Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………3

Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30

Выводы к первому разделу………………………………………………36

Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38

2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне

развития речи младших школьников…………………………………….38

2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45

2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии

речи младших школьников……………………………………………….49

Выводы ко второму разделу…………………………………………….55

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58

Приложения

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (для сайтов).docx

— 4.28 Мб (Скачать)

     Что такое развитие речи? По-разному  решают этот вопрос и психологи, и  методисты, и учителя-практики. Одни считают, что речь развивается спонтанно, сама собой, по мере обогащения сознания ребенка разнообразными представлениями и понятиями, по мере расширения жизненного опыта ребенка. Поэтому нет нужды в специально организованном обучении; нужно, пожалуй, давать лишь темы для устных и письменных выступлений учащихся. По мнению других, развивать речь – это значит обучать детей связному выражению мыслей в устной и письменной форме; следовательно, надо писать больше изложений и сочинений, показывая приемы их составления.

Третьи  идут еще дальше. Они предъявляют  к школьному обучению требование - развивать у детей умение свободно, гладко, по возможности красиво говорить и писать о разных предметах и явлениях жизни, от школы требуется, чтобы она не связывала речи специальным обучением, а предоставляла полную свободу речевому творчеству детей; нет нужды, например, в специальных темах для сочинений: пусть ребята пишут го, что хотят и как хотят. Также существует и такая точка зрения на развитие речи, что это прежде всего развитие произносительно-слуховой формы, выразительного чтения и произношения, поэтому надо серьезно учить детей правильному произношению, дикции, выразительному чтению и т. п. [13, 14]

Полезно разобраться в вопросе, что же такое развитие речи и каковы основные направления и методика работы над речью учащихся, имея при этом в виду детей младшего школьного возраста?

     Понашему же мнению, само развитие речи - это комплексный процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, сти-

Существует  и такая точка зрения на развитие речи, что это прежде всего развитие произносительно-слуховой формы, выразительного чтения и произношения, поэтому надо серьезно учить детей правильному  произношению, дикции, выразительному чтению и т. п.

Полезно разобраться в вопросе, что же такое развитие речи и каковы основные направления и методика работы над речью учащихся, имея при этом в виду детей младшего школьного возраста?

     Процесс развития речи протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого. Термин развития речи используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью; соответствующий раздел курса методики русского языка. Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие физиологических механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Развитие речи может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Поэтому разработана и используется в школе специальная система. Она включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся. [19]

Речь, как  и язык, представляет собой очень  сложное и в то же время дифференцированное явление: это фонетика и лексика, морфология и синтаксис, стилистика и контекстная речь, орфография и пунктуация.

     И хотя дети, поступающие в школу, в  известной мере умеют говорить на своем родном языке в пределах близкой им тематики, речь их несовершенна. Они, в частности, владеют разговорно-бытовой, диалогической речью, но не умеют строить связную, монологическую речь; они овладели произношением людей своего ближайшего окружения, но не владеют нормами литературного произношения, делают неправильное ударение в словах, речь их страдает и другими недостатками. Дети знают много обиходных слов родного языка, пользуются ими в домашней обстановке, но их словарь беден, во всяком случае, недостаточен для того, чтобы выражать новые представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения, да и сами знания об окружающем мире бедны и недостаточны. Другими словами, это можно выразить как речевая (или языковая) среда – речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей и знакомых, язык радио и телевидения, язык читаемых книг и т. п. Речевая среда может быть одноязычной и двуязычной, диалектной и литературной. Качества воспринимаемой речи определяют развивающий потенциал речевой среды.. Языковая среда может рассматриваться как методическое средство: в этом случае создается искусственная речевая среда – учащиеся в школе оберегаются от неправильных речевых влияний, им рекомендуется определенная литература, в классе на уроках создается атмосфера высокой культуры речи. В общей сложности речевая (или языковая) среда осуществляется на этапах закрепления материала и поэтому связано с объяснительно-иллюстративным методом, с поисковой деятельностью учащихся, с решением проблемных задач, с творческой деятельностью учащихся. Противостоит рецептивному усвоению (рецептивному методу), обеспечивающему лишь восприятие, понимание, запоминание, узнавание изученных явлений, понимание чужой речи и пр.

     По  наблюдениям учителей, синтаксис  детской речи однообразен, беден  формами, грешит ошибками в построении предложений. Дети не имеют опыта  монологической речи, в частности  у них нет умения связно излагать свои мысли в письменной форме, им недоступен еще мир книги, они  не могут самостоятельно разобраться  в содержании, построении и языке  читаемых ими произведений, не могут  составить план своих устных и  письменных  высказываний и передать свои мысли но этому плану. [17]

Раз это  так, а это именно так, об этом говорят наблюдения практиков, специальные обследования и исследования, то, очевидно, нельзя ограничивать развитие речи какой-либо одной стороной речи, например произносительной стороной, связной речью или какой-либо другой. Нужна работа над всеми сторонами речи.

     На  уроках русского языка активно развивается  произносительно-слуховая сторона  речи: умение внимательно слушать, правильно  и ясно произносить слова, звуки  и их сочетания, «переводить» звуки  в буквы; проявлять внимание к  слову и его элементам; соблюдать нужные интонации. Таким образом, у учащихся развивается речевой слух. [17]

     Речевой слух – различение в речевом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений. Без элементарного речевого слуха языковое общение невозможно. Речевой слух к языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов, их сочетаний. В школе, в связи с чтением и письмом, механизм речевого слуха изменяется, так как учащиеся привыкают здесь выделять каждый отдельный звук, произносить его, характеризовать как фонетическую единицу, соотносить с ним букву, при этом учитывать правила русской графики; все это связано с необходимостью быстрой и точной ориентировки в морфемном составе слова, в словообразовании, с нахождением родственных слов, сопоставлениями морфем. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающего у человека в процессе практического пользования языком на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений. В школе развитию речевого слуха уделяется большое внимание, так как от уровня его сформированности в значительной степени зависит усвоение орфоэпии, орфографии. Приемы формирования речевого слуха: практика восприятия речи и говорения; фонетический анализ и синтез как специальные задания, упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных и пр. В психологических исследованиях речевой слух называют фонематическим слухом. [7, 15, 21]

     Конечно же, в процессе развития речи развиваются и её логические стороны: понимание значения слов и их частей, понимание смысла предложений, компонентов целого текста, основных мыслей связной речи, вместе с тем умение передавать содержание читаемого или слышимого, умение осознавать явления окружающей действительности и передавать впечатления о них, давать отчет о своей работе, контролировать свою устную и письменную речь, исправлять свои речевые ошибки. Словом, учить детей языку, развивать их речь – значит учить их практически овладевать разными сторонами языка, умением произносить, выбирать соответствующие слова для отображения предметов и явлений действительности, выражать свои мысли в связной форме.

Источниками развития речи в школьном обучении являются чтение, наблюдения над окружающей действительностью, над произведениями искусства, беседы с учителем, своими товарищами, общение со взрослыми и специальное обучение нормам литературного языка.

     В соответствии с этими задачами и  возможностями занятия по развитию речи проводятся на:

     1) уроках грамматики и правописания.

    2) уроках чтения, соединенные с наблюдениями и предметными уроками, беседами.

    3) на внеклассных мероприятиях.

     Если на уроках чтения, равно как и на уроках других учебных предметов, речь главным образом расширяется и обогащается, то на уроках грамматики речь упорядочивается, систематизируется и благодаря этому тоже обогащается, речевые умения и навыки закрепляются. Внеклассная работа активизирует речь детей и сообщает ей целенаправленный характер.[24, 15]

Вместе  с развитием речи детей на уроках русского языка происходит:

1) приобретение умений и навыков умственного труда (умение пользоваться книгой, запись чужих и своих мыслей);

2) формирование умения пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, сопоставлениями по сходству и различию, классификацией, абстрагированием и обобщениями, объяснениями и доказательствами.

     На  данный момент существует много вопросов связанные со сложностью развития речи которые заключаеются не только в многогранности, в разнообразии сторон языка, который приходится усваивать ребенку, но и в том, что речевая деятельность проявляется в разных формах. Как правило, развивается речь внутренняя и внешняя, причем последняя выступает в свою очередь в форме устной и письменной. Кроме того, хотя мы знаем общие черты сходства и различия этих форм, мы мало знаем о конкретных особенностях устной и письменной (не говоря уже о внутренней) речи на разных ступенях школьного обучения.

     Из  сопоставления особенностей той  и другой формы речи ясно вытекает, что они различны и развивать  устную и письменную речь одними и теми же методами нельзя, хотя, без сомнения, ту и другую надо развивать не отдельно от друга, а параллельно, в единстве. Анализируя речь той или другой формы (устную или письменную), мы не можем не отметить разницы между подготовленной и неподготовленной речью, будь эта речь устная или письменная. Одно дело, когда ученик, например, наблюдал то или иное явление природы и сразу, без подготовки стал рассказывать устно или письменно о нем; другое дело, когда после наблюдения была проведена известная речевая подготовка. [15]

     Когда говорят о развитии речи, то иногда смешивают два разных явления: понимание речи  (слов, словосочетаний, предложений, целого текста) и употребление слов или предложений в своей речи. А между тем это не одно и то же: ребенок может понимать то или иное слово или выражение, но никогда его не использовать в своей речи и даже не уметь его использовать.

     Значит, следует выделить эти два этих случая:

     1) способность понимания учащимися слов и предложений,

     2) способность употреблять слова, их формы, словосочетания и предложения. И в соответствии с различиями того и другого необходимо строить методику развития и пассивной речи, имея в виду понимание, и активной, если иметь в виду практическое использование языковых средств.

     При рассмотрении вопроса о развитии речи детей не приходится говорить о разных стилях языка и речи. Как известно, различаются стили  разговорные и книжные. Из книжных, с которыми в школе особенно часто  приходиться иметь дело, различаются  деловой, научно-популярный, публицистический, художественный. Наличие этих стилей, без сомнения, усложняет школьную работу над речью. Само собой понятно, что школе, если она поставила  своей задачей развивать речь своих учеников, придется работать с таким расчетом, чтобы ученик понимал, как он должен говорить или писать, пишет ли он, например, письмо своему товарищу, или подает заявление директору, или составляет заметку для стенгазеты. На этом этапе целесообразно вспомнить речевой этикет – правила речевого поведения, опирающиеся на национальные и интернациональные традиции и отношения и реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в условиях «вежливого» контакта с собеседниками. Примеры ситуаций: встреча, знакомство, прощание, приглашение к столу, извинение, благодарность и пр. Речевой этикет позволяет устанавливать контакт с собеседниками в определенной тональности: средства речевого этикета выстраиваются в определенный синонимический ряд, где доминанта пригодна для всех ситуаций; например, доминанта «до свидания»; синонимы: до скорого свидания, до скорой встречи, всего хорошего, всего наилучшего, всего (разг.), счастливо оставаться (разг.), честь имею кланяться (устар.; в современном употреблении – ирон.), [3, 30, 29, 15]

     Конечно, ученикам начальных классов не под  силу овладеть всеми названными выше стилями и сразу усвоить речевой этикет. Однако самое основное и в то же время важное она могут узнать и понять. Отказаться от развития различных видов и форм речи школа не может, если она серьезно занята обучением языку. Она, действительно, должна соответствующим образом организовать обучение, ибо школьное обучение отличается от всякого другого своей организованностью и целенаправленностью.

Информация о работе Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения