового развития, чем они стояли до сих пор. Разные задачи и аспекты требуют различных методологических приемов и средств. Но обе эти задачи в той или иной мере имеют право на существование в методике и в практике школы. Развивать речь надо и в плане «дара слов» вместе с развитием «мыслительной способности» и в плане повышения уровня общей речевой культуры (логической, грамматической, стилистической).

    Таким образом, мы видим, что развитие речи процесс многогранный и включает в себя такие необходимые понятия  как: «речевой слух», «речевая среда», «речевой этикет». Что также необходимо уделять внимание развитию «дара  слова» и  повышению уровня речевой  культуры. Важным являеться и речевое оформление устного ответа или сочинения, которое должно отвечать установленным требованиям, таким как: «Правильность грамматическая орфографическая и пунктуационная», «ясность речи», «чистота речи»,  «точность речи», «выразительность речи», «богатство (относительное) языковых средств».   
 

    1. Ведущие идеи современной  школьной программы
 

    Исходя  из вышесказанного, мы можем подойти к логическому выводу, что в украинской школе русский язык, представлен как предмет инвариантной части учебного плана.

Ведущие идеи начального обучения в современной школе:

  1. Развитие коммуникативной компетентности, способности пользоваться языком для решения различный жизненных задач. Требующих применения речевых умений. Пользоваться русским языком как средством коммуникации, средством познания.
  2. Формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развития речи, культурного поведения.
  3. Развитие мышления и позновательных способностей детей.
  4. Организация обучения по четырем видам речевой деятельности: слушанье (аудирование), говорение, чтение и письмо.
  5. Обучение второму языку в условиях украино-русского двуязычия являетьс взаимосвязь в преподавании обоих языков.

Обучения русскому языку осуществляется в соответствии с тремя линиями содержания: речевой, языковой и социокультурной.

    Речевая линия (коммуникативная) предусматривает  развитие устной и письменной речи учащихся, умение пользоваться языком как средством общения, познания.

    Языковая  линия (лингвистическая) содержание обучения предполагает формирование у школьников знаний о языке и языковых умений: расширению и активизации словарного запаса, развитию грамматических умений, формированию орфоэпических, графических, орфографических умений и навыков.

    Социокультурная линия содержания является обязательной составляющей работы на коммуникативной  и лингвистической линиями. Важный аспект социокультурной работы –  это формирование у учащихся национального  самосознания, представления о культуре, обычаях, традициях русского народа, умения соблюдать правила общественного поведения, взаимно учитывать социальные и национальные особенности участников общения.

Информация о работе Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения