Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:31, дипломная работа
Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.
Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей подросткового возраста.
Глава 3. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Глава 3. Происхождение Земли
3.1 Ранние фазы эволюции Земли
3.2 Основные этапы эволюции Земли
3.3 Внутреннее строение Земли
3.4 Внешние оболочки Земли
Глава 4. Методические разработки
4.1. Разработки уроков.
Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
4.2.Тесты
4.3 Задания с кратким ответом
4.4 Задания с развернутым ответом
Результаты. Выводы
Литература
Урок надо создавать так, чтобы он настраивал класс на мажорный тон, приносил детям и учителю радость, пробуждал мысль, самостоятельность, инициативу, находчивость, желание познавать новое. Ведь как писал академик В.И. Вернадский:
“Не в массе приобретенных знаний заключается красота и мощь умственной деятельности, а в искреннем и ярком искании”.
Искреннее и яркое искание ученика невозможно без одновременного искреннего и яркого искания учителя. Мне всегда хотелось, чтобы учеба детей носила заинтересованный характер, имела бы личные мотивы без какого-либо давления со стороны учителя.
Помните, нельзя накормить насильно того, кто не желает есть?
Участвуя на уроках в командных играх, ребята постепенно увлекаются и многим хочется проявить себя лично в выполнении индивидуальных проектов и заданий. Поэтому их не приходится подталкивать, они выбирают и делают то, что им интересно и хочется делать [35].
4.1. Раработки уроков.
Урок № 1. "Земля "
Цели урока:
создать условия для формирования
у детей представления о
помочь в усвоении понятий: “литосфера”, “гидросфера", “атмосфера”;
способствовать расширению кругозора учащихся.
Ход урока:
I. Повторение пройденного
Прочитайте цепочку слов на доске.
Назовите только астрономические понятия. Докажите свою мысль. ("Астрон"- звезда, "номос"- закон; астрономия изучает строение и развитие всей Вселенной и космических тел)
На какие 2 группы можно разделить эти слова? Докажите. (Общие понятия, конкретные названия)
У каких слов во втором столбике нет пары из первого? - Как сделать так, чтобы каждому понятию в первом столбике соответствовало название из второго? (Добавить в 1-й столбик слова "спутник", "созвездие", или убрать названия "Луна", "Рак")
Какие ещё звёзды вы можете назвать? А какие планеты вы знаете?
II. Сообщение цели урока:
Ребята, о какой из названных планет мы с вами должны знать как можно больше? Почему?
Сегодня мы продолжим изучать нашу планету, и в конце урока вы скажете, что же нового мы для себя открыли.
III. Новый материал
1. Вводная часть.
Мы живём на Земле. Это наш общий дом. Кроме нас и наших близких на ней живёт ещё множество людей. А кто ещё живёт рядом с нами?
Прекрасные бабочки и змеи, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и противные насекомые. В нашем мире найдётся всё, о чём мы читали в фантастических сказках: подземное и морское царства, ледяные горы и живые леса, "чуды-юды" и дикие племена, удивительные страны и города. Эти сказки пришли к нам из древних времён, когда человек ещё очень мало знал о Земле.
2. Представление древних о Земле.
Древние египтяне считали, что Земля плоская, а над ней висит купол неба, опирающийся на четыре горы по краям Земли.
Древние индусы были уверены, что выпуклое полушарие Земли держат четыре слона (конечно же, индийских), стоящих на спине огромной черепахи, которая плавает в мировом океане.
У древних греков Земля просто плавала в океане (без слонов и черепах), а бог Солнца Гелиос каждый день объезжал небесный свод на своей колеснице.
Многие раньше считали, что Землю, чтобы она не утонула, держали на своих спинах три кита.
Все эти представления были ошибочными.
3. Актуализация знаний:
А что вы можете рассказать о нашей планете? (Дети рассказывают о форме Земли) - Есть на Земле люди, которые своими глазами смогли в этом убедиться. Кто они? - А кто из них был самым первым, произнесите его имя с особой гордостью.
Представьте себе, что вы космонавты, возвращающиеся из далёкой космической экспедиции. Какие чувства вызывает у вас эта картина в иллюминаторе? (Дети говорят о планете Земля как о своей Родине)
Что означают слова "Земля" и "земля"? Объясните разницу выражений.
4. Учебник “Мы и окружающий мир" Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков стр.63 -1 абзац вслух.
Какое же внутренне строение имеет Земля? - Как называется мантия и верхняя часть земной коры вместе? (Выбор, чтение) - Что такое гидросфера? - Как называется воздушная оболочка Земли? - Почему смогли быстро найти ответы?
5. Работа в Рабочей тетради к учебнику “Мы и окружающий мир" стр.14, з.27 схема.
Кто сможет самостоятельно надписать на схеме гидросферу и атмосферу, прикройте учебники и выполните задание, при проверке используйте зелёный карандаш для самооценки. Кому трудно самостоятельно скажите, чем воспользуетесь вы?
Дети, которым трудно справиться самостоятельно, могут пользоваться учебником. Проверка.
IV. Итог урока
Что вы узнали нового о нашей планете?
Какие оболочки Земли вы можете назвать? - Как они называются?
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Задачи урока:
Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении Земли,
Развитие познавательного интереса к предмету,
Развитие коммуникативных навыков,
Развитие логического и образного мышления.
Оборудование:
Физическая карта полушарий,
Таблица “строение Земли”,
Карточки для 3 этапа урока.
Ход урока:
Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме “Земля”. Мы с вами многое узнали о нашей планете, многому научились, многому удивились. Сегодня придется удивиться еще. Ведь урок сегодня не обычный, а ваш любимый - сказочный. Вы готовы к путешествию в сказку? Готовы?! Сказка начинается. Но сказка не обычная, а хитрая. В ней спрятаны для вас приятные сюрпризы. Будьте внимательны, не пропустите их!
Часть первая: сказка “Три сестрицы”
Три сестрицы вечерком собрались на бал втроем.
Одевались, наряжались, и случайно…разругались.
Не могли никак решить: кто важнее. Как тут быть?
Вы, ребята, спор решите
И сестричек помирите.
Угадайте - кто они, все ль они во всем правы?
“Я, - промолвила одна, - и изящна, и легка,
И прозрачна, и светла, и сильна, и шаловлива,
И по-своему красива.
Только если рассержусь - вмиг с врагами разберусь!
Ветром их я закручу, смерчем в поле заверчу!
Я на свете всех смелее, всех прекрасней и сильнее!"
“Я - могуча и сильна, хоть и мокрая слегка.
Вы меня везде найдете: и в колодце, и в болоте,
И в морях, и в ледниках, есть и в каждом я из вас.
Всем нужна, - и вам, ребята. Что, загадка сложновата?
Я, конечно, всех важнее, всех прекрасней и сильнее! ”
“Я из всех всему основа. Я тверда, и я сурова.
Я местами горяча, и подвижна и сильна.
Я неровная местами, очень я дружу с корнями -
Без меня им негде жить. Словом, можно нам дружить.
Я на свете всех сильнее, всех прекрасней и важнее!"
Как зовут сестриц, узнай-ка,
Хитрость сказки разгадай-ка!
Учитель: Вот такая необычная сказка. Узнали ли вы, ребята, о каких сестрицах идет речь?
Сейчас я еще раз сказку прочитаю, а вы постарайтесь узнать, как же зовут этих сестриц.
Свое мнение аргументируйте - почему вы так считаете.
(Три сестрицы - Атмосфера, Гидросфера и Литосфера)
Часть вторая: “Как сестричек примирить”
Учитель: Что ж, имена сестриц вы угадали. Молодцы! Теперь придется потрудиться, чтобы их примирить. Сначала сделаем вот что. Сестрицы ведь на бал собрались? В старину, когда на самом деле балы бывали, на них собирались самые знатные люди - короли и королевичи, принцы и принцессы, вельможи и их приближенные, то есть подданные. Представим себе, что наши три сестрицы из сказки - это три принцессы и у них, конечно, есть подданные. Я вам сейчас прочитаю различные знакомые вам слова, а вы постарайтесь правильно распределить их между сестрицами - угадать кто чей подданный. Запишите в тетрадях имена сестриц в строчку, а под ними столбиками запишите выбранные вами слова. Если вы правильно выполните это задание, то сестрицы, глядишь, и помирятся, а вы можете получить хорошую отметку.
Слова: Почва, ветер, Мировой океан, рельеф, озоновый слой, ледники, землетрясения, болота, горные породы, погода.
(критерии оценок:
“5” - 0-1 ошибка,
“4” - 2-3 ошибки,
“3”-4 ошибки,
“2” - более 4 ошибок.
Часть третья: “Начинаем пышный бал”
Учитель: Надеюсь, наши сестрички помирились, значит, сказку можно продолжать.
Начинаем пышный бал,
Разноцветный карнавал!
Быстро в пары разберитесь,
В модном танце закружитесь!
Только - что за ерунда -
Пар не видно, вот беда!
Сейчас мы попробуем пары для танцев составить. Я раздаю вам сейчас разноцветные карточки - кому зеленые, кому - синие. На карточках написаны слова: у кого-то - термины, а у кого-то их определения. Каждому из вас нужно найти в классе свою пару, чтобы вместе получились термин и его определение. Например, у одного из пары на карточке написано “атмосфера”, а у другого - “воздушная оболочка Земли". Вы можете спокойно ходить по классу в поисках своей пары. Подсказка: в паре должны оказаться карточки разных цветов одна - синяя, другая зеленая. Пары, нашедшие друг друга выходят к доске и встают рядом друг с другом.
Задания на карточках:
Синие карточки: Зеленые карточки:
Атмосфера Воздушная оболочка Земли
Погода Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данном месте
Климат многолетний режим погоды
Гидросфера водная оболочка Земли
Рельеф неровности земной коры
Земная кора твердая оболочка Земли
Материк большой участок суши, со всех сторон окруженный водой
Часть света материк с прилегающими к нему островами
Евразия самый большой материк
Австралия самый маленький и сухой материк
Антарктида самый холодный материк
Южная Америка самый влажный материк
Африка самый жаркий материк
Северная Америка материк, на котором находятся горы Кордильеры
Айсберг плавающая ледяная гора
По окончании работы все ребята выстраиваются около доски. Все по очереди читают тексты, написанные на карточках - так проверяется правильность образования пар.
Часть четвертая: “Финал"
Учитель: Урок подходит к концу, мы сегодня хорошо поиграли, вспомнили, что изучали по теме “Земля”. Пришло время подвести итог нашей работе. Еще раз посмотрите на свои карточки. Переверните их обратной стороной к себе. Посмотрите, там стоят разные цифры от 1 до 30, и еще там написаны какие-то слова. Вам нужно встать по порядку номеров и постараться прочитать, какие итоговые предложения у нас получатся.
(Чтобы ребята не спутали “лицевую” и “тыльную” сторону карточек лучше использовать одностороннюю цветную бумагу или картон)
Итоговые предложения
(написаны на “тыльной” стороне карточек)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Земля - это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
11 12 13 14 15 16 17 18
Жизнь возможна благодаря следующим особенностям Земли: расстоянию от Солнца,
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
наличию атмосферы, воды, почвы, скорости вращения вокруг своей оси. Землю надо
30
беречь!
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Цели:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме “Вселенная".
2. Развитие познавательной
активности учащихся через
3. Воспитание любви к природе, к жизни, к миру, к своей Родине.
Оборудование:
Рисунки, таблицы, глобус, компас, звёздные карты.
Выставка книг и фантастических рассказов по теме: “Вселенная”.