Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:19, контрольная работа
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека, является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как школа - интернат, детские дома и др., каждые из которых формируют в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.
Введение_________________________________________________________3
1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5
2. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа____________________________________9
3. Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа___________________________________18
4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей______________________________________________21
5. Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей____________________________________29
Заключение_____________________________________________________34
Список литература______________________________________________
Дети-дошкольники, переживающие
травматические, стрессовые и кризисные
ситуации, проявляют чувство
Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводят к нарушениям овладения игровой деятельностью. Воспитанники учреждений интернатного типа плохо умеют играть игрушками - быстро ломают, портят и теряют их, примитивно используют их в игре. Основным видом деятельности у них на улице наблюдается беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество ничего неделание[3].
Дети, пришедшие в школу-интернат
или общеобразовательную школу
из дошкольного детского дома, в
большинстве случаев
По данным исследований А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых (1990), дети 7-8 лет, пришедшие из детских домов в школу, не умеют играть ни в сюжетно- ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры – драматизации, в которых дети импровизируют на темы любых книг, мультфильмов, телепередач, Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, не доступны им по выражению и переживанию. В лучшем случае им доступны простейшие игры- манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях в этом возрасте. Которые вряд ли удастся восполнить[14].
Рисунки детей, воспитывающихся вне семьи, отражают влияние деривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем окружающим миром.
Дети из учреждений социально- педагогической поддержки проявляют в младшем школьном возрасте повышенную готовность выполнить любое задание учителя, воспитателя, взрослого. Исполнительность воспитанников облегчает в дальнейшем обучение детей. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из детского дома, интерната.
Приюта, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В то же время исполнительность сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника[4].
Воспитанники учреждений интернатного типа с раннего возраста живут в условиях гиперопеки, дефицита общения со взрослыми чрезмерной заботы со стороны взрослых. Ограниченное, групповое общение детей со взрослыми не предоставляет самостоятельности ребенку.
Дети младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, довольно часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления. Неразвитость само регуляции, умения управлять собой. Все особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и качеством учебной деятельности, ее успешности[13].
Особо следует остановиться на рассмотрении психолого-педагогических особенностях подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Подростки характеризуются
трудностями во взаимоотношениях с
окружающими людьми, поверхностью чувств,
иждивенчеством, привычкой жить по
указке других, сложностью во взаимоотношениях,
нарушениями в сфере
По данным социологических
и психологических
Отсутствие ценностей, принятых
в обществе, – творчество, познание,
активная деятельность в жизни. У
них наблюдается убеждение в
своей ненужности обществу, в невозможности
добиться в жизни чего0то своими
силами, своим умом и талантом, занять
достойное положение среди
Среди ценностей у них на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем- здоровье; но эти ценности представляются им недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источников стресса;
Повышенный уровень
Изменение направленности интересов - свободное времяпровождение (в подъезде, на улице, и др.)[14].
Л.С. Выготский выделил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков. К ним относятся:
Эгоцентрическая динамика –
интерес к собственной
Доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.
Доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, к героизму[13].
Продолжение этих изменений в подростковом возрасте изучает Д.Б. Эльконин, который выделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей, в отношениях со взрослыми, (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов). В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства[14].
По данным А.Л.Лихтарникова,
у подростков, лишенных родительского
попечения, представления о счастливом
человеке и о счастье значительно
отличаются от представлений подростков
из нормальных семей. Наиболее распространенным
мнением подростков группы риска
об основных показателях счастья
является наличие еды, сладостей, игрушек,
подарков, одежды. Обращение к игрушкам,
возможно, позволяет подростку
Переживание одиночества
подростками группы риска наблюдается
у 70%. Выход из состояния одиночества
не видят только один процент, а остальные
видят избавление от него в поиске
друга, обретении семьи, в достижении
компромисса в конфликтных
Дети старшего школьного
возраста, относящиеся к группе риска,
характеризуются особым процессом
социализации. Они проживают, как
правило, большую часть своей
жизни в учреждениях
1. Неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность, недоверие к людям, отстраненность от них.
2. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства.
3. Низкий уровень социального
интеллекта, мешающие понимать
Отсутствие положительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей обусловливают особенности их психического развития, трудности в обучении и воспитании, социализации и личностной зрелости. По мнению Л.С. Выготского, ограниченная возможность осуществлять психолого-педагогическую и коррекционную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, приводят к дезадаптации, и способствует выработке компенсаторных средств. Которые на протяжении всех возрастов могут запускать негативные механизмы, деформирующие личность ребенка[14].
Жизнь ребенка вне семьи
приводит к появлению психического
состояния - психической депривации
(Й.Лангеймер, З.Матейчек) По их мнению,
это состояние возникает в
особых жизненных ситуациях, когда
человеку не предоставляется возможность
удовлетворять некоторые
Воспитание вне семьи
является главной причиной неготовности
к самостоятельной жизни и
порождает проявление личностной депривации,
так как постоянное окружение
большим количеством детей и
взрослых не дает возможности самоидентификации,
осмысления себя и своих проблем,
создает невозможность
Особенность общения со взрослыми, его ограниченность (сотрудники учреждения) приводят к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями других значимых взрослых, своими желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверхностны, мало эмоциональны, что приводит к отсутствию потребности находить близкие отношения со взрослыми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.
В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети мечтают о хорошей работе. Представление о хорошей работе у них особое, так как они представляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег. Поскольку на протяжении воспитания в государственных учреждениях дети практически не имели карманных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Старшеклассники не представляют стоимость реальной жизни [10]. Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении приводят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим.
Недостаточная психолого-педагогическая деятельность по формированию родственных чувств в учреждениях для детей сирот приводит к тому, что после выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что родственники, родители сразу полюбят их. Сами дети мало, что могут предпринять самостоятельно, так как они не знают, как это делать. При получении отдельного жилья дети самостоятельно не могут жить, чаще всего уходят жить к друзьям[9].
Итак, как свидетельствуют
научные исследования (И. В. Дубровина,
М. К. Акимова, Е. М. Борисова), дети, находящиеся
в учреждениях интернатного типа, по ряду
существенных психологических характеристик,
отличаются от детей, воспитывающихся
в семье. [3]. У таких детей, зачастую наблюдается
задержка умственного развития, нарушение
половой идентификации, склонность к наркотикам
и правонарушениям. К тому же у ребенка
недостаточно развиты навыки межличностного
общения, он нервозен, не умеет быть внимателен
к людям, любить и т.д.
В связи с этим детские дома и школы интернаты
должны выполнять не только образовательно-воспитательные
функции, но также способствовать нормальной
социализации личности, ее полноценному
развитию, компенсировать и исправлять
недостатки развития, обеспечивая правовую
и психологическую защищенность воспитанников
и выпускников.
3 Основные цели
и задачи деятельности
Рассмотрим социально-
Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребёнка. Наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом[13].
Следующая задача социального педагога — составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации[13].
Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних текущих задач, но и раскрытия тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности[13].
Информация о работе Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа