Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа
Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Вступление…………………………………………………………………………3
Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30
Выводы к первому разделу………………………………………………36
Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38
2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне
развития речи младших школьников…………………………………….38
2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45
2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии
речи младших школьников……………………………………………….49
Выводы ко второму разделу…………………………………………….55
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58
Приложения
Нынешний курс обучению детей строиться на интегрированной обучении русскому языку и чтению, его характеризирует взаимосвязанная работа над всеми видами речевой деятельности, широкое использование текстов для слушания, чтения, построения устных и письменных высказываний, для наблюдения над языковыми правописными особенностями.
Учебное время в данной программе распределено между языковой и речевой линиями:
Всего 70 часов:
- 4 часа резервного времени.
- 5 часов на повторения в конце каждого периода и в конце года.
- 61 час – поровну между языковой и речевой линиями.
Программа для каждего класса содержит такие разделы:
I. Речевая линия.
II. Языковая линия.
III. Правописание.
IV. Графические
навыки, техника письма, культура оформления
письменных работ.
I. Речевая линия
В обучении русскому языку в данном разделе представлены все виды речевой деятельности:
- аудирование
-
говорение (диалогическая и
- чтение (вслух и молча)
- письмо (изложение, сочинение)
Развитие
речевых умений осуществляеться
всоответствии с такими темами: Школа,
Семья, Я, Город, Село, Родина, Игры, Труд
людей Профессии, Природа, Времена
года, Сказки, Культура, Обычаи народа.
II. Языковая линия
Раздел состоит из таких частей:
Текст, предложение
Звуки и буквы, слог, ударение
Значение слова
Состав слова.
III. Правописание
Правописание предполагает формирование орфографической зоркости, умение сопоставлять произношение и написания, усвоение орфографических правил:
- прописаня
буква в начале предложения,
в именах людей, кличках
- написание сочетаний жи. Ши, ча, ща.
- перенос слов по слогам
- сочетание чн, ЧК, нч, рщ, чт
- написания безударных гласных в конце слова
- написание парных звонких и глухих
- разделить ъ и ь перед е ё ю я и
- написание
непроизносимых согласных. [24, 26]
IV. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ.
- совершенствование каллиграфических навыков техники письма.
- культура
оформления письменной работы: абзац,
умение вписать слова в
При упоминании выше сказанного необходимо помнить и про уровни работы, всего выделяют четыре уровня по развитию речи.
Направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.
Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые часто употребляются. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости. Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление. При изучении языка активный запас пополняется из пассивного, и он, разумеется, меньше. Сначала мы привыкаем понимать какое-то слово, а затем начинаем сами употреблять его. [24, 26]
У младших
школьников обычно не хватает словарного
запаса, они могут употреблять
слова в неправильном значении и
говорить простыми предложениями. Дети
постарше настолько привыкают
Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.
Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.
Из вышесказанного следует, что сочинение является универсальным видом работы по развитию речи у младших школьников. Речь учащихся начальных классов при работе над сочинением развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста.
Так же не следует забывать и про те факторы, которые оказывают огромное влияние на развитие речи.
Это
влияние может быть как положительным,
так и негативным. Что касается
степени влияния наследственных
и средовых факторов на развитие речи,
с уверенностью можно сказать
следующее. Врожденные способности,
сильное желание общаться с окружающими
и богатство языка и социальной
среды объединяются, чтобы содействовать
детям в освоении функций и закономерностей
языка. М.Р. Львов выделял такие функции:
1. Фактор положительных эмоций.
2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.
3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.
4. Фактор потребности содержательного общения.
5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.
6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).
7. Фактор речевой активности самого ребенка.
8. Фактор изучения языковой теории. Он имеет следующие влияния на речевое развитие школьников: во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышление; во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому анализу образцовых текстов; в-третьих, языковая теория обеспечивает овладение культурой речи.
Седьмым фактором являться – фактор речевой активности ребёнка, это весьма важный фактор, который требует специальных условий, таких как:
а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;
б) умение преодолевать скованность, застенчивость;
в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.
Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер. Что новое вносит школа в речевое развитие дошкольника:
1) осознание языка и речи как объекта наблюдения;
2) добавление к двум видам устной речи (говорению и аудированию) двух видов письменной речи (письмо и чтение);
3) переход ситуативной речи дошкольника в сферу волевых действий;
4) становление чтения и пересказа в качестве основного орудия познавательной деятельности;
5) начало формирования школьника как языковой личности (социализация). [18, 19, 21]
Следовательно,
исходя из анализа систематически правильно
составленной программы по русскому
языку, мы можем сделать вывод, что
в основу содержания обучения положена
идея развивающего обучения, что в
программу заложены верные и нужные
ведущие идеи и принципы обучения
русскому язык. Что программа разработана
с учетом речевой, языковой линии, с
учетом правописания и графических
навыков, техники письма, культуры оформления
письменных работ.
Выводы к первому разделу:
Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность сделать следующие выводы:
Нами были сформулированы вопросы стоящие в настоящее время перед исследователями проблемы развития речи в таких не простых условиях двуязычия? Назовем некоторые наиболее общие из них, имея ввиду главным образом развитие связной речи и словаря.
Лишь
общие усилия теоретиков-психологов,
методистов и учителей-практиков могут
решить сложную проблему развития речи
школьников в условиях украино-язычных
школ. [1]
Раздел
II. Организация практической
работы по формированию
речевых навыков учащихся
в процессе изучения
русского языка
На основе
педагогической, психологической и
методической литературы во ІІ разделе
главным образом, представленные разработанные
и изученные упражнения по развитию речи
младших школьников на произносительном,
лексическом уровне и на уровне текста.
2.1.
Основные методы
и приемы работы
на произносительном
уровне развития
речи младших школьников
Проанализировав
программу, мы можем четко выделить,
что программа современной
1. Принцип развития речи на основе ситуаций.
1) наличие речевых партнеров (говорящего и слушающего);