Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека, является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как школа - интернат, детские дома и др., каждые из которых формируют в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5
2. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа____________________________________9
3. Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа___________________________________18
4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей______________________________________________21
5. Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей____________________________________29
Заключение_____________________________________________________34
Список литература______________________________________________

Файлы: 1 файл

КАРПОВА ЧИСТОВИК КОНТР.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

В воспитательной организации традиции не сводятся к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как упоминавшие выше ритуал или обычай. Они распространяются на гораздо более широкую область явлений и могут сложиться в различных сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического руководства и т. д. Для них характерны бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни организации; внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению.

Продолжительность той или иной традиции зависит от её поддержания и развития новыми поколениями членов организации. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности в жизни организации, но и слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой в жизни организации.

В воспитательных организациях практикуется самообслуживание – это самостоятельное выполнение необходимых повседневных физических обязанностей по отношению к себе или своему коллективу, систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.

Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и  объективных условий, в которых  она функционирует, а также от возраста воспитанников.

В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание в  чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и инвентаря; участие в организации  приема пищи и в уборке посуды; изготовление наглядных пособий, спортивного  и иного инвентаря, оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.

Важным элементом быта является одежда, т.к. она определяет настроение членов организации и удобство их участия в жизни организации.

В интернатных воспитательных организациях одежда приобретает особую роль, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их физическое и эстетическое развитие.

В некоторых типах воспитательных организаций, например, спортивных, клубных, скаутских и др., одежда (если это форма или ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и символическое (обозначая принадлежность к организации).

Итак, быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей зависит от условий, которые создаются в воспитательных организациях; уклада повседневной жизни; помещения, которое занимает воспитательная организация, насколько предметно-пространственная среда, учитывая возрастные и иные особенности членов организации. Учитывается режим функционирования организации, которая учитывает ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья, целесообразности режима в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации. Точность режима заключается в строгом соблюдении норм времени, пунктуальности выполнения его установлений, что приводит к четкому организованному поведению его членов и своевременному выполнению ими различных дел и обязанностей и т. д.

Сложившиеся в воспитательной организации некоторые традиции, также становятся элементами ее быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей.

 

Жизнедеятельность это бытие, природная функция личности, проявляющаяся как поведение и осуществляющаяся как деятельность среди людей в конкретных условиях и отрезке времени благодаря задаткам и способностям, унаследованным через родителей и развитым в процессе воспитания [12].

Сложившаяся жизнедеятельность  обычно устанавливает состояние  относительного равновесия между человеком, группой, коллективом и средой. (X. И. Лийметс)[7].

Жизнедеятельность воспитательной организации становится условием развития человека постольку, поскольку он может  и стремится реализовать в  ней свою активность, выступая в  качестве субъекта представленных в  конкретной воспитательной организации  сфер жизнедеятельности.

Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков и юношей, зависит от её содержания и включает в себя также ряд сфер:

- общение, в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми;

- познание - активность направлена на познание окружающего мира;

- предметно-практическую деятельность, в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды;

- духовно-практическую деятельность - активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей;

- спорт, где реализуется функционально-органическая активность;

- игру - реализация активности в свободных импровизированных ситуациях.

Ряд потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, дифференциально-групповые и индивидуальные особенности побуждают активность человека. Потребность человека побуждает действовать определенным образом в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.

Насколько будут благоприятны условия для успешной реализации активности в различных сферах жизнедеятельности в том или ином возрасте, особенно значимо для конкретного возрастного этапа, настолько будет определяться развитие человека. В различных жизненных условиях, на каждом возрастном этапе активность человека неравномерна. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.

Реализация активности человека в сфере общения происходит главным образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта же активность реализуется и в других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется и в процессе обучения, и в процессе общения, и в процессе игры и т. д.

В зависимости от типа воспитательной организации та или иная из выделенных сфер может быть содержательной основой  ее жизнедеятельности  или фоном  жизнедеятельности.

Содержание жизнедеятельности "вносится" создателями-руководителями воспитательной организации по-разному (по мнению С. Д. Полякова, можно выделить четыре наиболее типичных варианта)[7].

У каждого руководителя (воспитателя, организатора и т.д.) есть некое нормативное содержание жизнедеятельности в соответствии с функциями той или иной воспитательной организации. Первый вариант – это когда они могут исходить только из норматива и своих предпочтений, игнорируя особенности и интересы тех, чья жизнедеятельность организуется, а вариант второй, когда могут в большей или меньшей степени учитывать интересы и особенности воспитуемых.

Вариант третий – когда при взаимодействии руководителей с воспитуемыми учитываются цели, интересы, формы, ценности обеих сторон, и отрабатывается в этом диалоге содержание жизнедеятельности воспитательной организации.

И четвёртый вариант – когда жизнедеятельность организуется в соответствии с целями, ценностями, интересами последних, а руководители избегают явного предъявления своих целей, ценностей, форм. Какой путь реализует руководитель, во многом зависит от присущего ему стиля руководства.

Стиль руководства – характерная для руководителя система приемов и манера взаимодействия с воспитуемыми.

В первом варианте обычно реализуют  те, кому присущ автократический (самовластный) стиль руководства; во втором - авторитарный (властный) стиль, которому свойственны основные черты автократического; в третьем - демократический стиль руководства; в четвёртом - может быть реализован руководителями, которым свойственны демократический или эгалитарный (равенство между сторонами) стили.

Можно отметит, что в практике довольно часто руководителями реализуются игнорирующий и непоследовательный стили.

Игнорирующий (пренебрегающий) стиль руководства проявляется  в том, что руководитель стремится, как можно меньше вмешиваться  в жизнедеятельность коллектива, практически устраняясь от руководства  им, ограничиваясь формальным выполнением  указаний вышестоящих руководителей.

Непоследовательный стиль  руководства характерен тем, что  руководитель в зависимости от внешних  обстоятельств или собственного эмоционального состояния пытается реализовать любой из описанных  выше стилей.

Стиль руководства определяет, как организуется жизнедеятельность организации, накладывает отпечаток на всю систему взаимодействия руководителя с коллективом и между его членами (в частности на то, как воспринимает руководитель тех, кем он руководит, и как воспринимают они его, как часты его конфликты с коллективом).

Исследования и повседневный опыт показывают, что руководитель обычно последовательно реализует  какой-либо один стиль руководства (в том числе и непоследовательный). «Стиль – это человек», как гласит французская пословица. Он обусловлен рядом объективных и субъективных обстоятельств. К объективным можно  отнести доминирующий стиль воспитания, присущий той или иной культуре (естественно, что в стиле воплощаются имеющиеся  у руководителя осознанные или неосознанные – имплицитные – концепции  личности и воспитания), а также, с некоторой долей условности, стиль руководства, присущий администрации  воспитательной организации. Под субъективными можно понимать характерологические особенности личности руководителя (темперамент, волевые качества, эмоциональность, гибкость и др.), а также такие свойства, как широта общей культуры, толерантность (терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо), особенности отношений к себе и с собой, к миру и с миром[7].

Стиль руководства во многом определяет то, как реализуется управление жизнедеятельностью воспитательной организации  и составляющих ее коллективов, а  также соотношение управления с  самоуправлением и самоорганизацией.

Управление – сознательное использование руководителями власти, имеющихся ресурсов (материальных, организационных, личностных и др.), на научных знаний для получения  результатов, как можно полнее реализующих  задачи и цели социального воспитания.

Следовательно, жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей в сложных современных условиях зависит от квалифицированной помощи руководителей, от её содержания, насколько благоприятны условия для успешной реализации активности в различных сферах, в зависимости от типа воспитательной организации, от стиля руководства.

Только в процессе взаимодействия педагогов и воспитуемых можно успешно решать проблему развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, все выше сказанное  определяет актуальность данной работы, целью которой является быт и жизнедеятельность организации интернатного типа.

Подводя итог, можно сказать, что к учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие, создаваемые в установленном законом порядке.

 Виды учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, различаются  в зависимости от назначения (образовательные,  воспитательные, смешанные и т.  д.), возраста ребенка и состояния  его здоровья. Они могут быть  государственными (их подавляющее  большинство) и негосударственными.

Итак, как свидетельствуют  научные исследования (И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова), дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье[8]. У таких детей, зачастую наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

Цели и задачи социального педагога в учреждениях интернатного типа должны быть, прежде всего, в определении статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптации, реабилитации, интеграции ребенка, представления интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализации воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений.

Итак, быт воспитательной организации интернатного типа для  детей, подростков, юношей зависит от условий, которые создаются в  воспитательных организациях; уклада повседневной жизни; помещения, которое занимает воспитательная организация, насколько предметно-пространственная среда, учитывая возрастные и иные особенности членов организации. Учитывается режим функционирования организации, которая учитывает ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья, целесообразности режима в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации.

Следовательно, жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей в сложных современных условиях зависит от квалифицированной помощи руководителей, от её содержания, насколько благоприятны условия для успешной реализации активности в различных сферах, в зависимости от типа воспитательной организации, от стиля руководства.

Воспитание - основное содержание педагогического процесса, целями которого являются:

Информация о работе Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа