Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа
Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Вступление…………………………………………………………………………3
Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30
Выводы к первому разделу………………………………………………36
Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38
2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне
развития речи младших школьников…………………………………….38
2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45
2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии
речи младших школьников……………………………………………….49
Выводы ко второму разделу…………………………………………….55
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58
Приложения
2) отношения между ними (ролевые, личностные, деятельностные и другие);
3) средства связи (язык, жесты, сигнализация и т.п.);
4) способы связи (устный-письменный, контактный-дистанционный и другие);
5) время, место и продолжительность общения;
6) содержание общения.
2. Принцип приоритета практики заключался в такой организации обучения, когда каждый ученик вовлечен в процесс практического использования языка.
3. Принцип сотрудничества и сотворчества учителя и ученика.
1) создания на уроке доверительной, непринужденной атмосферы общения;
2) совместного решения проблем совершенствования речевой культуры.
4. Принцип речевой направленности обучения напрямую был связан с фактором коммуникативности. Коммуникативность обучения предполагала использование не языковых, а речевых упражнений, которые отличаются от первых наличием речевого партнера, речевой задачи, осуществлением определенного воздействия на собеседника.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, поскольку в процессе уроков многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.
Учет и реализация принципов и смены учебной деятельности, в том числе и речевой, определили основные этапы развития речевых умений учащихся
Комплекс
методических приемов и упражнений
в процессе работы
над речевыми умениями. (табл.1).
На произносительном уровне можно выделить такие уровни развития речи: Высокий - хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить выразительно, достаточно грамотно владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее. Средний - хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, но речь недостаточно выразительная, тихая. Низкий - плохое выговаривание отдельных звуков, речь невыразительна, не владеет интонациями, логическими ударениями. [4, 18]
Упражнение
№1
Упражнение №2 "Хлоп-хлоп"
(данное
упражнение будет
Инвариант:
ребенок должен "поймать" звук,
на который слово
Упражнение №3
(данное упражнение будет
Оборудование:
бумажные султанчики (метёлочки).
Учитель предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представьте, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Упражнение №4
(упражнение
обучает звуковому облику
Упражнение
№ 5,6.
Упражнения №7.
Произношение
скороговорок в быстром темпе
и с определенной эмоциональной
окраской:
1. Проворонила ворона вороненка
а) пожалев вороненка;
б) поругав ворону.
2. От топота копыт пыль по полю летит
а) напугав;
б) успокоив слушателей.
3. На дороге с утра тарахтят трактора
а) поругав;
б) похвалив кого-то.
4. Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры
а) восхитившись бобрами;
б) как бы рассказывая сказку.
5. На дворе – трава, на траве – дрова. Не клади дрова посреди двора
а) сомневаясь в услышанном;
б) дразнясь.
Упражнение №8.
Прочитай про себя стихотворение Б. Заходера «Куда спешат головастик», приготовься читать в слух: обрати внимание на замечания-подсказки о темпе чтения.
[5, 25]
Таким
образом, проанализировав и подобрав
упражнения по развитию речи на произносительном
уровне, мы видим, что обучение требует
от учащихся активного решения новых
речевых задач, что учитель должен
строить свою работу на уроках придерживаясь
таких основных принципов, как: принцип
развития речи на основе ситуаций,
принцип приоритета практики, принцип
сотрудничества и сотворчества учителя
и ученика, принцип речевой направленности
обучени
2.2.
Система упражнений
на лексическом уровне
развития речи
Следующий
этап развития речевых умений –
это лексический
уровень. На данном этапе можно использовали
все виды работ со словом, а также по обогащению
словарного запаса.
На лексическом уровне можно выделить такие уровни развития речи:
Высокий – богатый словарный запас, отсутствие в речи лишних слов (так называемых слов-паразитов: ну, значит и так далее), грубых просторечных слов и выражений, диалектных форм и так далее.
Средний - достаточно богатый словарный запас, в речи использует диалектизмы и слова - паразиты.
Низкий
- бедный словарный запас, неточно употребляет
отдельные слова, выбор слов однообразен,
речь насыщена лишними словами (диалектные
формы, слова - паразиты и другое).
Примеры упражнений:
Упражнение №1.
Ученикам предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих
фрукты: (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Упражнение №2
Учащимся учитель предлагает продолжить ряд исходя из закономерности.
Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
много
…
Упражнение №3
Учащимся предлагается собрать рассыпанные буквы что бы из них получились названия 10 разных животных.
Лезок,
кута, дашоль, лесо, оварко, сугь, путех,
цурика, воца.
Упражнение №4
Упражнение
предлагает ученикам прочитать слова
в круге и найти болем 15 слов.
Упражнение №5
Ученикам предлагается назвать предметы по картинкам.
Упражнение №6
«Что означает выражение?» способствует обогащению устной речи и словарного запаса посредством устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок. Например:
Ребенок сказал Взрослые говорят:
пойти на исправку пойти на поправку
куда глаза видят куда глаза глядят
душа в подметки ушла душа в пятки ушла
свободная птица вольная птица
открыть Африку открыть Америку
посчитать в голове посчитать в уме
глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум на свежую голову
Упражнение №7
Ученикам предлагается разгадать спрятанные слова в ребусах.
[5, 25]
Следовательно,
мы можем увидеть, что на лексическом
уровне идет разноплановая работа над
словом и над обогащением словарного
запаса младших школьников, а также
переход слов из пассивного словаря
в активный.
2.3.
Система работы
учителя начальных
классов на уровне
текста в развитии
речи младших школьников
На следующем этапе – уровень текста – который подразумевает под собой развитие умения создавать речевые жанры, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребенка. Формируется данное умение через устную и письменную речь, индивидуальную и монологическую. С целью активизации творческой деятельности учащихся можно прибегнуть к составлению считалок, загадок, сказок, стихотворений.
На
уровне текста можно выделить такие
уровни оценивания:
Высокий - при пересказе точно передает содержание различных типов текста, составляет рассказ по картинке логично, в деталях, без речевых ошибок.
Средний - для точного пересказа текста требуется 1-2 наводящих вопроса учителя, пересказывает без ошибок, составляет рассказ по картине с незначительной помощью учителя.
Низкий
– может составлять рассказ по картине
и пересказывать текст только при помощи
учителя, допускает речевые ошибки.
Примеры упражнений:
Упражнение №1
Составления
рассказа по картинке. Учителю необходимо
дать время для рассмотрения картинки.
Упражнение №2
От
учеников требуется установить
логическую связь и рассказать
о ней.
Упражнение №3
«Эстафета
– рассказ». Класс можно поделить
на 2-3 команды. Перед учащимися ставилась
иная цель: добиться победы команды, которую
можно завоевать только языковыми
средствами. По правилам игры командам
выдается текст, а точнее его начало.
Тема рассказа определялась учителем
или учащимися, например, «Что
скажем мы о доброте…?»,
«Это было недавно, это
было давно…» и т.д. Каждый участник
имел право добавить только одно-два предложения
к ранее написанному тексту.
Упражнение №4
Ученикам
предлагается рассмотреть рисунки
и составить к рисунку рассказ
и придумать с опорными словами
пословицу.
Опорные слова для пословицы:
Саночки,
любишь, и, возить, кататься,
люби
Упражнение
№5
Ученикам предлагается
вспомнить: какая сказка про животных,
а какая волшебная? Перескажи
сказку по своему выбору.
Упражнение
№6
В упражнении нужно
составить загадку из данных слов.
[5, 25]
Исходя
из подбора упражнений на уровень
текста по развитию речи ми можем для
себя подчеркнуть, что на этом уровне
происходит постоянная, глубокая работа
над предложением. Происходит основная
работа через устную и письменную
речь, индивидуальную и монологическую.