Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека, является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как школа - интернат, детские дома и др., каждые из которых формируют в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5
2. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа____________________________________9
3. Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа___________________________________18
4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей______________________________________________21
5. Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей____________________________________29
Заключение_____________________________________________________34
Список литература______________________________________________

Файлы: 1 файл

КАРПОВА ЧИСТОВИК КОНТР.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение_________________________________________________________3

1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5

2. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа____________________________________9

3. Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа___________________________________18

4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей______________________________________________21

5. Жизнедеятельность  воспитательной организации интернатного  типа для детей, подростков, юношей____________________________________29

Заключение_____________________________________________________34

Список литература______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием  биологического и социального факторов. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека, является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как школа - интернат, детские дома и др., каждые из которых формируют в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.

Современная нестабильность в экономической, политической, духовной жизни российского общества, в целом в стране постоянно меняет систему взаимодействия человека с миром и с самим собой. При этом роль самого человека как субъекта активности постоянно возрастает. Происходящие перемены особенно сильно воздействуют на личность, сознание, поведение детей и подростков, живущих в школах интернатного типа.

На поведение подростков влияют все аспекты ситуации в  стране: отсутствие экономической стабильности, безработица, резкое и быстрое имущественное  расслоение населения, обострение национальных противоречий, криминализация общества.

. В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению[5].

Следует отметить, что в  последние годы проблемы социальной и правовой защиты детей, лишенных родительской заботы, не остаются без внимания государства  и общественных учреждений.

В связи с этим встает вопрос об актуальности изучения такой  темы, как быт и жизнедеятельность организации ребенка подросткового возраста в школах интернатного типа, роль социальной среды в их развитии и воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель данной работы: рассмотреть  быт и жизнедеятельность организации интернатного типа.

1.Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа

 

Государственная система  опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет собой  систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные  учреждения смешанного типа, специальные школы-интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты. Каждый тип учреждений рассчитан на определенное количество и возраст детей.

В России учреждений интернатного типа насчитывается около семьсот, а в Костроме и Костромской области их на сегодняшний день чуть больше десятка, а именно:

- никольская специальная  (коррекционная) школа-интернат для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей с  отклонениями в развитии;

- школа-интернат для детей с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата;

- муниципальная средняя  общеобразовательная школа-интернат  № 3;

- Костромская областная  кадетская школа-интернат;

- школа-интернат для детей  с нарушением зрения;

- школа-интернат для детей  с нарушением слуха;

- санаторно-лесная школа  Костромской области;

- вспомогательная школа № 3;

- вспомогательная среднеспециализированная  школа № 1 для обучающихся с отклонениями в развитии, МУ;

- Первомайский детский  дом-интернат для умственно отсталых  детей;

- детский дом в Костроме  № 1;

- специализированный дом  ребёнка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики;

- Волжский специальный  (коррекционный) детский дом для  детей сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, с  ограниченными возможностями здоровья;

- Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Добрый дом»[15].

Социально-правовая защита детства - одно из направлений международной  и российской государственной политики, которое обеспечивает детям в  соответствии с их потребностями  нормальные условия для жизни  и развития, образования, охраны здоровья, защиты чести и достоинства, активного  участия во всех сферах жизнедеятельности.

Одним из приоритетных объектов социальной защиты со стороны государства  является категория детей, чьи возможности  в силу объективных причин - состояния  здоровья, психики, отсутствия семейного  окружения - весьма ограничены. Статистические данные о состоянии и положении  детства в Российской Федерации  в последние годы показывают явную  динамику ухудшения положения детства  в целом и отдельных категорий  детей, наиболее уязвимых в социальном плане, таких как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, имеющие физические и (или) психические  недостатки в развитии.

Главной задачей санаторной школы-интерната является восстановление и укрепление здоровья детей в  объединении с общеобразовательной  подготовкой, предоставлением им квалифицированной  медико-педагогической помощи, их самоопределение. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, находятся в санаторной школе-интернате  на полном государственном содержании соответственно установленным нормам[1].

Дом ребенка - детское учреждение для содержания и воспитания детей возрастом от 1 месяца до 3 лет, от которых отказались родители в родильном доме или покинули их на произвол судьбы. Эти дома находятся в ведомстве Министерства охраны здоровья[9].

Детский дом - государственное воспитательное учреждение для детей- сирот и детей, лишенных родительской опеки. Существует 3 типа детских домов: дошкольные - для детей 3-7 лет; школьные - для детей 7-17 лет; смешанного типа для детей дошкольного и школьного возраста[4].

Школа-интернат для детей-сирот - государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей, потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могут воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.

Специальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии - это общеобразовательное учебное заведение с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование.

Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью. Вид помощи зависит от типа приюта.

Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время  своего прихода, а также сроки  своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся  в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций и  тип профессионального обучения определяются организаторами конкретного  приюта.

Приют диагностического типа называют место круглосуточного  пребывания детей с диагностическими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных  семей, на детей, убегающих из интернатных  учреждений. Основной задачей приюта этого типа является диагностика  ситуации, в которой находится  ребенок, и определения его дальнейшей судьбы. Здесь намечают программу  реабилитации и затем отправляют ребенка в реабилитационный приют с целью последующего возвращения в семью, усыновления и т.п. В эти приюты ребенка чаще всего определяют служащие органов опеки, социальные работники, работники интернатного учреждения[11].

Подводя итог, можно сказать, что к учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие, создаваемые в установленном законом порядке.

 Виды учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, различаются  в зависимости от назначения (образовательные,  воспитательные, смешанные и т.  д.), возраста ребенка и состояния  его здоровья. Они могут быть  государственными (их подавляющее  большинство) и негосударственными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Психолого-педагогические  особенности детей, воспитывающихся  в учреждениях интернатного типа

 

Известно, что дети с раннего  возраста находящиеся в учреждениях  интернатного типа, по ряду существенных психолого-педагогических характеристик  отличаются от детей, воспитывающихся  в семье. Для детей дошкольного  возраста, воспитывающихся в учреждениях  данного типа, характерным является то, что у них зачастую наблюдается  сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков  общения, возникают конфликты во взаимоотношениях со сверстниками[3].

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения  родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют  ряд качественных негативных особенностях, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового и дальше[3].

Отсутствие для ребенка  близкого и значимого взрослого  является предпосылкой развития асоциальных  форм поведения. Дефицит общения  со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально малоразвитым[14].

В исследованиях Н. Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать[14].

Недостаточное развитие контактов  со взрослыми, несформированность форм сотрудничества приводят к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии воспитанников учреждений. У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается отсутствие интереса к оценке взрослого, переживания неуспеха в деятельности, потребности в положительной оценке, неумение дифференцировать успешные и неуспешные действия, одобряемые и неодобряемое и неодобряемое поведение.

Нахождение ребенка в  учреждении нарушает представления  о временных характеристиках  становления личности: дети ничего не знают о себе в прошлом, не видят  своего будущего. У них проявляются  туманные представления о собственной  семье. Неясность в собственном  прошлом и в причинах собственного «социального» осиротения препятствуют созданию само идентичности. Дети с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее- поступление в школу, учение.

Интеллектуальное развитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью. Оно отличается неравномерностью и несбалансированностью  видов мышления. Предметное мышление, наглядно- образное остаются главными. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми. Отклонения в психическом развитии у воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют другой, специфический тип отклонений, по сравнению с тем, который у детей с задержкой психического развития[4].

Таким образом, дети дошкольного  возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценной  семьи: у них сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, возникают  конфликты во взаимоотношениях со сверстниками[4].

Информация о работе Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа