Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в курсе «Естествознание» 5 класс

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:31, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.
Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологические особенности детей подросткового возраста.
Глава 3. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Глава 3. Происхождение Земли
3.1 Ранние фазы эволюции Земли
3.2 Основные этапы эволюции Земли
3.3 Внутреннее строение Земли
3.4 Внешние оболочки Земли
Глава 4. Методические разработки
4.1. Разработки уроков.
Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
4.2.Тесты
4.3 Задания с кратким ответом
4.4 Задания с развернутым ответом
Результаты. Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

диплом 2012 год.docx

— 364.53 Кб (Скачать)

Содержание учебника структурировано  на три блока. Первый — подготовительный создает базу опорных знаний для  рассмотрения ключевой проблемы курса  — характеристики природы как  системы. Содержание заключительного  блока позволяет использовать системный  подход при изучении конкретных явлений  природы.

Каждый параграф начинается с эпиграфа — это, как правило, высказывание кого-то из деятелей науки  и культуры или народная мудрость (пословица). Эпиграф, по сути, является девизом по отношению к содержанию данного параграфа. Оно представлено в учебнике в виде основного текста, дополнительного текста (разъяснительная  функция), выводов (жирным шрифтом), а  также вставок курсивом, в которых  расшифровываются новые термины.

Каждый параграф заканчивается  вопросами и творческими заданиями  для учащихся. Еще одной важной особенностью является наличие в  тексте каждого параграфа риторических вопросов, обращенных учащимся. Этот прием  позволяет не только проявить внутреннюю структуру учебного текста, но и  осуществить промежуточное обобщение  знаний учащихся.

Важным подспорьем учителю  является тетрадь на печатной основе — рабочая тетрадь учащегося. Ее структура отражает структуру  учебника, а задания разработаны  для параграфа. Характер этих заданий  многообразен. Учащимся предлагается закончить фразы, привести примеры  различных явлений, найти практическое применение некоторых «изобретений природы», различную информацию в  книгах (например, применение некоторых  распространенных лекарственных растений, пословицы и поговорки о взаимодействии человека и природы, приметы погоды и т.д.), решить экологические задачи, разработать по предложенной схеме  план решения местной экологической  проблемы, проанализировать возможности  семьи завести животное, заполнить  таблицы, продолжить цепочку событий, сделать подписи к рисункам, найти  ошибки на рисунках, поставить опыты, нарисовать плакаты, а также условные, предостерегающие и запрещающие  знаки, предлагаются и занимательные  задания – различные головоломки, ребусы, чайнворды, кроссворды, криптограммы, лабиринты.

Каждая часть рабочей  тетради начинается с заставки, отражающей основные смысловые идеи конкретной главы курса. Это помогает учителю  и ученику, работая с конкретными  заданиями, соотносить их содержание со сквозными идеями всего курса.

Методические рекомендации содержат три части. Первая часть – «Общая характеристика интегрированного курса «Естествознание» – складывается из следующих разделов: теоретические основания, методологические ориентиры, структура курса, учебно-тематическое планирование, программа курса, ценностно-смысловые ориентиры.

Вторая часть – «Логика  развития содержания» – разработана  в виде кратких логических схем и  резюме к каждой главе и каждому  параграфу. Это позволяет учителю  ориентироваться в развитии содержания линий курса от главы к главе, от урока к уроку. Третья часть  содержит разработки уроков по всему  курсу. (публикуется по материалам, предоставленным Алексашиной И.Ю.)

     Представляемые учебно-методические комплекты по естествознанию позволяют решить задачу преемственности, как в изучении учебного материала, так и в формировании способов деятельности, расширения образовательного пространства учащихся. Все учебные пособия ориентированы на общий подход к определению целей изучения предмета [8].

      Так, на ступени основного общего образования, содержание учебников [9] способствует достижению образовательных целей:

освоение знаний о живой  природе и присущих ей закономерностях;

овладение умениями применять  знания для объяснения процессов  и явлений живой природы, жизнедеятельности  организма;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми объектами, биологических  экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного  ценностного отношения к живой  природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в  природе;

использование приобретенных  знаний и умений в повседневной жизни [10].

     На ступени начального образования учебники ориентированы на достижение учащимися четырех видов компетентности:

мировоззренческой, предполагающей усвоение учащимися знаний мировоззренческого характера для формирования научного мировоззрения, развитие понимания  ценности природы и жизни;

методологической, включающей ознакомление учащихся с методами научного познания;

теоретической, означающей усвоение учащимися фундаментальных  и прикладных научных теорий, ознакомление с основными закономерностями развития живой природы;

практической, отражающей понимание  учащимися науки как части  культуры и производительной силы [11].

     В учебниках реализованы одинаковые принципы отбора содержания учебного материала: соответствие требованиям развития общества, культуры и личности; единство содержательной и процессуальной сторон (что отвергает одностороннюю предметно-научную ориентацию); структурное единство компонентов содержания.

     Доминирующий способ организации учебной деятельности ученика - проблемно-поисковый. В учебниках к каждому разделу параграфа предлагаются проблемные вопросы, активизирующие познавательную деятельность учащихся [12].

     Композиция и методический аппарат учебников определяют его структуру. Учебный материал, изложенный в основном тексте, передает главное содержание издания и обеспечивает изложение обязательного минимума содержания. Он включает базовую, обязательную для овладения предметом информацию, отраженную в учебной программе. Дополнительный текст (в учебниках он выделен в рубрику "Для любознательных") сопровождает основной и способствует повышению познавательной мотивации учащихся. Он включает: документы, хрестоматийный аппарат, биографические и статистические сведения, справочные материалы, выходящие за рамки предмета. Пояснительный текст представлен в виде памяток, сносок, пояснений к иллюстрациям, таблицам, введений к учебникам, предметного указателя и т.д. Пояснительные тексты выполняют функции по организации и осуществлению самостоятельной учебной деятельности школьника.

Большое внимание в учебниках  линии уделено разработке методического  аппарата. Аппарат организации усвоения включает вопросы, задания на повторение изученного, упражнения на закрепления  в виде схем, таблиц и направлен  на:

- организацию самостоятельной и групповой работы;

- использование дополнительных источников информации;

- закрепление и систематизацию знаний;

- реализацию принципа индивидуализации обучения;

- выявление творческого потенциала учащихся.

     Элементы аппарата ориентировки представлены в тексте посредством выделения основных изучаемых понятий, терминов, правил, условных обозначений (например, восклицательного и вопросительного знаков, раскрытой книги), с помощью рубрикатора и использования цветовых выделений в тексте.

     Иллюстративный материал в содержании учебников представлен красочными схемами, рисунками, фотографиями и микрофотографиями, картами, комплексными иллюстрациями.

     Реализация дидактических задач иллюстративного ряда в учебниках и учебных пособиях обеспечивается определенной направленностью отбора иллюстраций и порядком их расположения, а также введением специальных вопросов, фиксирующих внимание на особенностях изображения. Авторы учебников совместно с художниками и методистами стремились учитывать возрастные особенности восприятия наглядной информации. Так, например, школьники младших классов относятся к визуальному ряду как к источнику предметной информации, обращаются к изображениям для более точного понимания смысла текста. Поэтому для данной группы обучаемых использовались иллюстрации, отражающие реально существующие объекты, процессы, явления в самой науке.

     Все учебно-методические комплекты разработаны на основе программ, соответствующих государственным образовательным стандартам и федеральному базисному учебному плану, утвержденным Министерством образования и науки РФ [13].

Так как в наших школах используется учебник «Природоведение, 5 класс» под авторством А.А. Плешакова, Н.И. Сонина [12], поэтому рассмотрим его подробнее Концепция учебника:

«Природоведение» − интегрированный  естественнонаучный курс для младших  подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.

Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие  тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются  основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются  представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи  при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет  и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и  неживой природы.

Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы  сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.

Методический аппарат  учебника органично вплетается в  содержательную его часть.

Так же в учебнике представлены опыты, рисунки-задания, практические работы для того, чтобы пробудить интерес к предмету, а главное - развить самостоятельное мышление, необходимое для общения с природой и ее познания.

Методический аппарат  внутри текста учебника не ограничивает творчество учителя. Являясь ориентиром в педагогическом поиске, сценарии уроков помогут учителю сосредоточить  внимание на системе знаний, углубленной  работе над стержневыми понятиями  естествознания.

     Программа "Природоведение" для 5 класса, согласно базисного учебного плана, предлагается 68 часов в год (2 часа в неделю). Основная задача курса - формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира - Вселенной до микромира - молекул и атомов).

     Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира. Работа над ведущими понятиями строиться "по спирали":

Тематический блок

Ведущая образовательная  идея

(содержание)

Тема 1. Изучение природы

1. Представления о предмете  природоведении, его месте  среди  других наук.

2. Методы изучения природы  (наблюдение, опыт, измерение).

      3. О связях  мира живой и неживой природы;

     4. Представления   о вкладе великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения.

Тема 2. Вселенная

1. представление об основных  этапах развития взглядов людей  на Вселенную,

2. строение и состав  Солнечной системы,

3.Отличие систем мира  по Птолемею и Н. Копернику,

4. планеты-гиганты и планеты  земной группы,

5. существенные признаки  астероидов, комет, метеоров и  метеоритов,

6. звезды,  созвездия ,галактики.

Тема 3. Земля

1. Основные гипотезы о  происхождении Земли и Солнечной  системы,

2.Внутреннее строение  Земли

3.Внешние оболочки Земли,

4. О многообразии тел,  веществ и явлений природы  и их простейших классификациях

5.Причины землетрясений  и вулканической деятельности,

     6.Названия  океанов, материков, крупных горных  массивов на всех материках.

Тема 4. Жизнь на Земле

1.Основные этапы развития  жизни на Земле.

2.Клеточное строение организмов, различать на иллюстрациях главные  части клетки, процессы деления  клетки деление клетки, разнообразие  клеток растительного и животного  организмов

3. царства живой природы 

4.Среды обитания организмов, признаки живых организмов, знать  приспособленность организмов к  среде обитания.

5. природные зоны Земли  и их основные характеристики.

6. Природные сообщества  морей и океанов;

     7. представители  животного и растительного мира  различных материков.

Тема 5. Человек на Земле

1.Научные представления  о происхождении человека.

2.Методы изучения природы  (наблюдение, опыт, измерение).

3.Основные географические  открытия. (Открытие Америки, Австралии,  Индии, Антарктиды). Великие путешественники  (Х. Колумб, Афанасий Никитин, Ф.  Магеллан, Р. Амундсен, В. Беренг, Н. Пржевальский, И.Ф. Крузенштерн).

4.Важнейшие экологические  проблемы: озоновые дыры, кислотные  дожди, радиоактивные отходы, парниковый  эффект.

5. Экологические проблемы  своей местности и пути их  решения

6.Опустынивание и его  причины


     Все блоки основываются на развитии общих для живой и неживой природы понятий, что позволяет логически завершить курс 5 класса.

     Значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи в природе, т.е. единство материального мира [13].

Планирование по данному  курсу:

№ темы

Название темы

Количество часов

1

Тема 1. Изучение природы

5

2

Тема 2. Вселенная

12

3

Тема 3. Земля

12

4

Тема 4. Жизнь на Земле

14

5

Тема 5. Человек на Земле

19


      Вывод: проведя обзор школьных программ и всех учебных пособий по Естествознанию" для 5 класса установлено, что многие современные учебники построены таким образом, что основную часть учебника занимают картинки и наглядно иллюстрированные опыты, для облегчения понимания данного курса для пятиклашек. Ключевые моменты во многих источниках выделены из общего текста для наилучшего запоминания учащихся. К сожалению, большой объем изучаемой на уроке информации практически не оставляет места для решения задач на закрепление пройденного материала. Остается задать на дом несколько заданий или сочинить подобные, на работу с рисунками из учебников [8] ; [9] ; [10] ; [11] ; [12] ; [14] [15].

 

Глава 3. Происхождение земли

 

      Современные гипотезы образования Земли и других планет солнечной системы основаны на выдвинутой в VIII в.И. Кантом (Германия) и независимо от него П. Лапласом (Франция) концепции образования планет из пылевого вещества и газовой туманности.

Кант и Лаплас обратили внимание на то, что Солнце горячее, а Земля холодная и по своему размеру  много меньше, чем Солнце. В то же время Земля - лишь одна из планет. Все планеты обращаются по окружностям, в одну и ту же сторону и почти  в одной и той же плоскости. Это составляет основные отличительные  черты Солнечной системы, которые  должны быть объяснены в первую очередь.

     Кант и Лаплас утверждали, что в природе все непрерывно изменяется, развивается. И Земля и Солнце раньше не были такими, какие они сейчас, а составляющее их вещество существовало совсем в другом виде.

      Лаплас обосновал свою гипотезу более убедительно. Он считал, что когда-то Солнечной системы не было, а была первичная разряженная и раскаленная газовая туманность с уплотнением в центре. Она медленно вращалась, и размеры ее были больше, чем теперь поперечник самой удаленной от Солнца планеты.

Информация о работе Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в курсе «Естествознание» 5 класс