Брестская церковная уния 1596 г.: цели, содержание, итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:05, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать процесс проведения Брестской унии, её результаты, последствия и причины заключения.

Задачи работы:

показать историю развития Брестской унии, исследовать попытки её предыдущей реализации;
выявить, что же стало причинами принятия церковной унии;
изучить содержание унии;
определить итоги и последствия Брестской церковной унии.

Файлы: 1 файл

Брестская церковная уния.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономической  истории

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Брестская церковная уния 1596 г.: цели, содержание, итоги»

 

 

Студент

ФВШТ,1-й курс, ДТГ-2                                                     А. А. Сологуб

 

 

Проверил                                                                                И. И. Сацукевич

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

Список  использованных источников

 

 

Введение.

         Формально церковная уния была союзом или объединением православной церкви на территории Белоруссии, Украины и Литвы с католической на условиях подчинения православного духовенства римскому папе и признания основных догматов католицизма при сохранении православной обрядности. Брестской унии принадлежит судьбоносное место в истории Беларуси. Борьба вокруг унии продолжается, несмотря на, что, в сущности, событийная сторона подготовки  и проведения Брестского собора,  а также последующего принуждения принятия униатства на землях Беларуси хорошо и давно изучена. Тема Брестской церковной унии до сих пор актуальна. Так как сегодня много говорится о самосознании белорусов.

         Цель работы – проанализировать процесс проведения Брестской унии, её результаты, последствия и причины заключения.

        Задачи работы:

  • показать историю развития Брестской унии, исследовать попытки её предыдущей реализации;
  • выявить, что же стало причинами принятия церковной унии;
  • изучить содержание унии;
  • определить итоги и последствия Брестской церковной унии.

     При работе было использовано девять источников информации. Основу работы составляют книги «Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т. 2.: Беларусь у пярыяд Вялікага Княства Літоўскага» и «Гісторыя Беларусі: У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоў да канца XVIII ст. ». В первой книги представлена окончательная концепция унии с Римом. Вторая книга имеет расширенные сведения о самом процессе проведения унии и  об её последствиях.

 

 

 

 

Попытки реализации церковно-религиозной унии в Беларуси, ВКЛ и Польше.

         Можно выделить несколько этапов, связанных с попытками реализации церковно- религиозной унии в Беларуси, ВКЛ и  Польше. На первом этапе (от Кревской унии до 50-ых гг. XV в.) эти попытки осуществлялись в пределах существования относительно единственной митрополии всея Руси (периоды обособления «западнорусской» части митрополии изменялись на периоды возобновления деятельности в бывших церковных границах). Уже в 1396 г. Ягайло вместе с митрополитом Киприаном предлагали константинопольскому патриарху созвать униатский собор в «русских» землях BKJI. [6,c.177] В середине второго десятилетия XV в. польский король и великий князь литовский начали переговоры об унии с Константиновским вселенским собором католической церкви. Идею унии некоторое время поддерживал Свидригайло, который опирался на белорусских, украинских феодалов в своей борьбе с Сигизмундом Кейстутовичем и нуждался в нейтрализации Ватикана и других стран, что оказывали помощь католической Польши. Церковно-религиозная уния католической и греко-восточной церкви была провозглашена на Флорентийском соборе 1439 г. [6, c.177] 22 марта 1443 г. польский король Владислав III издал привилей, которым уравнял права униатского и католического духовенства. Но Флорентийская уния не нашла широкой поддержки местного населения.

     Второй этап в развитии униатской идеи определился с конца 40-ых гг. XV в. после окончательного обособления западнорусских митрополий. В конце  XV  - начале XVI в. великий князь литовский Александр и митрополит Иосиф возобновили  попытки восстановления церковной унии. Это привело к обострению социальных, религиозных, этнических отношений, что в условиях напряжённых отношений с Московским великим княжеством было опасным. После восстания Михаила Глинского, который применял недовольство православного населения церковно-религиозными новостями, вплоть до образования Речи Посполитой вопрос о церковно-религиозной унии не входил в ряд актуальных.

     Новый этап – 80-90-е гг. XVI в. – проходил под знаком возобновления и подготовки унии. Победа контрреформации в Европе, да и сами реформационные движения, ослабление православной церкви в ВКЛ, Ливонская война и политика царских властей на временно занятой территории Беларуси в отношении к православной иерархии (полоцкий архиепископ был отправлен в ссылку) подштурхнули значительную часть в сторону унии. 

                  Церковной унии предшествовала идеологическая подготовка со стороны католического духовенства и правительства. В 1577 г. Пётр Скарга издал книгу «О единстве церкви божьей», в которой обосновывал верховенство римского бискупа над всем христианским светом, в том числе и над восточными патриархами. [5,c.20] Отсюда Пётр Сарга выводил идею объединения русской и католической церкви под главенством римского папы. Скарговкие идеи о церковной унии полностью воспроизводили все последующие сторонники униатства. (4) Известно, например, что такой  белорусский патриот, как князь Константин Острожский, когда-то поддерживал идею унии, считая, что она создаст белорусскую государственную религию. Он стал против унии только тогда, когда посмотрел, что уния предлагается совсем для другой цели, что она создаёт мост для перехода с православия в католичество.

    Так кто же хотел заключения церковной унии? Желали Брестской унии верхи православной церкви в Речи Посполитой, особенно недовольные действиями константинопольского патриарха, который в 1589 г. проезжал по территории Речи Посполитой в Москву и с Москвы в связи с объявлением патриархии в России. Стремились к унии и польско-литовские феодалы. В Беларуси мысль об унии возникала у людей, которые думали о прекращении религиозных ссор и о создании белорусской национальной, государственной церкви. На унию они смотрели как на что-то определённое, прочное, а не как на мост для перехода с одной веры в другую. Против унии выступила часть православной шляхты, духовенства и горожан. Разумеется, самую широкую поддержку униатским замыслам оказывала римская курия. [5,c.21] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины принятия Брестской церковной унии.

     Брестская уния 1596г. - акт об организационном объединении католической и православной церквей на территории Речи Поспилитой. Объявлена в октябре 1596 г. на церковном соборе в Бресте, утверждена королём Речи Посполитой Сигизмундом III Вазой. [9,c.98]

       Причины принятия брестской унии:

  • желание иерархии местной православной церкви (во главе с киевским митрополитом) быть независимой от константинопольского патриарха, который определенным образом зависел от турецкого султана;
  • нежелание подчиняться московскому патриарху;
  • свою роль сыграло недовольство приездами и поборами представителей греческой православной церкви, которая платила дань турецкому султану;
  • Брестская уния была попыткой противодействовать  стремлениям русского царя захватить земли Беларуси и Украины, сохранить неприкосновенность владений церкви и имущества. В случае принятия унии такую неприкосновенность гарантировал король Речи Посполитой;
  • православные владыки рассчитывали  получить места в сенате Речи Посполитой наряду с католическими епископами, ликвидировать кризис православной церкви, который обострился в конце XVI в., удержать в лоне церкви верующих, которые начали переходить в протестанство и  католичество. Также православные владыки, завидовавшие положению католических бискупов, мечтали через унию освободиться от вмешательства мирян в церковные дела;
  • римско-католическая церковь и король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза видели в унии возможность для идейного единства духовенства и феодалов ВКЛ при проведении внутренней и внешней политики правящих кругов Речи Посполитой, а также средство для совместной борьбы против Реформации; [9,c.98]
  • польско-литовские феодалы, видя оживлённые отношения восточных патриархов с Москвой, побаивались установления тесных связей между белорусскими православными братствами и московской патриархией. Польско-литовским правительством уния рассматривалась как барьер на  пути воссоединения Белоруссии и России.

          Одним из подтверждений вышесказанного является аргумент луцкого епископа Кирилла Терлецкго Ипатею Потею. Смысл его таков. “Патриархи открыли дорогу в Москву, будут часто туда наезжать для получения подарков от московкого государя,а значит, и нас не минуют и будут хозяйничать в наших епархиях, вот уже и братства устраивают. Польский король даёт уряды до живота,а патриарх за мелкие проступки нас этого может лишить. Не лучше ли отступить от патриархов и до послушенства папежскго приступить, возможно мы даже станем сенаторами”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение унии в Риме и Бресте. Содержание унии.

         Процесс реформирования православной церкви соединялся с одновременными действиями епископов по подготовке унии. 27 июня 1594 г. состоялся съезд епископов, где к ним присоединился епископ Михаил Копыстенский. Тогда же были определены условия объединения с Римом. Более точно про унию было заявлено в декабре 1594 г., во время совещания Кирилла Терлецкого и Ипатия Потея с луцким католическим епископом в его резиденции Торчине возле Луцка.

        В январе 1594 г. был подготовлен ещё один документ – с предшествующими условиями унии, предназначенный Жигимонту III. Православные епископы  обращались к королю с просьбой при заключении унии пожаловать им такие же вольности, которые имело католическое духовенство, и утвердить следующие условия: не нарушать церквей, епископства, церемоний, а также обрядов; придать высшему духовенству место в раде; аннулировать привилегии патриархов братствам. [1,c.533] Епископы выразили желание, чтобы их по старинном обычае посвящал в сан киевский митрополит, а митрополита - епископы с благословения папы, но без всякой платы. Условия унии, что были составлены в Торчине, похожи на условия, что содержал проект Константина Острожского.

         Окончательно концепция унии с Римом была выработана на Брестском соборе в июне 1595 г. Она была сформулирована в 33 пунктах и помещена в документе «Статьи, принадлежащие объединению с Римской церковью ". "Статьи" датированы 11 июня 1595 г. [1,c.534] Содержание их в кратком виде следующее:

  1. Определение компромиссного для обеих церквей символа веры (Святой дух исходит от Бога Отца через Сына).
  2. Сохранение неизменными всех литургий, церемоний и обрядов Восточной церкви, проведение их на церковнославянском языке.
  3. Таинство причастия должно происходить под двумя видами - хлебом и вином.
  4. Сохранение традиционной формы обряда Крещения. 
  5. "О Чистилище не вдаёмся в спор, но мы готовы, чтобы Церковь нас научила".
  6. Введение для униатов нового (григорианского) календаря ("если нельзя применять старый").
  7. Не принуждать к участию в процессии в день Тела Господнего.
  8. Не принуждать к участию в других католических праздниках и церемониях.
  9. Сохранение брака священников.
  10. Назначение на высокие духовные должности только православных «русинов». Король утверждает одного из четырех кандидатов, предложенных духовенством.
  11. Епископы посвящаются митрополитом, а римский папа посвящает только митрополита.
  12. Придание высшему духовенству место в сенате.
  13. Чтобы остаток "народу религии греческой", который позже присоединиться к унии, не упрекал их (епископов).
  14. Чтобы посланники из Греции не имели права отделять униатов от церкви. Запретить выполнять духовные обязанности священникам, которые откажутся подчиняться униатской иерархии.
  15. Запретить переход униатов в католичество. [1,c.535]
  16. Разрешить смешанные браки между католиками и "Русью", однако не принуждать к изменению конфессии.
  17. Возвращение (на определенных условиях) церковных владений, которые противоправно находятся у светских лиц.
  18. После смерти митрополита и епископов до избрания преемников церковными имениями должны распоряжаться не светские чиновники, а крылос.
  19. Архимандриты, игумены, монахи и их монастыри, как и прежде, должны подчиняться своему епископу.
  20. Представительство двух духовных лиц в Трибунале. [1,c.535]
  21. Чтобы духовенство имело те же права, что и католическое - освобождение от налогов. [1,c.535]
  22. Не запрещать звонить в колокола в Великую пятницу.
  23. Не запрещать публично доносить до больных Святые Тайны.
  24. Разрешить в церковные праздники проводить процессии "по-нашему 
    обычаю".
  25. Не обращать церкви и монастыри в костелы.
  26. Если братства согласятся принять унию, то они должны будут подчиняться митрополиту или епископу той епархии, в которой они находятся.
  27. Разрешить учреждать школы и семинарии греческого и славянского языка, а также типографии под надзорам и с разрешения митрополита и епископа.
  28. Светские люди должны поддерживать санкции епископов против духовенства в своих владениях.
  29. Церкви в больших городах должны находиться под юрисдикцией епископов, а не светских властей.
  30. Иерархия церкви и костёла должна признавать права одна другой на отделение.
  31. Когда православные Восточной церкви присоединятся к унии, и с разрешения Вселенской церкви будут внесены изменения в правопорядок и обряды Греческой церкви, чтоб мы участвовали в этом, как люди одной религии. [1,c.536]
  32. Закрыть государственные границы для тех, кто хочет получить в Греции церковные полномочия на юрисдикцию в Киевской митрополии.
  33. «Статьи» должны быть подтверждены папой и королём, чтоб, будучи уверенными в сохранении нашей веры, таинств и церемоний, могли приступать к унии.

     Содержание «Статей» свидетельствует, что их авторы (а исследователи считают, что главным составителем документа был И. Потей) стремились сохранить традиции православной церкви, нормы церковной жизни, надеялись получить те же права, что и католическое духовенство. [1,c.536]

     Перед официальным заключением унии статьи должны были быть подтверждены королём Жигимонтом III и папой Климентом VIII. Были сделаны две версии «Статей»: одна для Жигимонтом III, другая – для папы, которую должны были передать  в Рим. [1,c.536] Вариант, предназначенный для папы содержал, 20 статей. 14 статей, выполнение которых находилось в компетенции государственной власти (статьи 10, 12, 14, 17-21, 25-29, 32), были направлены королю.

    Механизм введения унии был прост: православные владыки должны были признать верховенство римского папы, иначе они не допускались к управлению своими епархиями. [5,c.22]

     На соборе православных епископов в Бресте весной 1595 г. была объявлена декларация о решении заключить союз с католической церковью. Собор 1595 г. уполномочил И. Потея и К. Терлецкого на дальнейшие переговоры с королём и Папой Римским и при достижении соглашения – на проведение акта унии. И. Потей и К. Терлецкий поехали в Рим, где 23 декабря 1595 г. на заседании коллегии кардиналов с участием с Папы Климента VIII была торжественно провозглашена уния. [7,c.118] В честь события была отбита медаль с надписью «Ruthenis receptis» («На склонение русских»), что свидетельствовало о намерении склонить русских людей к католической вере.

         В итоге больших усилий Папы Римского и католического духовенства, а также управления Речи Посполитой окончательное решение о слиянии православной и католической церкви произошло 6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте. [7,c.118] Там, фактически, работало 2 собора: собор сторонников унии и собор её противников. Участники двух соборов ненавидели друг друга. Православные собрались в большем частном доме, так как брестский староста Дмитрий Халецкий велел запечатать соборную церковь святого Николая. Со стороны православных присутствовали: Никифор Фока, экзарх константинопольского патриарха; владыки львовский и перемышльский, Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский; князь Константин Острожский, воевода киевский, староста владимирский и маршалок земли волынской; его сын Александр Острожский, воевода волынский и староста переяславский; православное духовенство и множество православной шляхты. Сторонники унии были представлены митрополитом Киевским и пятью владыками. Кроме них, были послы римского папы Климента VIII: Ян Дмитрий Соликовский, арцыбискуп (архиепископ) львовский; Бернард Мацеевский, бискуп луцкий, и послы королевские: князь Николай Криштоф Радзивилл, воевода Троцкий; Лев Сапега, канцлер литовский; Дмитрий Халецкий, подскарбий литовский. Православная оппозиция объявила импичмент священникам-регенератам и отказалась от церковного объединения. «Соглашение» произошло силой: в дело вмешался польский король, арестовал тех, кто выступал против унии. Королевский универсал 15 октября 1596 г. подтвердил объединение православной и католической церквей.

Информация о работе Брестская церковная уния 1596 г.: цели, содержание, итоги