Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:19, контрольная работа
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека, является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как школа - интернат, детские дома и др., каждые из которых формируют в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.
Введение_________________________________________________________3
1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5
2. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа____________________________________9
3. Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа___________________________________18
4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей______________________________________________21
5. Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей____________________________________29
Заключение_____________________________________________________34
Список литература______________________________________________
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов интернатного учреждения. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков[13].
Вместе с психологами
социальный педагог занимается проблемами
профессионального
Еще одна важная задача, которую
выполняет социальный педагог в
интернатном учреждении – представление
интересов ребенка в
Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно - посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения[2].
Таким образом, среди основных целей и задач социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений.
4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей.
Что же такое «быт»? Быт –
сфера внепроизводственно-
Условия, которые создаются в воспитательных организациях, в определенной мере зависят от того, какой быт в них сложился, т. к. он влияет успешность развития человека и меру позитивности его социализации. Структура быта и качественные характеристики его могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека в различных аспектах.
Уклад повседневной жизни входящих в нее людей – есть быт воспитательной организации. Он включает в себя имеющиеся в организации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.
Быт воспитательной организации обусловливается планированием архитектурных особенностей помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической опосредованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.
Помещение воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей должно быть архитектурно спланировано, которое занимает воспитательная организация. Учитывать нужно следующее: функции организации, особенности ее половозрастного состава, климатические условия, этнические традиции; адекватны ли наличные помещения, их размеры и расположение, предусмотрены ли возможности вариативного использования помещений и пр.
Так, в школе уклад жизни связан уже с тем, помещается ли она в одном, да еще и в «унитарном» (без возможности обособления частей) здании или оно представляет собой совокупность связанных или отдельно стоящих блоков, предназначенных для различных возрастных групп и (или) для различных сфер жизнедеятельности (учебный блок, спортивный, клубный и т. п.).
Быт детского дома кардинально зависит от решения архитектурной планировки р его помещений. Помещается ли школа в одном здании, или оно представляет собой совокупность связанных или отдельно стоящих блоков, предназначенных для различных возрастных групп и (или) для различных сфер жизнедеятельности (учебный блок, спортивный, клубный и т. п.).
Здание коридорного
типа, Дом - совокупность относительно
обособленных функциональных
На быт организации влияет предметно-пространственная среда помещений, как минимум, в связи с тремя обстоятельствами.
Во-первых, играет роль наличие
или отсутствие ее дифференцированности
на три вида территорий. Первичные территории
- помещения, которые длительное время
находятся в пользовании первичных коллективов
(комнаты классные, спальные, для занятий
кружков и пр.). Вторичные - те помещения,
которыми все или почти все первичные
коллективы пользуются временно или периодически
(актовый, спортивный залы, бассейн, столовая,
комнаты отдыха и пр.). Специфические территории
- помещения, необходимые для функционирования
всей организации - административно-
Во-вторых, существенно и
то, насколько предметно-
В-третьих, важно, какова мера
благоустроенности и
Архитектурно-планировочное
решение, предметно-пространственная
среда и техническая
Во-первых, исследования М. Хейдметса
и его сотрудников показали, что
в процессе жизнедеятельности групп
- первичных коллективов
Наличие у группы фиксированной
персонифицированной территории играет
определенную роль, как во внутригрупповых,
так и в межгрупповых процессах
взаимодействия. В частности, она
способствует: формированию групповой
идентичности (некоторые исследователи
считают фиксированную
Во-вторых, архитектурно-планировочное решение и пространственная среда помещений влияют на субъективное состояние членов воспитательной организации и на меру их включенности в жизнедеятельность организации. В частности, типичная для воспитательных организаций в нашей стране пространственная стесненность, отсутствие границ группового и персонального пространства дают ряд негативных эффектов: когнитивную перегрузку. Количество информации и мера получаемой стимуляции превосходят способность организма справиться с ними, невозможность, а затем и неспособность контролировать не желаемое общение; уменьшение возможности выбора и свободы действий, а также контроля пространства; возникновение стресса и конфликтов.
В-третьих, роль технической
оснащенности, благоустроенности и
материального оснащения
Уклад жизни во многом определяет временной режим функционирование организации, который учитывает ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья. Также режим выстраивается с учётом определенной продолжительности и чередования различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдыха на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнения правил личной гигиены.
Я. А. Коменский, формулируя
принцип природосообразности
Заключается целесообразность режима в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации. Он обусловливаться типом организации, условиями ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной системой, сложившейся в организации.
Точность режима заключается в строгом соблюдении норм времени, пунктуальности выполнения его установлений, что приводит к четкому организованному поведению его членов и своевременному выполнению ими различных дел и обязанностей и т. д.
Общность режима означает
выполнение его норм и предписаний
всеми членами организации
Установленный режим состоит в точном и конкретном распределении времени в течение дня, недели, месяца и более длительных отрезков времени, при этом создается некоторое постоянство элементов жизни и ритма функционирования организации в целом и ее членов в частности.
В воспитательной организации интернатного типа, учитывая условия жизни и сложившейся в ней воспитательной системы режим должен быть более или менее императивным, жестким или гибким, охватывать большую или меньшую часть жизни членов организации и т. д., определяться целиком организаторами – воспитателями или с привлечением воспитуемых, претерпевать модификации в связи с развитием организации.
Важным элементом быта воспитательной организации интернатного типа является этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. Он включает в себя общие правила дисциплины – учебной, рекреационной, бытовой, нормы обращения ее членов друг с другом, старших с младшими и наоборот, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием, соблюдения и поддержания чистоты и порядка.
В этикет входят те требования внешней культуры человека и нормы, необходимые для нормального функционирования воспитательной организации, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном счете, отдельные характеристики этикета становятся ритуалами, традиционными для конкретной воспитательной организации. Сложившиеся в воспитательной организации некоторые традиции, также становятся элементами ее быта.
Традиция – формы и
установления жизни, идеи, ценности, нормы
поведения, сохраняющиеся в воспитательной
организации в течение
Информация о работе Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа