Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:31, дипломная работа
Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.
Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей подросткового возраста.
Глава 3. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Глава 3. Происхождение Земли
3.1 Ранние фазы эволюции Земли
3.2 Основные этапы эволюции Земли
3.3 Внутреннее строение Земли
3.4 Внешние оболочки Земли
Глава 4. Методические разработки
4.1. Разработки уроков.
Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
4.2.Тесты
4.3 Задания с кратким ответом
4.4 Задания с развернутым ответом
Результаты. Выводы
Литература
а) Марс;
б) Земля;
в) Венера;
г) Меркурий.
14. Самая дальняя от планет земной группы:
а) Земля;
б) Венера;
в) Марс;
г) Меркурий.
15. Имеет белые полярные шапки из замёрзшей смеси воды и углекислого газа:
а) Марс;
б) Венера;
в) Земля;
г) Меркурий.
16. Планета - гигант - это
а) Венера;
б) Марс;
в) Сатурн;
г) Плутон.
16. Которая из перечисленных
групп планет относится к
а) Меркурий, Венера, Земля, Марс.
б) Юпитер, Уран, Сатурн, Плутон.
в) Уран, Венера, Сатурн, Меркурий.
г) Земля, Марс, Меркурий, Юпитер
17. Определение Эволюции:
а) развитие жизни на земле
б) изменение одного организма с возрастом
в) изменение недр планеты
18. Как образовалась Земля?
а) из космической пыли и газов
б) из астероидов
в) из выбросов от солнца
19. Какие газы были на
Земле с момента ее
а) кислород и азот
б) углекислый газ и вода
в) хлор и аммиак
г) метан и водород
20. От какого небесного тела Земля получает основную часть энергии?
а) от планет
б) от солнца
в) от других звезд, кроме солнца
21. Высокая температура поверхности звезд обусловлена:
а) химическими реакциями
б) атомными реакциями
в) космическими явлениями
22. Что такое планета?
а) это шарообразное тело, которое светит отраженным светом
б) это шарообразное тело, которое поглощает свет
в) это шарообразное тело, которое выделяет много света
23. Что вы знаете о Вселенной?
24. Земля планета системы (солнечной)
Результаты . Выводы
В эксперименте принимали участие ученики пятых классов (выборочная совокупность составляла 27 человек) МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа». В эксперименте участвовали 5 «а» (экспериментальный) и 5 «б» (контрольный) классы.
В экспериментальном классе при раскрытии темы " Земля" были проведены уроки, приведенные в главе 4. Уроки проводились с акцентом на научные и экологические аспекты, которые закреплялись в процессе формулирования, анализа и последующего решения целей и задач урока.
Диагностику знаний школьников проводили на контрольном мероприятии по проверке остаточных знаний после изучения блока "Земля" с использованием специально разработанных тестов по теме проведенных экспериментальных занятий.
Диаграмма 1. Результаты тестирования
В конце уроков для проверки обратной связи с учениками, им были предложены следующие вопросы:
1. На уроке тебе было:
Интереснее, чем на обычном уроке
Так же как на обычном уроке
Не интересно
2. Материал, изучавшийся на уроке, был для тебя:
Сложным
Простым
Результаты представлены на диаграммах 2 и 3.
Диаграмма 2. Результаты опроса учеников
Диаграмма 3.
Приведенные диаграммы, показывают, что урок вызвал интерес практически у всех учеников пятых классов.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Показана возможность
установления и использования
связей с экологическими и
научными аспектами при
2. Решена задача наполнения
темы "Эволюция Земли" научными
и экологическими знаниями
3. Доказано, что уроки,
дополненные приемами
4. Проведена апробация разработанных занятий в МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»;
5. Оценен уровень
6. Выявлено, что изучение
темы "Эволюция Земли" с опорой
на научные и экологические
аспекты позволяет заметно
Таким образом, изучив проблему наполнения процесса обучения научным и экологическим содержанием при изучении темы "Эволюция Земли", мы можем утверждать, что гипотеза "Разработка и реализация новых методических подходов к изучению темы "Эволюция Земли и Вселенной" с акцентированием на научные и экологические аспекты позволит сформировать положительную мотивацию к учению и сделать очередной шаг в процессе формирования научного и экологического мировоззрения учащихся", подтверждена в ходе эксперимента.
Литература
1) Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
2) В.А. Разумный Система
образования на рубеже
3) В.А. Аверьянов; В.А.
Алферов; Б.А. Марков "Экологические
аспекты преподавания в школе"-
4) Т.К. Мухина Психологические условия формирования научного мировоззрения // Формирование научного мировоззрения учащихся. - М., 1985.
5) Т.К. Мухина. Исследование
процессов формирования
6) Н.А. Менчинская, Т.К.
Мухина Формирование научного
мировоззрения как предмет
7) Т.К. Мухина Индивидуально-
8) В.И. Сивоглазова; А.А. Плешаков "Природа и человек" 5 класс
9) В.М. Пакуловой; Н.И. Ивановой "Природоведение"
10) М.В. Рыжаков; И.И. Суравегина "Естествознание" 5 класс М., 2004
11) .И.Ю. Алексашина; Н.И. Орешенко "Естествознание" 5 класс изд-во: АСТ 2002г.
12) А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс» М.: Дрофа, 2005
13) Т.С. Сухова, В.И. Строганов Методическое пособие. - М. 2005г.
14) Т.С. Сухова "Природа.
Введение в биологию и
15) А.А. Плешаков; Н.И. Сонина "Естествознание" 5 класс
16) Г.В. Войткевич “ Основы теории происхождения земли" М. 1990г.
17) Г.В. Войткевич Возникновение и развитие жизни на Земле. - М., 1988.
18) В.П. Гаврилов Путешествие в прошлое Земли. - М., Недра, 1986.
19) В.В. Евсюков Мифы о Вселенной. - Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1988. - 176 с.
20) М. А Озима Глобальная эволюция Земли: пер. с англ. - М., Мир, 1990.
21) Г.В. Войткевич Происхождение и химическая эволюция Земли. - М., Наука, 1983.
22) П.Н. Кропоткин Эволюция
Земли (Происхождение,
23) И.А. Резанов Земля и Вселенная. 1995. № 3. С.81-88.
24) И.А. Климишин Открытие Вселенной. 1987.
25) Д.Т. Голдсмит Поиски жизни во Вселенной. 1983.
26) И.С. Шкловский Вселенная, жизнь, разум. 1977.
27) Л.В. Тарасов Земля
- беспокойная планета:
28) О.А. Алекин Основы гидрохимии. Л.: Гидрометеоиздат, 1970.
29) В.И. Кузнецов Общая химия. - М., 1989.
30) Атмосфера: Справочник. Л: Гидрометеоиздат, 1991.
31) С. Батчер, Р. Чарслон Введение в химию атмосферы. М.: Мир, 1977.
32) М. Мак-Ивен, Л. Филлипс Химия атмосферы. М.: Мир, 1978.
33) С.И. Гессен Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. С.55.
34) А.В. Усова, В.В. Завьялов
- Воспитание учащихся в
35) В.М. Пакуловой; А.А. Плешаков "Методика преподавания природоведения в школе"
36) сайт: www.1september.ru
37) А.И. Еремеева. “Астрологическая картина мира и ее творцы”.М. “Наука” 1994 г.
38) В.Н. Комаров “Увлекательная астрономия”. М, “Наука”, 1996 г.
39). Золотникова Э.Г. Урок окончен - занятия продолжаются. М.: Просвещение, 1992.
40) Будыко М.И. История атмосферы. М.: Гидрометеоиздат, 1985
41) Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. - 1991. - №4. - С.26-28.
42) Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. - 1993. - №9. - С.40.