Эволюция научной картины мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:49, реферат

Краткое описание

Цель моей работы состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать существующие картины мира.
В соответствии с целью мной были поставлены и решены следующие задачи:
- Рассмотреть и систематизировать исторические эволюции картин мира.
- Дать полное и ясное повествование научных исследований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие «Научная картина мира»
2. Историческая смена физических картин мира
3. Современная картина мира
4. Практическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Эволюция научной картины мира.docx

— 30.79 Кб (Скачать)

 

 

План

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие «Научная картина мира»
  2. Историческая смена физических картин мира
  3. Современная картина мира

4. Практическая  часть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

Введение

 

Понятие "картина мира" является одним из фундаментальных  понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления  об окружающей действительности в их целостности. Понятие "картина мира" отражает мир в целом как единую систему, то есть "связное целое", познание которого предполагает "познание всей природы и истории..." (Маркс  К., Энгельс Ф., собр. соч., 2-е изд. том 20, с.630). В основе построения научной  картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается  в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем  обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает  в качестве общей философской  основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный  в системности представлений  о мире, является методологическим инструментом, способом выражения целостности  природы. Система знаний в научной  картине мира не строится как система  равноправных партнеров.

В результате неравномерного развития отдельных отраслей знания одна из них всегда выдвигается в  качестве ведущей, стимулирующей развитие других. Пространство и время в современной научной картине мира являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Физическое, химическое и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с измерением длин и длительностей, т.е пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени. Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на развитие гуманитарных наук. Особенно мощным это воздействие стало сейчас - в эпоху научно-технической революции. Изучение естествознания способствует выработке ориентиров, установок, ценностей рационализаторского отношения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно именно в наше время, когда накатывается новая очередная историческая волна, мифологизации культуры, массовое сознание реформируется, в нём всё чаще ставятся под сомнение достижения, ценности и возможности научного познания мира, когда происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет оккультизма, магии, астрологии; когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой. В этих условиях приобретает особую значимость утверждение идеалов научно-рационализаторского отношения к действительности, на которых построена вся наша цивилизация.

Цель моей работы состоит  в том, чтобы исследовать и  проанализировать существующие картины  мира.

В соответствии с целью  мной были поставлены и решены следующие  задачи:

- Рассмотреть и систематизировать  исторические эволюции картин  мира.

- Дать полное и ясное  повествование научных исследований.

 

1. Понятие научной картины мира

 

Понятие «научная картина  мира» активно используется в  естествознании и философии с  конца ХIХ в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов ХХ в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания

Существуют общенаучные  картины мира и картины мира с  точки зрения отдельных наук –  физическая, биологическая, астрономическая, с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представления, методов, стилей мышления – вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание  мира и места человека в нем. В  нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных  систем, о деталях самого познавательного  процесса. При этом научная картина  мира не является совокупностью общих  знаний, она представляет целостную  систему представлений об общих  свойствах, сферах, уровнях и закономерностях  природы.

Научная картина мира в  отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется  сочетанием абстрактно-теоретических  знаний и образов, создаваемых с  помощью моделей.

Наиболее показательные  особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понимании  объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина  мира – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения. В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки" в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук. Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени.

 

2. Историческая  смена физических картин мира

 

В существующей исторической и методологической литературе наиболее подробно проанализирована историческая эволюция физических картин мира. В  ХVI-ХVII вв. вместо натурфилософской утвердилась механистическая картина мира, распространившая на все явления в мере законы механики Галилея-Ньютона, которые принимались за основу всех других законов природы. Господствующее положение в научном познании в духе этой картины занял односторонний анализ, разделивший мир на группы обособленных и неизмененных самих по себе явлений. В ХIХ в. в рамках механистической картины сложилась термодинамическая картина мира, основанная на молекулярно- кинетической концепции и вероятностно-статических законах. Окончательное крушение механистической картины мира вызвала теория электромагнитного поля, созданная М. Фарадеем и Дж. К. Максвеллом во второй половине ХIХ в. Если до Максвелла физическая реальность мыслилась в виде материальных точек, то после него физическая реальность предстала в виде непрерывных полей, не поддающихся механистическому объяснению. Наступила эра принципиально новой физической картины мира, трансформировавшейся в ХХ в. в релятивистскую и квантовомеханическую картины мира. Соотношение, конкретное взаимодействие эмпирического базиса и собственно физических теорий друг  с другом, а также научной картиной мира и философией детально рассмотрено в рекомендуемой книге М.В. Мостепаненко.

Научная картина мира служит промежуточным звеном между философией и теорией конкретной науки. Научная  картина мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны –  опирается на эмпирический базис  соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые  теоретические принципы и категории  конкретной науки.

Все естественно-научные знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука). Второй подготовительный период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного влияния на развитие естественно-научных знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду. В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания. Период механического и метафизического естествознания, начавшийся с возникновения естествознания как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени становления и утверждения капиталистических отношений в Западной Европе. Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала 00 в. (формирование механического естествознания - Г. Галилей) и конца 00 в. - начала 00 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т.к. господствующим методом мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в естествознании делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика.

 

3. Современная картина мира

 

В ХХ в. на роль лидера научного познания наряду с физической претендует и биология, к которой относятся такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом.

Биологическая картина мира к которому принадлежит и человек, соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных исследованиях, кибернетике и теории информации.

В последние годы на первый план все больше выходит новое  междисциплинарное направление  исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки  к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

Это направление возникло в начале 70-х годов и связано  в первую очередь с именами  И. Пригожина и Г. Хакена. Синергетика ставит целью познание общих принципов самоорганизации систем разной природы – от физических до социальных, лишь бы они обладали такими свойствами, как открытость, нелинейность, не равновесность, способность усиливать случайные флуктации.

Предмет синергетики –  это прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

Синергетика же выявляет и  формулирует общие принципы самоорганизации  любых систем и в этом отношении  она аналогична системному методу, который рассматривает общие  принципы функционирования, развития и строения любых систем. В целом  же системный подход имеет более  общий и широкий характер, поскольку  наряду с динамическими, развивающимися системами рассматривает также  системы статические. Эти новые  мировоззренческие подходы к  исследованию естественнонаучной картины  мира оказали значительное влияние  как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы  научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение  представлений о картине природы.

 

4. Практическая часть

 

Каковы исторические формы постановки проблемы происхождения  жизни.

Происхождение жизни - одна из трёх важнейших мировоззренческих  проблем наряду с проблемами происхождения  нашей Вселенной и проблемой  происхождения человека. Попытки  понять, как возникла и развивалась  жизнь на Земле, были предприняты  ещё в глубокой древности.

Вначале в науке вообще не существовало проблемы возникновения  жизни. Допускалась возможность  постоянного зарождения живого из неживого.

Существует пять концепций  возникновения жизни:

1) Креационистская - божественное сотворение живого.

2) Концепция многократного  самопроизвольного зарождения жизни  из неживого вещества.

3) Концепция стационарного  состояния, в соответствии с  которой жизнь существовала всегда.

4) Концепция внеземного  происхождения жизни. 

5) Концепция происхождения  жизни на Земле в историческом  прошлом в результате процессов,  подчиняющихся физическим и химическим  законам. Религиозно-идеалистический  подход исходил из того, что  возникновение жизни на Земле  не могло осуществиться естественным, закономерным, объективным образом.  Жизнь является следствием божественного,  творческого акта, и потому всем  существам свойственна особая, независимая  от материального мира, жизненная  сила, которая направляет все  процессы жизни. В основе второго,  материалистического подхода, лежало  представление о том, что под  влиянием естественных факторов  живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганического. Несмотря на свою примитивность, первые исторические формы концепции самозарождения сыграли прогрессивную роль в борьбе с креанизмом. Идея самозарождения получила широкое распространение в средневековье и эпоху Возрождения, когда допускалась возможность самозарождения не только простых, но и довольно высокоорганизованных существ, даже млекопитающих (например, мышей из тряпок).Невозможность произвольного зарождения жизни была доказана целым рядом опытов. Применение микроскопа в биологических исследованиях способствовало открытию большого разнообразия одноклеточных организмов. На этой основе вновь возродились старые идеи произвольного самозарождения простейших существ. Окончательно версия о самозарождении была развенчана Л.Пастером в середине XIX в. Он показал, что не только в запаянном сосуде, но и в незакрытой колбе с S образной горловиной, хорошо прокипячённый бульон остаётся стерильным, потому что через такую горловину не могут проникнуть микробы. Так было доказано, что новый организм в наше время может появиться от другого живого существа. Появление жизни на Земле пытались объяснить и занесением её из других космических миров. Естествознание XX в сделало шаг вперёд в изучении жизни, её проявлений на Земле и за её пределами.

Великий Аристотель (IV в. до н.э.) не сомневался в самозарождении лягушек, мышей. В III в. н.э. философ Плотин (ярко выраженный идеалист) говорил о самозарождении живых существ из земли в процессе гниения. В ХVII в. голландский ученый Я.Б. Ван-Гельмонт составлял рецепты получения мышей из пшеницы и загрязненного потом белья. В. Гарвей, Р. Декарт, Г. Галилей, Ж.Б. Ламарк, Г. Гегель тоже придерживались мысли о постоянно осуществляющемся самопроизвольном зарождении живого из неживого.

Но с ХVII в. стали накапливаться данные против такого понимания. В 1668 г. Тосканский врач Франческо Реди доказал, что белые черви в гниющем мясе есть не что иное, как личинки мух. Через сто лет итальянец Л. Спаллацани и русский М. Тереховский поставили под сомнение представления о самозарождении микроорганизмов. Окончательно же ученые отказались от подобных представлений лишь во второй половине ХIХ в. В 1862 г. Луи Пастер убедительными опытами доказал невозможность самопроизвольного зарожденияпростейших организмов в современных условиях и утвердил принцип « все живое из живого».

Информация о работе Эволюция научной картины мира