Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:19, контрольная работа
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека, является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как школа - интернат, детские дома и др., каждые из которых формируют в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.
Введение_________________________________________________________3
1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5
2. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа____________________________________9
3. Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа___________________________________18
4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей______________________________________________21
5. Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей____________________________________29
Заключение_____________________________________________________34
Список литература______________________________________________
Содержание
Введение______________________
1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5
2. Психолого-педагогические
особенности детей, воспитывающихся в
учреждениях интернатного типа__________________________
3. Основные цели
и задачи деятельности социального педагога
учреждениях интернатного типа__________________________
4. Быт воспитательной
организации интернатного типа для детей,
подростков, юношей________________________
5. Жизнедеятельность
воспитательной организации
Заключение____________________
Список литература_____________
Введение
Жизнь и деятельность человека
обусловлены единством и
Современная нестабильность в экономической, политической, духовной жизни российского общества, в целом в стране постоянно меняет систему взаимодействия человека с миром и с самим собой. При этом роль самого человека как субъекта активности постоянно возрастает. Происходящие перемены особенно сильно воздействуют на личность, сознание, поведение детей и подростков, живущих в школах интернатного типа.
На поведение подростков влияют все аспекты ситуации в стране: отсутствие экономической стабильности, безработица, резкое и быстрое имущественное расслоение населения, обострение национальных противоречий, криминализация общества.
. В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению[5].
Следует отметить, что в последние годы проблемы социальной и правовой защиты детей, лишенных родительской заботы, не остаются без внимания государства и общественных учреждений.
В связи с этим встает вопрос об актуальности изучения такой темы, как быт и жизнедеятельность организации ребенка подросткового возраста в школах интернатного типа, роль социальной среды в их развитии и воспитании.
Цель данной работы: рассмотреть быт и жизнедеятельность организации интернатного типа.
1.Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
Государственная система
опеки и воспитания детей, лишенных
родительской заботы представляет собой
систему различных типов
В России учреждений интернатного типа насчитывается около семьсот, а в Костроме и Костромской области их на сегодняшний день чуть больше десятка, а именно:
- никольская специальная
(коррекционная) школа-
- школа-интернат для детей с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата;
- муниципальная средняя
общеобразовательная школа-
- Костромская областная кадетская школа-интернат;
- школа-интернат для детей с нарушением зрения;
- школа-интернат для детей с нарушением слуха;
- санаторно-лесная школа Костромской области;
- вспомогательная школа № 3;
- вспомогательная
- Первомайский детский
дом-интернат для умственно
- детский дом в Костроме № 1;
- специализированный дом ребёнка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики;
- Волжский специальный
(коррекционный) детский дом
- Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Добрый дом»[15].
Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в соответствии с их потребностями нормальные условия для жизни и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного участия во всех сферах жизнедеятельности.
Одним из приоритетных объектов социальной защиты со стороны государства является категория детей, чьи возможности в силу объективных причин - состояния здоровья, психики, отсутствия семейного окружения - весьма ограничены. Статистические данные о состоянии и положении детства в Российской Федерации в последние годы показывают явную динамику ухудшения положения детства в целом и отдельных категорий детей, наиболее уязвимых в социальном плане, таких как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие физические и (или) психические недостатки в развитии.
Главной задачей санаторной
школы-интерната является восстановление
и укрепление здоровья детей в
объединении с
Дом ребенка - детское учреждение для содержания и воспитания детей возрастом от 1 месяца до 3 лет, от которых отказались родители в родильном доме или покинули их на произвол судьбы. Эти дома находятся в ведомстве Министерства охраны здоровья[9].
Детский дом - государственное воспитательное учреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки. Существует 3 типа детских домов: дошкольные - для детей 3-7 лет; школьные - для детей 7-17 лет; смешанного типа для детей дошкольного и школьного возраста[4].
Школа-интернат для детей-сирот - государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей, потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могут воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.
Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии - это общеобразовательное учебное заведение с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.
Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью. Вид помощи зависит от типа приюта.
Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего прихода, а также сроки своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций и тип профессионального обучения определяются организаторами конкретного приюта.
Приют диагностического типа называют место круглосуточного пребывания детей с диагностическими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, убегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта этого типа является диагностика ситуации, в которой находится ребенок, и определения его дальнейшей судьбы. Здесь намечают программу реабилитации и затем отправляют ребенка в реабилитационный приют с целью последующего возвращения в семью, усыновления и т.п. В эти приюты ребенка чаще всего определяют служащие органов опеки, социальные работники, работники интернатного учреждения[11].
Подводя итог, можно сказать, что к учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие, создаваемые в установленном законом порядке.
Виды учреждений для
детей-сирот и детей,
2 Психолого-педагогические
особенности детей,
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психолого-педагогических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в учреждениях данного типа, характерным является то, что у них зачастую наблюдается сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, возникают конфликты во взаимоотношениях со сверстниками[3].
По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового и дальше[3].
Отсутствие для ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально малоразвитым[14].
В исследованиях Н. Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать[14].
Недостаточное развитие контактов со взрослыми, несформированность форм сотрудничества приводят к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии воспитанников учреждений. У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается отсутствие интереса к оценке взрослого, переживания неуспеха в деятельности, потребности в положительной оценке, неумение дифференцировать успешные и неуспешные действия, одобряемые и неодобряемое и неодобряемое поведение.
Нахождение ребенка в учреждении нарушает представления о временных характеристиках становления личности: дети ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. У них проявляются туманные представления о собственной семье. Неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения препятствуют созданию само идентичности. Дети с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее- поступление в школу, учение.
Интеллектуальное развитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью. Оно отличается неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное мышление, наглядно- образное остаются главными. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми. Отклонения в психическом развитии у воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют другой, специфический тип отклонений, по сравнению с тем, который у детей с задержкой психического развития[4].
Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценной семьи: у них сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, возникают конфликты во взаимоотношениях со сверстниками[4].
Информация о работе Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа