Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека, является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как школа - интернат, детские дома и др., каждые из которых формируют в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
1. Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа______5
2. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа____________________________________9
3. Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа___________________________________18
4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей______________________________________________21
5. Жизнедеятельность воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей____________________________________29
Заключение_____________________________________________________34
Список литература______________________________________________

Файлы: 1 файл

КАРПОВА ЧИСТОВИК КОНТР.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального  педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов интернатного учреждения. Медицинская  реабилитация полагает проведение комплекса  и лечебных мероприятий. Психологическая  реабилитация связана с проведением  занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском  доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий  по программе общеобразовательной  школы, а также коррекционных  занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков  ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков[13].

Вместе с психологами  социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения  выпускников (беседы о профессиях, экскурсии  на предприятия, беседы о системе  получения профессионального образования  и др.); освоения ими различных  социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих  приспособиться выпускнику к жизни  после выхода из детского дома (Например, проведение бесед на тему «Как подготовиться  к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог  использует для решения этих задач  деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую  выполняет социальный педагог в  интернатном учреждении – представление  интересов ребенка в правозащитных  и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права  воспитанника. Так, социальный педагог  занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание  взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории  детей. Для успешной реализации организационно - посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения[2].

Таким образом, среди основных целей и задач социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка, представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Быт воспитательной организации интернатного типа для детей, подростков, юношей.

 

Что же такое «быт»? Быт – сфера внепроизводственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысли – уклад повседневной жизни[12].

Условия, которые создаются в воспитательных организациях, в определенной мере зависят от того, какой быт в них сложился, т. к. он влияет успешность развития человека и меру позитивности его социализации. Структура быта и качественные характеристики его могут способствовать или препятствовать развитию и самореализации человека в различных аспектах.

Уклад повседневной жизни входящих в нее людей – есть быт воспитательной организации. Он включает в себя имеющиеся в организации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

Быт воспитательной организации  обусловливается планированием архитектурных особенностей помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической опосредованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

Помещение воспитательной организации  интернатного типа для детей, подростков, юношей должно быть архитектурно спланировано, которое занимает воспитательная организация. Учитывать нужно следующее: функции организации, особенности ее половозрастного состава, климатические условия, этнические традиции; адекватны ли наличные помещения, их размеры и расположение, предусмотрены ли возможности вариативного использования помещений и пр.

Так, в школе уклад жизни  связан уже с тем, помещается ли она  в одном, да еще и в «унитарном» (без возможности обособления  частей) здании или оно представляет собой совокупность связанных или  отдельно стоящих блоков, предназначенных  для различных возрастных групп  и (или) для различных сфер жизнедеятельности (учебный блок, спортивный, клубный  и т. п.).

Быт детского дома кардинально  зависит от решения архитектурной планировки р его помещений. Помещается ли школа в одном здании, или оно представляет собой совокупность связанных или отдельно стоящих блоков, предназначенных для различных возрастных групп и (или) для различных сфер жизнедеятельности (учебный блок, спортивный, клубный и т. п.).

 Здание коридорного  типа, Дом - совокупность относительно  обособленных функциональных блоков  и жилья для небольших групп  воспитанников, отдельные коттеджи  для «семей» - это априорно  разные уклады повседневной жизни.

На быт организации влияет предметно-пространственная среда помещений, как минимум, в связи с тремя обстоятельствами.

Во-первых, играет роль наличие  или отсутствие ее дифференцированности на три вида территорий. Первичные территории - помещения, которые длительное время находятся в пользовании первичных коллективов (комнаты классные, спальные, для занятий кружков и пр.). Вторичные - те помещения, которыми все или почти все первичные коллективы пользуются временно или периодически (актовый, спортивный залы, бассейн, столовая, комнаты отдыха и пр.). Специфические территории - помещения, необходимые для функционирования всей организации - административно-хозяйственного, медико-санитарного и другого назначения.

Во-вторых, существенно и  то, насколько предметно-пространственная среда учитывает возрастные и  иные особенности членов организации. Это специфические цветовые решения  интерьера, функциональность набора мебели, адекватность набора мягкого инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и  др.).

В-третьих, важно, какова мера благоустроенности и технической  оснащенности помещений: наличие или  отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, столового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организациях интернатного типа[7].

Архитектурно-планировочное  решение, предметно-пространственная среда и техническая оснащенность помещений воспитательной организации  играют существенную роль в укладе их жизни и в воспитательной эффективности. Можно отметить следующие три обстоятельства.

Во-первых, исследования М. Хейдметса  и его сотрудников показали, что  в процессе жизнедеятельности групп - первичных коллективов объективно возникает явление групповой  персонификации пространства. Признаками персонифицированного группой пространства можно считать стремление отделить его физически (свой класс, своя спальня); стремление отделить его социально, т. е. считать его своим владением; стремление к идентификации с  определенной территорией, что проявляется  в эмоциональном специфическом  отношении к ней как к своей («наш класс», «наш зал» и т.п.).

Наличие у группы фиксированной  персонифицированной территории играет определенную роль, как во внутригрупповых, так и в межгрупповых процессах  взаимодействия. В частности, она  способствует: формированию групповой  идентичности (некоторые исследователи  считают фиксированную территорию основой групповой идентичности); сплоченности группы; росту интенсивности  взаимодействия в первичных коллективах  и между ними; снижению частоты агрессивного поведения внутри первичных коллективов и между ними; более интенсивному использованию вторичных территорий; организации социальных взаимоотношений в группах и между ними.

Во-вторых, архитектурно-планировочное  решение и пространственная среда  помещений влияют на субъективное состояние  членов воспитательной организации  и на меру их включенности в жизнедеятельность  организации. В частности, типичная для воспитательных организаций  в нашей стране пространственная стесненность, отсутствие границ группового и персонального пространства дают ряд негативных эффектов: когнитивную  перегрузку. Количество информации и мера получаемой стимуляции превосходят способность организма справиться с ними, невозможность, а затем и неспособность контролировать не желаемое общение; уменьшение возможности выбора и свободы действий, а также контроля пространства; возникновение стресса и конфликтов.

В-третьих, роль технической  оснащенности, благоустроенности и  материального оснащения помещений, как отмечал А. С. Макаренко, «...имеет  значение не только потому, что она  определяет достаток, удобство жизни  воспитанников, чистоту и порядок, но и потому, что в этой области  воспитываются очень важные навыки, создается более спокойный фон  для психического настроения воспитанников... Поэтому воспитательная часть не должна пренебрегать даже самыми пустячными мелочами в материальном быту коллектива... создавая кодекс внутри коллективных правил, обязанностей и традиций и т. д.»[7].

Уклад жизни во многом определяет временной режим функционирование организации, который учитывает ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья. Также режим выстраивается с учётом определенной продолжительности и чередования различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдыха на свежем воздухе, регулярность приема пищи, выполнения правил личной гигиены.

Я. А. Коменский, формулируя принцип природосообразности воспитания, указывал на большую роль режима в  жизни и эффективности деятельности воспитательных организаций. Вслед  за ним очень многие крупные теоретики  и педагоги – практики уделяли  режиму огромное внимание. В частности, А. С. Макаренко, считая режим воспитательной организации одним из важнейших  средств воспитания, отмечал, что  он должен обладать рядом необходимых  для его эффективности параметров: целесообразностью, точностью, общностью  и определенностью (в той же работе «Методика организации воспитательного  процесса», а также во многих других работах)[7].

Заключается целесообразность режима в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации. Он обусловливаться типом организации, условиями ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной системой, сложившейся в организации.

Точность режима заключается  в строгом соблюдении норм времени, пунктуальности выполнения его установлений, что приводит к четкому организованному поведению его членов и своевременному выполнению ими различных дел и обязанностей и т. д.

Общность режима означает выполнение его норм и предписаний  всеми членами организации определенного  возраста.

Установленный режим состоит в точном и конкретном распределении времени в течение дня, недели, месяца и более длительных отрезков времени, при этом создается некоторое постоянство элементов жизни и ритма функционирования организации в целом и ее членов в частности.

В воспитательной организации интернатного типа, учитывая условия жизни и сложившейся в ней воспитательной системы режим должен быть более или менее императивным, жестким или гибким, охватывать большую или меньшую часть жизни членов организации и т. д., определяться целиком организаторами – воспитателями или с привлечением воспитуемых, претерпевать модификации в связи с развитием организации.

Важным элементом быта воспитательной организации интернатного типа является этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. Он включает в себя общие правила дисциплины – учебной, рекреационной, бытовой, нормы обращения ее членов друг с другом, старших с младшими и наоборот, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием, соблюдения и поддержания чистоты и порядка.

В этикет входят те требования внешней культуры человека и нормы, необходимые для нормального  функционирования воспитательной организации, которые приобретают характер более  или менее строго регламентированного  церемониала и в соблюдении которых  имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном счете, отдельные характеристики этикета  становятся ритуалами, традиционными  для конкретной воспитательной организации. Сложившиеся в воспитательной организации некоторые традиции, также становятся элементами ее быта.

Традиция – формы и  установления жизни, идеи, ценности, нормы  поведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение длительного  времени и передаваемые от одного поколения ее членов последующим[7].

Информация о работе Быт и жизнедеятельность организации интернатного типа