Цели, содержание и структура непрерывного образования, единство образования и самообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а, следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.

Оглавление

Введение
Цели и структура непрерывного образования





Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 43.46 Кб (Скачать)

Всегда ли человек доволен своей жизнью? От чего зависит, ощущает ли он себя самодостаточным или неудачником? Всегда ли он задумывается над природой неудовлетворенности собственным существованием? Нет. Чаще человек подчиняется заведенным правилам жизни. Ему трудно что-то изменить, а иногда он ощущает полную беспомощность перед социальной определенностью. Человек довольствуется тем, что у него есть, тем статусом который он смог достичь, теми способами и методами, которые ему предоставило общество, поэтому эффективность его деятельности напрямую зависит от характера социально-одобренной деятельности и образа результата этой деятельности. В результате мотивы подменяются стимулами, так как человек быстро понимает, что инициатива в работе не приносит никакого поощрения, а когда его пару-тройку раз стукнут по носу за то, чтобы он не выбивался из общей массы, то он принимает спокойную позу и покоряется требованию системы научиться дифференцировать свои внутренние мотивы действовать эффективно и внутреннюю потребность спокойно существовать без отрицательных стимулов, следуемых в награду за проявленную инициативу, то есть без страха и упрека. Человек быстро понимает, как облегчить себе жизнь: меньше думать, но полагаться на опыт, а значит двигаться по пути наименьшего сопротивления. При этом человек явно занимается самоуничтожением, но уверен, что действует в интересах самосохранения. Есть одно исследование, которое помогает понять насколько современное человечество утратило инстинкт самосохранения. В начале шестидесятых проводились опыты на животных, желая выяснить у человека наличие «инстинкта побега» (Мартин Селигман и др.). Эксперимент заключался в следующем:

1) в клетку помещали  собаку;

2) подводили электрический  ток к половине клетки, так  что собака получала удар, как  только ставила лапу на правую  половину (собака быстро училась  находиться только на левой  половине клетки);

3) подводили электрический  ток к левой половине клетки (собака быстро переучивалась  находиться только на правой  стороне);

4) затем ток подвели  ко всему дну клетки, чтобы  собака время от времени получала  удары тока в любом месте (собака  сначала была в недоумении, потом  впала в панику, а затем смирилась, легла и стала терпеть удары  током, не пытаясь их избежать);

5) дверцу клетки  открыли (собака даже не думала  бежать, она лежала, терпя электрические  удары, хотя могла выйти из  клетки).

Вывод из опыта заключался в том, что живое существо пережившее насилие, склонно приспосабливаться к нему, так что, когда насилие прекращается, здоровый инстинкт побега оказывается ослаблен настолько, что существо добровольно остается в неволе.

Вот почему так сложно вводить какие бы то ни было изменения, вот почему любые изменения натыкаются на сопротивление. Потому что введение любого изменения требует осознания его необходимости, а значит переосмысления ранее установленного порядка действий, а значит признание неправильности, неэффективности своей прежней деятельности, следовательно, изменения характера восприятия действительности, а значит изменения собственного образа мыслей, что ведет к самоизменению. Вот причина того, что человек «хочет сделать как лучше, а получается как всегда», он стратегически не состоятелен, потому как стратегический план эффективен только в случае соответствия со структурой, на которую он накладывается, а значит, последняя должна корректироваться для решения конкретных стратегических целей; то есть, создавая теорию, мы должны изменять не подходы к исследованию явления (объекта, процесса), а восприятие исследуемого объекта, приводя его тем самым в соответствие с требованиями времени, прогресса и поставленными в ходе исследования задачами.

Деятельность любой социально-экономической системы обусловлена стремлением повысить свою эффективность. С этой целью разрабатываются новые системы управления, выделяются новые виды управленческих дисциплин, позволяющих системе своевременно реагировать на нестабильную, изменчивую, непредсказуемую внешнюю среду. Образовательная система так же является социально-экономической системой. Качество предоставляемой ею услуги и качество выпускаемого ею продукта должно соответствовать потребностям и требованиям общества и времени. Следовательно, образовательная система так же должна искать адекватные методы и способы достижения своей цели: предоставления качественной образовательной услуги, и создания условий, способствующих формированию члена общества, отвечающего моральным, человеческим, общепрофессиональным, квалификационным требованиям, актуальным в настоящей социальной действительности.

Непрерывное образование, это не процесс развития, ввиду того, что его целью является не совершенствование как таковое, но стремление человека (системы) быть актуальным в существующей социальной действительности и приспособить социальную действительность внутренним потенциальным потребностям человека (системы), то есть это осуществление интеграции индивидуального и всеобщего. Процесс непрерывного образования не бессознателен и не бесцелен, но направлен на определенное целедостижение, а значит целеполагаем, следовательно, направлен на идеальный результат, что, в свою очередь указывает на его бесконечность, воспроизводимость, постоянное качественное изменение в его прерывности (окончании цикла и постановке новой цели).

Основными факторами, определяющими непрерывность образования человекосистемы, являются с одной стороны способность к управляемости, то есть задача соответствия потребностям существующей действительности, определенному критерию качества; с другой стороны постановкой идеально-предположенного результата, достижение которого возможно только через новообразование. Относительность результата приводит к возобновлению процесса целеполагания на базе достигнутого результата, а значит на базе интегрированной системы. Почему способности и таланты не всегда реализуются, но остаются на уровне потенции или увлечения? Потому что не подчинены цели. Почему ложные таланты могут достичь признания и славы? Потому, что цель определяет наличие таланта.

Возникают вопросы о том, может ли система осуществить свою цель, не интегрируя собственную структуру на базе существующей целостности; и может ли система остаться неизменной, если ставит целью повышение своей эффективности?

В этом и заключается проблема непрерывного образования, что его задача сводится к простому накоплению знаний без осуществления их интеграции с уже ранее накопленными с целью многократного их введения в сферу деятельности для решения конкретных практических задач образования и самообразования.

Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема). Задайте вопрос о том, зачем человек продолжает свое образование (получает второе образование, проходит курсы повышения квалификации, пишет диссертацию и т.д.) и вы получите разные ответы, относящиеся к жизненной ситуации в которой он сейчас находится, почти всегда ответы будут носить социально-экономический подтекст (улучшение материального положения, повышение статуса, престижа, продвижение по службе и т.д.) и весьма редко личностный (чтобы быть полезным обществу, чтобы внести свой вклад в науку, искусство, профессию, с целью самопознания, саморазвития и т.п.). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации. О какой тогда непрерывности можно говорить, есть ли она вообще, если для большинства основным стимулом является конечный результат (получение диплома, научной степени и т.д.). Таким образом, понятие непрерывного образования в том виде в каком оно понимается в современной науке, как «образование длинною в жизнь» – это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование – появление чего-то нового, на базе существовавшего ранее, но потерявшего свою актуальность, формирующего новый образ известного объекта, подобного известным объекта, или неизвестного объекта.

Проблема заключается в том, что непрерывное образование требует не только осуществление образовательной деятельности во внешнем окружении, но требует постоянного внутреннего образования, изменения под воздействием вновь освоенных знаний, что для современного индивида и системы является непосильным трудом, потому что он привык, ему удобно, и намного легче изменить что-то вовне или сделать видимость изменения, оставаясь при этом внутренне неизменным, то, что можно назвать «с широко закрытыми глазами».

Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы. Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задется учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?

Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника.

Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.

Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:

1) непрерывное образование  – приоритетная проблема, вызванная  к жизни современным этапом  научно-технического развития и  политическими, социально-экономическими  и культурологическими изменениями;

2) наметились два  диаметрально противоположных отношения  к непрерывному образованию –  от полного его неприятия и  объявления очередной утопией  до определения непрерывного  образования как главной, а может  быть и единственной продуктивной  педагогической идеей современного  этапа мирового развития;

3) просматриваются  три главных аспекта сущности  непрерывного образования:

а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);

б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);

в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

 
Единство образования и самообразования выражается в следующем: т.к. развитие человека не стоит на месте, либо он развивается так сказать вперед – постоянно совершенствуясь, расширяя свой образовательный горизонт( это требование вызвано в первую очередь колоссальными темпами научного и технического развития). Либо человек постепенно скатывается назад, становясь мене востребованным: например на рынке труда. Он перестает отвечать тем жестким конкурентным требованиям рынка. Тем самым постепенно превращаясь, в устаревший не востребованный ресурс. Ведь жизнь не стоит на месте. Базовое начальное образование является лишь начальной ступенькой в развитие человека. Развивает навыки самостоятельной работы. Учит самостоятельно пользоваться всеми доступными информационными ресурсами, которые в таком количестве нас сейчас окружают. И не просто пользоваться, а оперативно и с максимальной пользой использовать эту информацию в дальнейшей своей деятельности. И чем выше образовательный уровень человека ,тем большим объёмом ресурсов он может воспользоваться. Отсюда вытекает единство и неразрывная связь образования и самообразования т. к. последние является естественным продолжением первого. Ставя человека на более высокую ступень своего развития.

 

Заключение

 

Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема). Задайте вопрос о том, зачем человек продолжает свое образование (получает второе образование, проходит курсы повышения квалификации, пишет диссертацию и т.д.) и вы получите разные ответы, относящиеся к жизненной ситуации в которой он сейчас находится, почти всегда ответы будут носить социально-экономический подтекст (улучшение материального положения, повышение статуса, престижа, продвижение по службе и т.д.) и весьма редко личностный (чтобы быть полезным обществу, чтобы внести свой вклад в науку, искусство, профессию, с целью самопознания, саморазвития и т.п.). Образование для человека лишь средство адаптации к изменениям в социальной среде, часто вынужденное, но не внутренне необходимое, тем более не средство самореализации. О какой тогда непрерывности можно говорить, есть ли она вообще, если для большинства основным стимулом является конечный результат (получение диплома, научной степени и т.д.). Таким образом, понятие непрерывного образования в том виде в каком оно понимается в современной науке, как «образование длинною в жизнь» – это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование – появление чего-то нового, на базе существовавшего ранее, но потерявшего свою актуальность, формирующего новый образ известного объекта, подобного известным объекта, или неизвестного объекта.

Информация о работе Цели, содержание и структура непрерывного образования, единство образования и самообразования