Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:31, дипломная работа
Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.
Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей подросткового возраста.
Глава 3. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Глава 3. Происхождение Земли
3.1 Ранние фазы эволюции Земли
3.2 Основные этапы эволюции Земли
3.3 Внутреннее строение Земли
3.4 Внешние оболочки Земли
Глава 4. Методические разработки
4.1. Разработки уроков.
Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
4.2.Тесты
4.3 Задания с кратким ответом
4.4 Задания с развернутым ответом
Результаты. Выводы
Литература
Я сборник карт, от ударенья зависят два моих значенья, захочешь, превращусь в названье блестящей шелковистой ткани. (Атлас)
(Слово жюри)
4 конкурс “Что бы это значило?"
Каждой команде раздаются карточки с цифрами и пустыми клетками.
Ваша задача - написать в пустых клетках, что означает каждая цифра. Чья команда вперед справится, поднимает руку.
Содержание карточек:
78% - содержание азота в воздухе
35% - средняя соленость океана
11022 м - глубина Марианского желоба
7 млн. кв.км - площадь бассейна Амазонки
1054 м - высота водопада Анхель
1620 м - глубина озера Байкал
(Результаты работы оценивает жюри)
А теперь, ребята, отгадайте, о чем пойдет речь в нашем следующем конкурсе?
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
5 конкурс “Речной"
От каждой команды понадобится четыре человека. Нужно на схеме речной системы указать ее части. Каждый игрок бежит и записывает одно название (исток, устье, правый приток, левый приток).
Ребята, вы замечательно потрудились, но у нас остался заключительный конкурс.
6 конкурс “Изобрази пословицу"
Команды получают по одной пословице или поговорке. Игроки должны изобразить пословицу на листе бумаги так, чтобы соперники ее отгадали.
“Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет".
“Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит".
Вопросы болельщикам
Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
Неровности земной поверхности. (Рельеф)
Уменьшенная модель Земли. (Глобус)
Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
Самый большой океан. (Тихий)
Плавающие обломки материкового льда. (Айсберги)
Горы, расположенные между Европой и Азией. (Уральские)
Самый холодный материк. (Антарктида)
Полуостров в России, знаменитый своими вулканами. (Камчатка)
Нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)
Прибор для определения атмосферного давления. (Барометр)
Прибор для определения температуры воздуха. (Термометр)
Самое соленое море в мире. (Красное)
Подведение итогов, награждение команд [36], [37].
4.2.Тест
1. Звезда - это:
1) огромный раскаленный газовый шар;
2) шарообразное тело, состоящее из раскаленной плазмы;
3) шарообразное тело, которое светит отраженным светом;
2. Звезды состоят из:
1) Звезды состоят в основном из водорода и гелия;
2) звезды состоят в
основном из углерода, кремния,
железа и других тяжелых
3) состав звезд не известен.
3. Выделение энергии в недрах звезд происходит в результате:
1) атомных реакциях распада урана и плутония;
2) химических реакций сгорания вещества;
3) термоядерных реакциях превращения водорода в гелий;
4) неизвестных науке процессов.
4. Давление и температура в центре звезды определяются прежде всего:
1) светимостью;
2) температурой атмосферы;
3) массой;
4) химическим составом;
5) размерами.
5. Различия в спектрах звезд определяются в первую очередь различием их:
1) возрастов;
2) температур;
3) светимостей;
4) химического состава;
5) размеров.
6. Скорость эволюции звезды зависит прежде всего от:
1) размеров;
2) массы;
3) светимости;
4) температуры поверхности;
5) плотности.
7. Звезды с ядрами массой до 1,5 масс Солнца становятся:
1) белыми карликами;
2) нейтронными звездами;
3) черными дырами;
8. Звезды с ядрами массой от 1,5 до 3 (10) масс Солнца становятся:
1) белыми карликами;
2) нейтронными звездами;
3) черными дырами;
9. Звезды с ядрами массой свыше 3 (10) масс Солнца становятся:
1) белыми карликами;
2) нейтронными звездами;
3) черными дырами.
10. Подберите описание к основным стадиям эволюции звезд:
А. Образование элементов до железа - Б. Гравитационное сжатие туманности - В. "Горение" гелия - Г. Нейтронная звезда - Д. На конечной стадии - невидимый сверхплотный объект диаметром 3 км - Е. Устойчивое свечение за счет термоядерных реакций превращения водорода в гелий - Ж. Сильнейший взрыв - 1) черная дыра;
2)"горение" углерода;
3) главная последовательность;
4) протозвезда;
5) пульсар;
6) красный гигант;
7) Сверхновая.
Правильные ответы: А - 2, Б - 4, В - 6, Г-5, Д - 1, Е - 3, Ж - 7.
11. Туманность - это:
1) огромное облако космического газа и пыли;
2) шарообразное тело, которое светит отраженным светом;
3) огромный раскаленный газовый шар.
12. Туманности состоят:
1) туманности состоят в основном из водорода;
2) туманности состоят
в основном из соединений
13. В результате сверхмощных взрывов звезд образуются:
1) диффузные газопылевые туманности;
2) планетарные и волокнистые туманности.
14. Образование звезд происходит:
1) в волокнистых туманностях;
2) в диффузных газопылевых туманностях;
3) в планетарных туманностях.
15. Образование звезд происходит в результате явления:
1) слипания вещества под
действием силы тяжести с
2) гравитационного коллапса;
3) гравитационного сжатия с последующим коллапсом.
16. Солнце - это:
1) звезда;
2) планета;
3) комета;
4) галактика.
17. Масса Солнца:
1) 1022 кг, или равна массе Луны;
2) 6× 1027 кг, или почти равна массе Земли;
3) 2× 1030 кг, или в 333 000 раз больше массы Земли;
4) 1032 кг, или в 30 миллионов раз больше массы Земли.
18. Солнце:
1) красная звезда класса М;
2) желтая звезда класса G;
3) оранжевая звезда класса К;
4) белая звезда класса А.
19. Солнце это:
1) Солнце - самая большая из известных звезд;
2) Солнце - самая маленькая из известных звезд;
3) Солнце совпадает по размерам с Землей;
4) Солнце больше Земли по размерам в 109 раз;
20. Температура на видимой поверхности Солнца:
1) 3000 К;
2) 4500 К;
3) 10000 К;
4) 6000 К
21. Укажите следующие солнечные явления:
А. Яркая область, окружающая солнечное пятно в фотосфере;
Б. Мелкие светлые фотосферные пятнышки, которые выглядят как рисовые зерна;
В. Темные, относительно холодные области на фоне яркой фотосферы;
Г. Массы яркого газа, как пламя вздымающиеся на сотни тысяч километров над краем диска;
Д. Мощные короткоживущие взрывные выбросы света и веществ;
1) вспышка;
2) гранулы;
3) факельная область (флоккул);
4) протуберанец;
5) солнечные пятна.
Правильные ответы: А - 3, Б - 2, В - 5, Г - 4, Д – 1.
4.3. Задания с кратким ответом
Вариант 1
1. Как называется система,
в которой центральное
2. Астроном, который обобщил
достижения античной
3. Основатель гелиоцентрической системы мира.
4. Какие наблюдаемые на
небе движения совершают
5. Греческое название Солнца.
6. Светлая полоса, видимая
на безлунном, безоблачном
7. Как Птолемей назвал малый круг, по которому движется планета?
Правильные ответы:
1. Геоцентрическая;
2.К. Птолемей;
3.Н. Коперник;
4. Петлеобразные;
5. Гелиос;
6. Млечный путь;
7. Эпицикл.
Вариант 2
1. Какой знаменитый
2. Гея в переводе с греческого.
3. Как Птолемей назвал большой круг, по которому движется центр малого круга движения самой планеты?
4. Кто обнаружил, что
Млечный путь состоит из
5. Как называется система мира, предложенная Н. Коперником?
6. Ученый, открывший закон всемирного тяготения.
7. Ученый, открывший законы движения планет.
Правильные ответы:
1. Аристотель;
2. Земля;
3. Деферент;
4.Г. Галилей;
5. Гелиоцентрическая;
6.И. Ньютон;
7.И. Кеплер
4.4. Задания с развернутым ответом
1. Системы мира - это (представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел).
2. В Древнем Китае существовало
представление, согласно
а) плоского круга, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо;
б) плоского прямоугольника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо;
в) плоского многогранника, над которым на столбах поддерживается круглое выпуклое небо
3. Вероятная система
Планеты (6) |
1 |
Земля (2) |
2 |
Антиземля (3) |
3 |
Небо (7) |
4 |
Луна (4) |
5 |
Центральный огонь (1) |
6 |
Солнце - зеркало (5) |
7 |
4. Эпицикл - это:
а) большой круг, по которому движется центр деферента
б) большой круг, по которому движется планета
в) малый круг, по которому движется планета
5. Деферент - это:
а) большой круг, по которому движется центр эпицикла
б) большой круг, по которому движется планета
в) малый круг, по которому движется планета
6. Кому принадлежат слова: “А всё-таки она вертится!"
а) Птолемею
б) Копернику
в) Галилею
г) Бруно
7. Первым открыл законы движения небесных тел
а) Иоганн Кеплер
б) Н. Коперник
в) Галилео Галилей
г) Джордано Бруно
8. Закон всемирного тяготения открыл:
а) Иоганн Кеплер
б) Н. Коперник
в) Галилео Галилей
г) Исаак Ньютон
9. Система, в которой
центральное положение во
10. Система, в которой
центральное положение во
11. Населена живыми организмами планета:
а) Земля;
б) Плутон;
в) Венера;
г) Юпитер.
12. Спутники имеют:
а) Меркурий и Венера;
б) Земля и Марс;
в) Меркурий и Земля;
г) Венера и Марс.
13. Самая маленькая планета земной группы: