Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:31, дипломная работа
Предмет исследования - возможности введения в практику обучения научных и экологических аспектов при изучении темы "Эволюция Земли и Вселенной" и выбор соответствующих форм организации занятий.
Объект исследования - познавательная деятельность учеников пятых классов средней школы МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа».
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей подросткового возраста.
Глава 3. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Глава 3. Происхождение Земли
3.1 Ранние фазы эволюции Земли
3.2 Основные этапы эволюции Земли
3.3 Внутреннее строение Земли
3.4 Внешние оболочки Земли
Глава 4. Методические разработки
4.1. Разработки уроков.
Урок № 1. "Земля - наш общий дом. Строение и эволюция Земли"
Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Урок № 3. Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная"
Урок № 4. Географический КВН "Атмосфера и гидросфера"
4.2.Тесты
4.3 Задания с кратким ответом
4.4 Задания с развернутым ответом
Результаты. Выводы
Литература
частные конкретно-
Стимульный материал:
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Куб (углы, чертеж, сторона. камень дерево).
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Методика «сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе.
Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. На этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. после того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему над найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соответствующую цифру. Время выполнения работы – 3 минуты. Оценка производится по количеству правильных ответов.
Стимульный метод.
Шифр
Овца – стадо.
Малина – ягода.
Море – океан.
Свет – темнота.
Отравление – смерть.
Враг – неприятель.
Испуг – бегство.
Физика – наука.
Правильно – верно.
Грядка – огород.
Пара – два.
Слово – фраза.
Бодрый – вялый.
Свобода – воля.
Страна – город.
Похвала – брань.
Месть – поджог.
Десять – число.
Плакать – реветь.
Глава – роман.
Покой – дыхание.
Смелость – геройство.
Прохлада – мороз.
Обман – недоверие.
Пение – искусство.
Тумбочка – шкаф.
Обработка исследований методики «Выделение существенных признаков».
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
7 баллов – средний уровень;
больше 7-ми баллов – высокий уровень;
ниже 7-ми балов – низкий уровень.
№ п/п |
Фамилия, имя |
Количество баллов |
Уровень |
1. |
Оглова Света |
4 |
Низкий |
2. |
Франтенко Олеся |
8 |
Высокий |
3. |
Зверькова Света |
7 |
Средний |
4. |
Миронов Витя |
7 |
Средний |
5. |
Коневин Вадим |
9 |
Высокий |
6. |
Франтенко Андрей |
6 |
Низкий |
7. |
Пьяников Саша |
7 |
Средний |
Низкий уровень – 2 человека – 29%.
Средний уровень – 3 человека – 42%.
Высокий уровень – 2 человека – 29%.
Обработка исследований методики «Сложные аналогии».
За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
13-14 баллов – средний уровень;
больше выше 13-ти баллов – высокий уровень;
ниже 13-ти балов – низкий уровень.
№ п/п |
Фамилия, имя |
Количество баллов |
Уровень |
1. |
Оглова Света |
9 |
Низкий |
2. |
Франтенко Олеся |
17 |
Высокий |
3. |
Зверькова Света |
14 |
Средний |
4. |
Миронов Витя |
14 |
Средний |
5. |
Коневин Вадим |
16 |
Высокий |
6. |
Франтенко Андрей |
13 |
Средний |
7. |
Пьяников Саша |
14 |
Средний |
Низкий уровень – 1 человека – 14%.
Средний уровень – 4 человека – 57%.
Высокий уровень – 2 человека – 29%.
Исследования проводились в 5-м классе. Они показали, что развитие словесно-логического мышления у учащихся 5-го класса соответствует среднему уровню.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование системы знаний у школьников 5-го класса будет эффективно в связи с имеющимся у них уровнем логического мышления. Для формирования системы знаний эффективны следующие методы:
- Объяснительно – иллюстративный.
- Репродуктивный.
- Проблемное изложение.
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
Глава 2. Состояние курса «Естествознание» в современной российской школе
Естествознание - одно из звеньев в системе общего образования. Как многократно подчеркивал в своих трудах русский ученый, методист Н.М. Верзилин, курс естествознания имеет важное значение в развитии и воспитании подрастающего поколения, в совершенствовании общей культуры школьников, развитии творческой личности, осознающей свою ответственность перед обществом за сохранение жизни на нашей планете.
В настоящее время актуальность приобретают цели, связанные с формированием у школьников целостного научного мировоззрения, развитием экологической культуры, созданием предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство, а также разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования, способствующих самореализации личности [4]; [5].
В условиях модернизации образования проблема школьного учебника является точкой пересечения таких важных направлений совершенствования процесса обучения, как отбор дидактически целесообразного и обязательного для усвоения всеми учащимися учебного материала, организация учебной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся [6]; [7].
Все учебно-методические комплекты разработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральным базисным учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Учебники для 5х классов включены в Федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
В 5-х классах предмет «
Однако хочется обратить внимание на другие УМК, которые имеют законченную структуру учебника для 5 класса и могут использоваться при преподавании курса природоведения только в течение одного года.
Состав УМК:
Предлагаемый курс направлен на достижение следующих целей:
Создание целостного образа природы. Каждая из естественных наук, изучаемых в школе, предлагает свое видение мира, рассматривая определенный набор явлений, находящихся в компетенции данной науки. Более того, для описания мира каждая наука пользуется своим специфическим языком. В результате возникает опасность, что вместо целостной картины мира учащиеся получат набор слабо связанных между собой фактов. Курс естествознания призван решить эту проблему, заложив основу знаний, которая в дальнейшем будет «обрастать» конкретной и подробной информацией.
Знакомство с научным подходом к изучению природы, с методами работы естествоиспытателей. Курс показывает, каким образом добываются научные истины, как создаются теории, как происходит развитие науки. Изучение материала сопровождается лабораторными работами и домашними экспериментами, позволяющими смоделировать в учебном процессе научные методы исследования.
Поддержание интереса к исследованию природы. В этом возрасте подростки, как правило, живо интересуются таинственными и грозными явлениями природы. Это естественное стремление курс старается направить на изучение окружающего мира, формирование интереса к могучим силам природы, тяги к дальним странствиям, к встречам с неизведанным. Учебник легко читается, часть учащихся прочитывает его как приключенческую литературу.
Формирование общеучебных
В учебнике сочетаются фундаментальные и прикладные аспекты знаний из физики, астрономии, географии, биологии, химии и ОБЖ. Изложение материала строится по принципу «от общего к частному». Имеется богатый иллюстративный материал: множество схем, жанровых рисунков и фотографий. Каждый параграф сопровождается вопросами, для закрепления материала. Главы заканчиваются краткими обзорами: основной теоретический материал, а также практические задания. В конце учебника список дополнительной литературы для учащихся, указатель имен, терминов и понятий, а также ответы на вопросы повышенной сложности.
Рабочая тетрадь содержит множество заданий по материалу каждого параграфа учебника, схемы, рисунки, контурные карты, таблицы для выполнения заданий. Приведено описание 15 домашних экспериментов и 15 лабораторных работ с использованием простейшего оборудование, которое легко можно найти дома или в школе.
В рабочую тетрадь учащимися вносится вся ключевая информация для запоминания. Часть заданий выполняется на уроке под руководством учителя, а часть – дома с использованием материала учебника.
В методическом пособии приведена программа курса, требования к знаниям и умениям учащихся, рекомендации по работе с учебником и тетрадью, по проведению демонстрационных экспериментов, лабораторных работ и домашних опытов, образцы проверочных диктантов, контрольных работ и тематических кроссвордов, рекомендуемая литература. Кратко описан каждый урок курса.
(публикуется по материалам, предоставленным Бочковой О.А.)
Состав УМК:
Интегрированный курс «Естествознание»
предназначен для развития у школьников
целостного понимания всего многообразия
природы, формирования у них ориентировочной
основы системного мышления, развитии
экологического сознания. В основе
курса лежат идеи единства, целостности
и системной организации
Концептуальная основа курса
и структура программы