Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Цель исследования - теоретически обосновать эксперементально проверить условия формирования знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие "здоровый образ жизни" в психолого- педагогической
литературе
1.2.Содержание знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.3 Условия формирования начальных представлений
старших дошкольников о здоровом образе жизни
Глава 2. 2. Условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников
о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

2.2 Условия как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГ.doc

— 105.46 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова»

Кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ

ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      ИСПОЛНИТЕЛЬ:

                                                                     студентка 4 курса  очного отделения,

                                                                      педагогического факультета

                                                                      (дошкольного отделения)

                                                                      Е. Ю. Кочева

 

                                                                                          НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                                        

 

ИШИМ 2006

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о здоровом

образе жизни у детей дошкольного возраста

1.1. Понятие "здоровый образ жизни" в психолого- педагогической

литературе

1.2.Содержание знаний о здоровом образе жизни у детей  дошкольного возраста

1.3 Условия формирования  начальных представлений

старших дошкольников о здоровом образе жизни

Глава 2. 2. Условия формирования здорового образа жизни у старших дошкольников

 2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников

о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

 

 

 

2.2 Условия как средство формирования знаний о здоровом образе жизни  у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..

 

Заключение…………………………………………………………………..

 

Библиография………………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………

Введение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка, проблема не только медицинская, но и педагогическая.  Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми не редко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивают формирование здорового образа жизни.                                                                                                                 

И действительно сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и прочие.                                                           Вопросы формирования у дошкольников здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе, но на практике мы зачастую видим, что дети не имеют представлений о здоровом образе жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий между:

- потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;

- необходимостью теоретического обоснования и практических методических разработок по формированию у детей здорового образа жизни и отставанием в разработке этого вопроса теории и практики дошкольного воспитания.

- потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в воспитательном процессе ДОУ и отсутствием в практике ДОУ систематической работы в данном аспекте.

Указанные противоречия позволили обозначить проблему исследования, заключающуюся в поиске условий формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни

Всё вышеизложенное  определило выбор темы исследования: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста».

       Цель исследования - теоретически обосновать эксперементально проверить условия формирования знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

      Объект исследования - процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования - условия способствующие эффективному формированию знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

      Гипотеза о том, что формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при реализации условий, таких, как:

- гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

- целенаправленная педагогическая работа по овладению дошкольниками системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

 

Выделение темы, цели, проблемы исследования позволили сформулировать следующее гипотетическое предположение: формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ процессы по учебно-методической интерпретации содержания здорового образа жизни;

- систематически и целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни.

 

      Задачи  исследования: 

     1.Уточнить понятие здорового образа жизни в психолого–педагогическую литературу

     2.Расскрыть содержание знаний о здоровом образе жизни.

     3.Выявить уровень знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. 

4        Теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, влияющие на формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.                                            

    

За методологическую основу нашего исследования мы взяли положения учёных педагогов, И.И. Брехмана о методах активного формирования здоровья; С.А. Козловой о формировании представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода; В.Г. Алямовской о формировании необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1. теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. диагностические (наблюдение, беседа, тесты);

3. педагогический эксперимент ( констатирующий, формирующий, контрольный).

         Исследование проводилось в три этапа:

1        Постановочный. На этом этапе мы определили исходные теоретические позиции, цели и задачи исследования. Происходило генерирование ведущих идей и замысла, подбор материала, анализ источников, планирование эксперимента.

2        Собственно исследовательский. Выполнялась запланированная работа.

3        Оформительско-обобщающий. Включает итоговое обобщение, интерпретацию результатов, написание курсовой работы.

     Научная новизна исследования:

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содежательно представленны основные показтели сформированности знаний о ЗОЖ детей дошкольного возраста: полнота, осознанность, обобщенность, системность;представлены педагогические условия формирования начальных представлений о ЗОЖ детей дошкольного возраста.

     Практическая значимость: наши выводы могут быть применены в работе методиста ДОУ, воспитателя, родителей.

    База исследования: ДОУ № 19 "Гнездышко" г. Ишима.

     Структура работы:  работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии , приложения. В работу включены таблицы, гистограммы общий объём работы    страниц.

                                       

                                   

Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом

               образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

              1.1. Понятие "здоровый образ жизни" в психолого-педагогической литературе

 

    Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далёкой древности сформировалось и понятие «здоровье. Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек.

    И здоровье определялось как оптимальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.

    Г.С. Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, выделил несколько подходов к определению этого понятия , рассмотрим некоторые из них:

    Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

   Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функции с окружающей средой.

    Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

    Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

     Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функции.

    Таким образом, здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

    Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие "здоровье"- это правильная нормативная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.[]

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

В большой медецинской энциклопедии "здоровье" трактуется как - состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенные с внешней средой и отсутствуют какие - либо болезненные изменения.

По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [24,176].

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [16,90].


Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном);

·         Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Информация о работе Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста