Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в курсе «Естествознание» 5 класс

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:31, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.
Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологические особенности детей подросткового возраста.
Глава 3. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Глава 3. Происхождение Земли
3.1 Ранние фазы эволюции Земли
3.2 Основные этапы эволюции Земли
3.3 Внутреннее строение Земли
3.4 Внешние оболочки Земли
Глава 4. Методические разработки
4.1. Разработки уроков.
Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
4.2.Тесты
4.3 Задания с кратким ответом
4.4 Задания с развернутым ответом
Результаты. Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

диплом 2012 год.docx

— 364.53 Кб (Скачать)

а) Марс;

б) Земля;

в) Венера;

г) Меркурий.

14. Самая дальняя от  планет земной группы:

а) Земля;

б) Венера;

в) Марс;

г) Меркурий.

15. Имеет белые полярные  шапки из замёрзшей смеси воды  и углекислого газа:

а) Марс;

б) Венера;

в) Земля;

г) Меркурий.

16. Планета - гигант - это

а) Венера;

б) Марс;

в) Сатурн;

г) Плутон.

16. Которая из перечисленных  групп планет относится к планетам  земной группы:

а) Меркурий, Венера, Земля, Марс.

б) Юпитер, Уран, Сатурн, Плутон.

в) Уран, Венера, Сатурн, Меркурий.

г) Земля, Марс, Меркурий, Юпитер

17. Определение Эволюции:

а) развитие жизни на земле

б) изменение одного организма  с возрастом

в) изменение недр планеты

18. Как образовалась Земля?

а) из космической пыли и  газов

б) из астероидов

в) из выбросов от солнца

19. Какие газы были на  Земле с момента ее образования?

а) кислород и азот

б) углекислый газ и вода

в) хлор и аммиак

г) метан и водород

20. От какого небесного  тела Земля получает основную  часть энергии?

а) от планет

б) от солнца

в) от других звезд, кроме  солнца

21. Высокая температура  поверхности звезд обусловлена:

а) химическими реакциями

б) атомными реакциями

в) космическими явлениями

22. Что такое планета?

а) это шарообразное тело, которое светит отраженным светом

б) это шарообразное тело, которое поглощает свет

в) это шарообразное тело, которое выделяет много света

23. Что вы знаете о  Вселенной?

24. Земля планета системы  (солнечной)

 

Результаты . Выводы

           В эксперименте принимали участие ученики пятых классов (выборочная совокупность составляла 27 человек) МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа». В эксперименте участвовали 5 «а» (экспериментальный)  и  5 «б» (контрольный) классы.

        В экспериментальном классе при раскрытии темы " Земля" были проведены уроки, приведенные в главе 4. Уроки проводились с акцентом на научные и экологические аспекты, которые закреплялись в процессе формулирования, анализа и последующего решения целей и задач урока.

        Диагностику знаний школьников проводили на контрольном мероприятии по проверке остаточных знаний после изучения блока "Земля" с использованием специально разработанных тестов по теме проведенных экспериментальных занятий.

 

 

Диаграмма 1. Результаты тестирования

 

     В конце уроков для проверки обратной связи с учениками, им были предложены следующие вопросы:

1. На уроке тебе было:

Интереснее, чем  на обычном уроке

Так же как на обычном уроке

Не интересно

2. Материал, изучавшийся  на уроке, был для тебя:

Сложным

Простым

Результаты представлены на диаграммах 2 и 3.

Диаграмма 2. Результаты опроса учеников

 

 

Диаграмма 3.

 

     

     Приведенные диаграммы, показывают, что урок вызвал интерес практически у всех учеников пятых классов.

     На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Показана возможность  установления и использования  связей с экологическими и  научными аспектами при проведении  занятий по теме "Эволюция Земли"  посредством проведения уроков  и внеклассных мероприятий;

2. Решена задача наполнения  темы "Эволюция Земли" научными  и экологическими знаниями путем  использования наглядных пособий,  заданий, задач, тестов;

3. Доказано, что уроки,  дополненные приемами исследования, положительно влияют на уровень  осмысления учащимися теоретических  вопросов курса естествознания  и способствуют формированию  научного мировоззрения;

4. Проведена апробация  разработанных занятий в МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»;

5. Оценен уровень сформированности  знаний и познавательной активности  при изучении заданной темы  по разработанным методическим  подходам;

6. Выявлено, что изучение  темы "Эволюция Земли" с опорой  на научные и экологические  аспекты позволяет заметно повысить  уровень знаний, научной и экологической  культуры, уверенности в своих  способностях школьников.

      Таким образом, изучив проблему наполнения процесса обучения научным и экологическим содержанием при изучении темы "Эволюция Земли", мы можем утверждать, что гипотеза "Разработка и реализация новых методических подходов к изучению темы "Эволюция Земли и Вселенной" с акцентированием на научные и экологические аспекты позволит сформировать положительную мотивацию к учению и сделать очередной шаг в процессе формирования научного и экологического мировоззрения учащихся", подтверждена в ходе эксперимента.

 

Литература

 

1) Северцов А.С. Введение  в теорию эволюции. - М.: Изд-во  Моск. ун-та, 1981.

2) В.А. Разумный Система  образования на рубеже третьего  тысячелетия. - М., 1996. - С.26.

3) В.А. Аверьянов; В.А.  Алферов; Б.А. Марков "Экологические  аспекты преподавания в школе"-М  1999г.

4) Т.К. Мухина Психологические  условия формирования научного  мировоззрения // Формирование научного  мировоззрения учащихся. - М., 1985.

5) Т.К. Мухина. Исследование  процессов формирования научного  мировоззрения у школьников // Вопросы  методики формирования научного  мировоззрения у школьников. - Куйбышев, 1972.

6) Н.А. Менчинская, Т.К.  Мухина Формирование научного  мировоззрения как предмет психологических  исследований // Сов. педагогика. - 1976. - № 4.

7) Т.К. Мухина Индивидуально-психологические  различия в степени готовности  школьников в формировании у  них научного мировоззрения // Вопросы методики нравственного  воспитания школьников. - Вологда, 1970.

8) В.И. Сивоглазова; А.А.  Плешаков "Природа и человек" 5 класс

9) В.М. Пакуловой; Н.И.  Ивановой "Природоведение"

10) М.В. Рыжаков; И.И.  Суравегина "Естествознание" 5 класс  М., 2004

11) .И.Ю. Алексашина; Н.И. Орешенко "Естествознание" 5 класс изд-во: АСТ 2002г.

12) А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс» М.: Дрофа, 2005

13) Т.С. Сухова, В.И. Строганов  Методическое пособие. - М. 2005г.

14) Т.С. Сухова "Природа.  Введение в биологию и экологию" 5 класс

15) А.А. Плешаков; Н.И. Сонина "Естествознание" 5 класс

16) Г.В. Войткевич “  Основы теории происхождения  земли" М. 1990г.

17) Г.В. Войткевич Возникновение  и развитие жизни на Земле. - М., 1988.

18) В.П. Гаврилов Путешествие  в прошлое Земли. - М., Недра, 1986.

19) В.В. Евсюков Мифы  о Вселенной. - Новосибирск: Наука:  Сибирское отделение, 1988. - 176 с.

20) М. А Озима Глобальная  эволюция Земли: пер. с англ. - М., Мир, 1990.

21) Г.В. Войткевич Происхождение  и химическая эволюция Земли. - М., Наука, 1983.

22) П.Н. Кропоткин Эволюция  Земли (Происхождение, строение  и геологическая история Земли). - М., Знание, 1964.

23) И.А. Резанов Земля  и Вселенная. 1995. № 3. С.81-88.

24) И.А. Климишин Открытие  Вселенной. 1987.

25) Д.Т. Голдсмит Поиски  жизни во Вселенной. 1983.

26) И.С. Шкловский Вселенная,  жизнь, разум. 1977.

27) Л.В. Тарасов Земля  - беспокойная планета: Атмосфера,  гидросфера, литосфера / изд-во: ЛКИ  2008г.

28) О.А. Алекин Основы  гидрохимии. Л.: Гидрометеоиздат, 1970.

29) В.И. Кузнецов Общая  химия. - М., 1989.

30) Атмосфера: Справочник. Л: Гидрометеоиздат, 1991.

31) С. Батчер, Р. Чарслон  Введение в химию атмосферы.  М.: Мир, 1977.

32) М. Мак-Ивен, Л. Филлипс  Химия атмосферы. М.: Мир, 1978.

33) С.И. Гессен Основы  педагогики. Введение в прикладную  философию. - М., 1995. С.55.

34) А.В. Усова, В.В. Завьялов - Воспитание учащихся в процессе  обучения. М., 1984г.

35) В.М. Пакуловой; А.А.  Плешаков "Методика преподавания  природоведения в школе"

36) сайт: www.1september.ru

37) А.И. Еремеева. “Астрологическая  картина мира и ее творцы”.М.  “Наука” 1994 г.

38) В.Н. Комаров “Увлекательная  астрономия”. М, “Наука”, 1996 г.

39). Золотникова  Э.Г. Урок окончен - занятия продолжаются. М.: Просвещение, 1992.

40) Будыко М.И. История  атмосферы. М.: Гидрометеоиздат, 1985

41) Харитонов Н. Ловя  дуновения // Юный натуралист. - 1991. - №4. - С.26-28.

42) Сайдакова Л.А. Мир  вокруг нас // Начальная школа. - 1993. - №9. - С.40.

 


Информация о работе Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении эволюции Земли в курсе «Естествознание» 5 класс