Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Речь - одна из основных линий развития ребенка. Благодаря языку ребёнок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………3

Раздел I. Речевая направленность обучения младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………….7
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся………….7
Сущность основных речевых понятий……….............................................16
Ведущие идеи современной школьной программы…………………….30

Выводы к первому разделу………………………………………………36

Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка……...................38

2.1. Основные методы и приемы работы на произносительном уровне

развития речи младших школьников…………………………………….38

2.2. Система упражнений на лексическом уровне развития речи…………….45

2.3. Система работы учителя начальных классов на уровне текста в развитии

речи младших школьников……………………………………………….49

Выводы ко второму разделу…………………………………………….55

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………58

Приложения

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая (для сайтов).docx

— 4.28 Мб (Скачать)

Нынешний  курс обучению детей строиться на интегрированной обучении русскому языку и чтению, его характеризирует  взаимосвязанная работа над всеми  видами речевой деятельности, широкое  использование текстов для  слушания, чтения, построения устных и письменных высказываний, для наблюдения над языковыми правописными особенностями.

    Учебное время в данной программе распределено между языковой и речевой линиями:

    Всего 70 часов:

    - 4 часа резервного времени.

    - 5 часов на повторения в конце  каждого периода и в конце  года.

    - 61 час – поровну между языковой  и речевой линиями.

Программа для каждего класса содержит такие  разделы:

      I. Речевая линия.

      II. Языковая линия.

     III. Правописание.

    IV. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ. 

I. Речевая линия

В обучении русскому языку в данном разделе  представлены все виды речевой деятельности:

     - аудирование

     - говорение (диалогическая и монологическая  речь)

     - чтение (вслух и молча)

    - письмо (изложение, сочинение)

Развитие  речевых умений осуществляеться  всоответствии с такими темами: Школа, Семья, Я, Город, Село, Родина, Игры, Труд людей Профессии, Природа, Времена  года, Сказки, Культура, Обычаи народа. 

II. Языковая линия

Раздел  состоит из таких частей:

Текст, предложение

Звуки и буквы, слог, ударение

Значение  слова

Состав  слова.

III. Правописание

Правописание  предполагает формирование орфографической  зоркости, умение сопоставлять произношение и написания, усвоение орфографических  правил:

- прописаня  буква в начале предложения,  в именах людей, кличках животных

- написание  сочетаний жи. Ши, ча, ща.

- перенос  слов по слогам

- сочетание  чн, ЧК, нч, рщ, чт

- написания  безударных гласных в конце  слова

- написание  парных звонких и глухих

- разделить  ъ и ь перед е ё ю я  и

- написание  непроизносимых согласных. [24, 26] 

IV. Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ.

- совершенствование каллиграфических навыков техники письма.

- культура  оформления письменной работы: абзац,  умение вписать слова в таблицу,  расположить слова в столбиках,  обозначить значимые части слова,  подчеркнуть.

    При упоминании выше сказанного необходимо помнить и про уровни работы,  всего выделяют четыре уровня по развитию речи.

    Направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.

Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые часто употребляются. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости. Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление. При изучении языка активный запас пополняется из пассивного, и он, разумеется, меньше. Сначала мы привыкаем понимать какое-то слово, а затем начинаем сами употреблять его. [24, 26]

У младших  школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять  слова в неправильном значении и  говорить простыми предложениями. Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что  им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Работа на данном уровне ведет к накоплению в речи младших школьников слов, пониманию  различных оттенков их значений, а  также готовности использовать слова  в речевой деятельности.

Грамматический  уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.

Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.

     Из  вышесказанного следует, что сочинение  является универсальным видом работы по развитию речи у младших школьников. Речь учащихся начальных классов  при работе над сочинением развивается  практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста.

     Так же не следует забывать и про те факторы, которые оказывают огромное влияние на развитие речи.

     Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать  следующее.  Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими  и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать  детям в освоении функций и закономерностей языка. М.Р. Львов выделял такие функции: 

1. Фактор положительных эмоций.

2. Фактор потребности эмоционального контакта с близким человеком.

3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, произносительных и слуховых органов.

4. Фактор потребности содержательного общения.

5. Фактор потребности и способности обобщения и номинации.

6. Фактор речевой среды (как естественной, так и искусственной (педа-гогически организованной)).

7. Фактор речевой активности самого ребенка.

8. Фактор изучения языковой теории. Он имеет следующие влияния на речевое развитие школьников: во-первых, изучение теории и практики на ее основе развивает мышление; во-вторых, изучение языковой теории всегда обращено к языковому анализу образцовых текстов; в-третьих, языковая теория обеспечивает овладение культурой речи.

     Седьмым фактором являться – фактор речевой  активности ребёнка, это весьма важный фактор, который требует специальных  условий, таких как:

     а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в коллективе;

     б) умение преодолевать скованность, застенчивость;

     в) способность переходить от ситуативного диалога к монологу, к обдуманной спланированной речи.

     Речевая активность в процессе школьного  обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер. Что новое вносит школа  в речевое развитие дошкольника:

     1) осознание языка и речи как объекта наблюдения;

     2) добавление к двум видам устной речи (говорению и аудированию) двух видов письменной речи (письмо и чтение);

     3) переход ситуативной речи дошкольника в сферу волевых действий;

     4) становление чтения и пересказа в качестве основного орудия познавательной деятельности;

     5) начало формирования школьника как языковой личности (социализация). [18, 19, 21]

     Следовательно, исходя из анализа систематически правильно  составленной программы по русскому языку, мы можем сделать вывод, что  в основу содержания обучения положена идея развивающего обучения, что в  программу заложены верные и нужные ведущие идеи и принципы обучения русскому язык. Что программа разработана  с учетом речевой, языковой линии, с  учетом правописания и графических навыков, техники письма, культуры оформления письменных работ. 
 
 
 

    Выводы  к первому разделу:

     Анализ  психолого-педагогической литературы дает возможность сделать следующие  выводы:

  1. Все, что говорилось выше о развитии речи, является обобщением многолетних   наблюдений в школах. Но проблема, затронутая нами, настолько многогранна и сложна, что требует серьезных исследований в психологическом и методическом плане. Ведь, как оказалось, не так-то просто найти пути решения проблем, связанных с изучением русского языка в украинской школе. Прежде всего необходимо изучить состояние речевых умений и навыков учащихся начальных классов. Кое-что уже сделано в этом отношении. Но собранные отдельными исследователями материалы либо неполны, либо устарели. Нужна дополнительная работа, причем эта работа, ввиду ее сложности, может быть выполнена не одним-двумя научными работниками, а целым научным коллективом.
  2. Исследование состояния речевых умений и навыков должно охватывать разные стороны языка: произношение (дефекты речи, степень соблюдения орфоэпических норм, соблюдение интонаций); словарь и словарную стилистику устной и письменной речи; состав, построение и виды словосочетаний и предложений; умение устно и письменно строить связные тексты (монологическая речь). Так как материал для развития речи черпается из разных источников, то здесь должна  получить освещение речевая подготовка во время бесед, учебных прогулок и экскурсий, в процессе чтения, на уроках грамматики и правописания, в связи с чтением художественных произведений, научно теоретических и деловых статей.
  3. очень важно проследить процесс формирования речи детей на   протяжении того или другого длительного времени. Это еще более сложная работа, требующая решения многих психолого-методических задач. Так как мы недостаточно хорошо знаем логический процесс формирования речевых навыков в течение школьного обучения, то и разработка методологических вопросов затруднена.

   Нами  были сформулированы вопросы стоящие  в настоящее время перед исследователями проблемы развития речи в таких не простых условиях двуязычия? Назовем некоторые наиболее общие из них, имея ввиду главным образом развитие связной речи и словаря.

  1. Недостаточность изучения русского языка в украино-язычных школах.
  2. Взаимодействие между устной и письменной речью и наиболее эффективное использование сходств и различий этих речевых форм дли обучения.
  3. Роль анализа сюжета картин и читаемых произведений, роль бесед по наблюдениям и экскурсиям, коллективной работы над планом и содержанием сочинения дли эффективной самостоятельной работы учащихся над сочинением.
  4. Возможности расширения, упорядочения и активизации словаря детской речи; основные линии и тенденции развития словаря, закономерности этого развития в зависимости от методики учителя.
  5. Различия в словаре учащихся разных школьных возрастов, в словаре устной и письменной речи, в словаре детей в условиях различного социального и речевого окружения.
 

Лишь  общие усилия теоретиков-психологов, методистов и учителей-практиков могут решить сложную проблему развития речи школьников в условиях украино-язычных школ. [1] 
 
 
 
 
 

Раздел II. Организация практической работы по формированию речевых навыков учащихся в процессе изучения русского языка 

На основе педагогической, психологической и  методической литературы во ІІ разделе главным образом, представленные  разработанные и изученные упражнения по развитию речи младших школьников на произносительном, лексическом уровне и на уровне текста. 

2.1. Основные методы  и приемы работы  на произносительном  уровне развития речи младших школьников 

     Проанализировав программу, мы можем четко выделить, что программа современной школы  обучения требует от учащихся активного  решения новых сложных коммуникативных  задач, а именно организации делового общения учеников друг с другом и  с учителем по поводу изучаемого материала. Данный подход обусловлен основными принципами развития речи:

     1.  Принцип развития речи на основе ситуаций.

     1)  наличие речевых партнеров (говорящего и слушающего);

Информация о работе Формирование речевых навыков учащихся на уроках русского языка в школе с украинским языком обучения