Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:31, дипломная работа
Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.
Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей подросткового возраста.
Глава 3. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Глава 3. Происхождение Земли
3.1 Ранние фазы эволюции Земли
3.2 Основные этапы эволюции Земли
3.3 Внутреннее строение Земли
3.4 Внешние оболочки Земли
Глава 4. Методические разработки
4.1. Разработки уроков.
Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
4.2.Тесты
4.3 Задания с кратким ответом
4.4 Задания с развернутым ответом
Результаты. Выводы
Литература
Ход занятия:
1. Организационный момент. Сообщение и темы и целей урока (“Вселенная”). Мы отправимся во Вселенную.
Ученица (стоит перед классом с подносом в руках).
Ой вы гости - господа Долго ждали вас сюда Вас встречаем звёздным хлебом И земной водицей Мы вам рады, встрече рады Рады подружиться!
Поднос с хлебом вручается гостям.
Учитель: А попали вы все на посиделки. ЗВЁЗДНЫЕ ПОСИДЕЛКИ! Посмотрите, послушайте, что во Вселенной делается!
2. Ученица
Вас приветствуем частушкой Мудростью народной А ещё проверим знанья, Если вам угодно …
Выходят частушечники.
1 ученик
Три слона на черепахе Утомительно стоят.
На спине у них Земля, Окружила их змея.
Учитель: Кто в древности думал именно так? (индийцы)
2 и 3 ученики
Неподвижная Земля в центре у Вселенной, А вокруг мелькают сферы В танце неизменном.
А на сферах все планеты, Есть и Солнце и Луна, Есть и двигатель Вселенной … Не пойму я ни рожна! …
Учитель: О чьей системе мира спели ребята? (О системе Аристотеля)
Ученик
Он считал давным-давно:
Солнце в центре у Вселенной, Но никто его не слушал И теория о мире Оставалась неизменной.
Учитель: Так кто же первым установил, что в центре Вселенной Солнце, а не Земля, как думал Аристотель? (Аристарх Самосский)
4 и 5 ученик
О строении Вселенной Думали учёные,
А ученые, известно, Люди увлечённые …
Первый всем подал идею,
А второй сгорел в костре,
Ну, а третий отказался От навязчивых идей!
Учитель: Кто это учёные? (1 - Н. Коперник, 2 - Д. Бруно, 3 - Г. Галилей)
Три старушки-веселушки Каждый вечер напролёт Спорят, спорят о планетах Вот он спор, уже идёт.
3. (3 девочки в костюмах бабушек)
Знаешь, Марья, в честь кого назвали самую большую планету Юпитер?
А как же Дарья. Я по телевизору слыхала, был такой бог в Древней Греции, самый главный, его Юпитером кликали.
Да, что вы, бабоньки! Это же така техника есть: Иж Юпитер - 3. Я сама у председателя видала!
Учитель: Кто из бабушек прав? Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Марс, Земля)
- А какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Назовите планету, которая не относится к этим двум группам. (Плутон)
Запишите на доске название
самой большой и самой
4. Физминутка - Космическая
Ну-ка, встали! Раз, два, три. три космических хлопка,
Делаем зарядку. - 10 приседаний
Повторяем всё за мной - Отдохнули?! И чудесно!
В строгом распорядке: - В путь! К планете Знаний!
5. Учитель: А в это
время встретились дед Николай,
6 и 7 ученик
А вчерася, Миколай, я видала, как в небе пролетала камета Галеея. За свои 70 годков во второй раз вижу!
Ох, а я, Просинья, подобрал у себя в огороде утром Метеор. Увесистый такой. Грибочки прижму этой небесной махиной!
Учитель: Что напутали бабушка и дедушка? (Комета Галеея бывает 1 раз в 76 лет, поэтому бабушка не могла её видеть 2 раза. Метеор - это вспышка звёздной пыли, им грибочки не прижмёшь. Дедушка спутал его с метеоритом)
Что вы знаете об астероидах? (Это небесные тела, похожие на звёзды, но не имеющие своего блеска, в переводе с греческого “звездоподобные”)
6. Вернёмся к нашим старушкам. Но теперь спор их о Солнце (те же самые ученицы)
Наше Солнце, подруги, оказывается звезда. Жёлтым карликом кличут.
Прямо и не верится. Звёзды, они ведь ночью бывают, а солнышко - днём. А я слыхала про какие-то звёзды переменные. Что за чудо такое?
Да они, подикось, цвет свой меняют!
Учитель: Какие звёзды называются переменными? (Меняющие свой блеск)
Какие ещё виды звёзд знаете? (Гиганты - в десятки раз больше Солнца, сверхгиганты - в сотни раз больше Солнца, двойные - близко расположенные 2 звезды)
7. Учитель: Когда-то в
детстве я читала мифы и
легенды Древней Греции. Одна
из легенд мне особенно
Это история про царя Цефея, его красавицу-жену Кассиопею, их дочь Андромеду и храброго юношу Персея; Персей спас Андромеду от верной погибели, сразившись с морским чудовищем.
Вам ничего не напоминают их имена: Цефей, Персей, Кассиопея, Андромеда?
Да, действительно, это всё созвездия. А что такое созвездие? (Несколько звёзд, расположенных в форме какой-либо замысловатой фигуры)
Кто из вас помнит легенду о Большой медведице?
Зарисуйте на доске схематически созвездия Кассиопея и Большой Медведицы.
Большая медведица |
Кассиопея |
|
|
Учитель: По небу белая полоска вьётся, Ну разве не приятно вам взглянуть? А угадайте, как она зовётся? Да, несомненно …. (Млечный Путь)
- Что такое Млечный
Путь и почему его так назвали?
(Млечный Путь-это скопление
А что такое галактика? (Единая звёздная система)
Назовите наш и космический адрес? (Вселенная, Галактика Млечного Пути, Система Солнечная, планета Земля)
Какие галактики знаете, кроме Нашей Галактики? (Большое и Малое Магеллановы облако, Туманности Андромеды)
9. Тесты.
Солнце - звезда:
а) карлик;
б) гигант;
в) сверх гигант;
2. В настоящее время учёные считают, что созвездие - это
а) скопление звёзд, образующих фигуру;
б) определённые участки звёздного неба;
3. Астероиды - это
а) звёзды;
б) крупные небесные тела правильной формы;
в) малые планеты;
4. К планетам земной группы относятся:
а) меркурий;
б) юпитер;
в) Плутон;
г) Венера;
д) марс;
е) Нептун;
ж) земля;
з) Сатурн;
и) уран;
5. Вселенная - это:
а) земля м другие планеты;
б) космическое пространство и всё, что его заполняет;
в) небесные тела;
6. Первым предложил, что Земля имеет форму шара:
а) Пифагор;
б) Аристотель;
в) Птолемей
7. Пространство между звёздами:
а) пустое;
б) заполнено разреженным газом и межзвёздной пылью;
8. На территории нашей страны можно видеть:
а) 10 созвездий;
б) 54 созвездия;
в) 88 созвездий.
Взаимопроверка. Оценки.
10. Д\З. Подумать, как возникла Земля, какие учёные внесли вклад в исследование этого вопроса.
11. Итог урока. (Поют все частушечники)
Посиделки, посиделки,
Посиделки звёздные
Мы решили все вопросы
Трудные, серьёзные.
А ещё мы скажем вам:
Приходите в гости к нам!
(поклон)
Урок закончен. До свидания.
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
Цели игры: проверить географические знания учащихся по темам “Атмосфера” и “Гидросфера”;
развивать у детей научно-познавательный интерес, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки-задания.
Ход игры:
Лишь солнце золотоволосое
Прогонит сон и ночи тьму,
Ко мне бросаются с вопросами
Сто тысяч “где” и “почему”?
Мне б с ними ни за что не справиться,
Они преследуют опять,
Но есть на свете география -
Она поможет мне узнать, -
Куда спешит река знакомая,
Какие в небе облака,
О чем шумят ветра бессонные,
И от чего горит закат,
Зачем мороз на Южном полюсе,
Откуда ночь берет росу,
Как путь домой найти по компасу,
Коли заблудишься в лесу.
За горизонтом даль зовущая…
Мне нужно точный знать ответ,
О чем поют пески зыбучие,
И есть ли снежный человек.
Плыву к неведомому берегу,
Хочу увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Какой над Африкой рассвет?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг!
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир географии, ведь “без географии вы нигде". У нас собрались сегодня две команды, у которых пока нет названий. Команды должны выбрать их сами (по одному игроку выходят и берут таблички). Посмотрите, какое название получила ваша команда, и объясните, что оно означает…
Итак, вы должны показать свои знания по темам “Атмосфера” и “Гидросфера". Почему именно эти темы выбраны для нашей игры? Потому что обе эти земные оболочки имеют огромное значение для природы и человека. Кроме того, они взаимодействуют и не могут существовать друг без друга, т.е. можно сказать, что они “дружат". И я надеюсь, что в конце игры, несмотря на результаты, наши команды тоже останутся друзьями. (Представление жюри)
1 конкурс “Самый, самая, самое…"
Командам по очереди задаются вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл.
Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
Самое большое по площади озеро в мире? (Каспийское море)
Самая полноводная река в мире? (Амазонка)
Самая длинная река в мире? (Нил)
Самая длинная река в России? (Обь с Иртышем)
Самая многоводная река России? (Енисей)
Самый большой остров в мире? (Гренландия)
Самый большой полуостров в мире? (Аравийский)
Самый большой полуостров в России? (Таймыр)
Самый большой остров в России? (Сахалин)
Самый маленький материк? (Австралия)
Самый большой материк? (Евразия)
Самые высокие горы? (Гималаи)
Самая глубокая впадина в океане? (Марианский желоб)
Жюри совещается…
Молодцы, ребята! Вы отлично знаете природные рекорды.
Как измерить, в чем измерить:
Граммы, градусы иль метры?
Нужно нам сейчас проверить
И тот час найти ответы.
2 конкурс “Измерительный”
Каждой команде раздаются таблички с разными величинами (элементы погоды, характеристики океана) и таблички с единицами измерения. Вам нужно найти пару, т.е. что в чем измеряется. Кто справится, поднимает руку.
Пары:
Температура воздуха - градусы Цельсия
Атмосферное давление - мм. рт. ст.
Глубина океана - метры
Скорость ветра - метры в секунду (м/с)
Соленость воды - промилле
Площадь моря - кв.км.
Вы прекрасно справились с предыдущим конкурсом. Но!
Как обойтись нам без загадок,
В них столько мудрости людей!
Чтоб мысли привести в порядок
Вы отгадайте их скорей!
3 конкурс “Загадки”
Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует - бежим по воде. (Волны)
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Рыбам зиму жить тепло: крыша - толстое стекло. (Лед)
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Не вода и не суша - на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)
Море есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. (Географическая карта)