Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 00:31, курсовая работа
До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, а затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию.
Введение…………………………………………….………………………….3
Введение лексического материала на старшей ступени обучения………………………………….…………………………………….6
1. Роль и место лексического аспекта обучения ИЯ……………...….6
2. Требования школьной программы к объему
лексического материала…………………………………………..……7
3. Принципы отбора лексического минимума………………..………9
4. Упражнения, используемые при обучении лексике…………...…11
Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы. Аспекты…………………………..……...15
1.Познавательный (культурологический) аспект…………...………23
2.Учебный аспект…………………………………...…………………24
2.1. Аудирование………………………………….….…………24
2.2. Говорение……………………………………….………….26
2.3. Чтение………………………………………………….…...27
2.4. Письмо………………………………………………….…..29
III. Основные этапы обучения (введения) лексических единиц на старшем этапе обучения…………………………………………………………………...30
1. Ориентировочно-подготовительный этап……………...…………30
2. Этап пассивного закрепления соответственных лексических языковых упражнениях………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………..……...…………32
Библиография………………………………………………………….35
Приложение……………………………………………………………36
Всё общеучебные навыки и умения, которыми школьники овладевают в процессе изучения предмета, условно подразделяются на четыре группы: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные.
Первая группа умений — учебно-
Вторая группа умений— учебно-
В учебно-информационных навыках и умениях, которые составляют третью группу общеучебных умений, находят отражение способы и приемы самостоятельного приобретения знаний из различного рода источников. В эту группу умений входят умений школьников ориентироваться в письменном, и аудиотексте, прогнозировать его содержание, находить нужную информацию, пользоваться различного рода памятками, справочной литературой и т.д.
Учебно-коммуникативные
умения, совпадающие во многом со специальными
коммуникативными (речевыми); умениями,
проявляются, в частности, в культуре общений,
т.е. в умениях слушать партнера по общению,
прогнозировать его речевое поведение,
обосновывать свою точку зрения и др.
1.Познавательный
(культурологический)
аспект.
Страноведческое содержание всех УМК 10 —11 призвано завершить формирование у учащихся представления о менталитете и культуре ведущих англоязычных стран, в первую очередь Великобритании и США. В материалы УМК включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни англоязычных стран, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в предыдущих классах: государственное устройство, социальное обеспечение, положение и права молодежи в современном обществе, проблемы молодежной субкультуры, кино и театр, географическое положение и его влияние на образ жизни и формирование некоторых черт национального характера, вклад представителей англоязычных стран в научно-технический прогресс и мировую культуру и т.д.
Например, в учебнике Кузовлева за 10-11 классы сведения были организованы в 7 циклов:
1. How Different the World Is?
5. Is the System of Social Welfare Fair?
6. What Helps You to Enjoy Yourselves?
7. Inventions That Shook the World.
Подробный список объектов познавательного аспекта представлен в таблице "Map of the World of English 10 —11" в разделах «Topics, Problems, Situations» и «International Awareness".
Все тексты, содержащие сведения о стране изучаемого языка, являются аутентичными. В Учебнике широко используются средства зрительной наглядности: слайды, фотографии, письма, вывески, рекламные объявления, карты и т. д.
Страноведческие сведения
Одним из средств реализации задач познавательного аспекта является лингвострановедческий словарь, в котором даются пояснения реалий Великобритании и США. Главное в процессе познания не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям. Здесь многое зависит от учителя, что проявляется не только в словах, но и в интонации, жестах, мимике.
2.Учебный
аспект.
Главной
задачей учебного аспекта на завершающем
этапе овладения английским языком
в рамках надбазового курса является систематизация,
обобщение и дальнейшее закрепление материала,
пройденного ранее, а также подготовка
учащихся к экзаменам в соответствии с
требованиями государственного стандарта.
Это не означает, что в УМК 10—11 не содержится
нового материала для усвоения в каждом
из четырех видов деятельности. Без нового
материала невозможно было бы реализовать
задачи познавательного аспекта. Однако
объем нового материала не столь велик,
как, например, в 8 или 9 классе.
2.1. Аудирование.
Аудирование является одной из основных целей обучения. В 10—11 классах развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения в данном виде речевой деятельности. Cпециальные тексты для аудирования постепенно усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала. Общий объем лексических единиц для аудирования в конце 11 класса достигает 3250 лексических единиц.
На данном году обучения в соответствии с требованием к базовому уровню владения иностранным языком ведется работа над 3 видами аудирования:
а) аудирование с полным
б) аудирование с общим
в) аудирование с целью извчечения нужной или интересующей информации (listening for specific information);
Аудирование с полным пониманием осуществляется, как правило, на текстах, не содержащих особых трудностей: они построены в основном на знакомом материале и обеспечивают, при наличии небольшого числа незнакомых слов догадку об их значении на основе общности форм родного и иностранного языков, по словообразовательным элементам или по контексту. Кроме того, полному и точному пониманию подлежат предъявляемые в естественном темпе высказывания учителя, речь одноклассников, короткие сообщения преимущественно монологического характера при обсуждении проблем.
Аудирование с пониманием
Учащиеся должны понимать на слух иноязычную речь, однократно предъявляемую учителем или в звукозаписи в естественном темпе, построенную на языковом материале 11-го и предшествующих классов и допускающую включение до 3—4% незнакомых слов, незнание которых не препятствует пониманию услышанного. Длительность звучания связных текстов — до 3—5 минут.
Учащиеся должны уметь
Учащиеся должны также уметь
делать самостоятельно
При отборе и организации содержания речевого материала для обучения говорению в 10—11 классах авторы преследовали две цели: во-первых, познакомить учащихся с новыми сферами жизни англоязычных стран; во-вторых, повторить и систематизировать лексические и грамматические средства, усвоенные ранее. Поэтому каждый из семи циклов знакомит учащихся с новой сферой жизни страны изучаемого языка и вместе с тем повторяет лексические единицы и грамматические структуры, усвоенные в предыдущих классах. Задачи учебного аспекта каждого урока формулируются в Книге для учителя.
В 10—11 классах осуществляется совершенствование умения говорить как в диалогической, так и в монологической форме. В плане совершенствования диалогической формы речи ведется работа над всеми видами диалога, определенными временным Госстандартом, но акцент сделан на диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями.
Перед учащимися ставится цель научиться решать коммуникативные задачи, необходимые для ведения диалогов указанных выше типов.
1. Диалог-расспрос:
— запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? куда? когда? с кем? и т. д.), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
— целенаправленно расспрашивать, т. е. «брать интервью».
2. Диалог-побуждение к действию:
— обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
— дать совет и принять/не принять его;
— пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие;
— сделать
предложение и выразить согласие/несогласие
с ним.
Грамматические навыки
2.3. Чтение.
Учащиеся должны уметь:
а) с целью извлечения полной информации читать про себя (с использованием словаря) впервые предъявляемые несложные оригинальные тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы, а также адаптированные тексты из художественной литературы, построенные на программном языковом материале 11-го и предшествующих классов и содержащие до 6—10% незнакомой лексики;
б) с целью извлечения
в) с целью извлечения частичной информации читать про себя в просмотровом режиме (без использования словаря) впервые предъявляемые частично адаптированные тексты (для учащихся, начавших изучение иностранного языка с 5-го класса) или текста неадаптированного характера (для учащихся, начавших изучение иностранного языка с 1-го или 2-го класса) из общественно-политической и научно-популярной литературы.
Для обучения чтению в соответствии с требованиями базового уровня учащиеся учатся читать различные типы текстов: художественные, научно-популярные, публицистические (газетные, журнальные статьи), функциональные (вывески, объявления, карты, планы, таблицы, рекламные проспекты и др.).
Как и в предыдущих классах, продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя. Чтение вслух выступает, с одной стороны, как средство для совершенствования техники чтения и произносительной стороны речи, а с другой — в своей вспомогательной коммуникативной функции: учащиеся ставятся в ситуации, когда они должны прочитать известный им текст другим людям, чтобы ознакомить их с неизвестным содержанием, или найти предложение из текста для аргументации своей точки зрения. Чтение про себя является основной формой чтения.
Информация о работе Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку