Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Введение
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Выводы
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2. Коррекционная программа
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Однако даже доброкачественная
оборонительная агрессия человека отличается
от таковой у животного. Причину
этого Э.Фромм видит в
1) животное воспринимает
как угрозу только явную
2) человек обладает не
только способностью сам
3) дополнительное усиление
оборонительной агрессии
Важнейшим витальным интересом человека Фромм считает потребность в свободе и рассматривает ее как биологическую реакцию человеческого организма. Под свободой он понимает не отсутствие, каких бы то ни было ограничений; все дело в том, кому это ограничение выгодно – какому-то одному лицу или учреждению, или же оно необходимо для роста и развития самой структуры личности. Опасность лишиться свободы вызывает мощную оборонительную агрессию.
К современным представлениям
психоаналитического подхода
Другая форма агрессии – враждебная деструктивность, т.е. злобное, причиняющее боль окружающим поведение . Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не появляется сразу после рождения. Однако Г. Паренс считает, что механизм ее мобилизации существует с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс). С точки зрения Паренса основной причиной возникновения враждебности в раннем возрасте, а затем перехода ее в ненависть, злость, ярость, является «переживание чрезмерного неудовольствия». Предотвращение подобных переживаний прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка [20].
Фрустрационная теория агрессии была опубликована в 1939 г. группой психологов Йельского университета США во главе с Д. Доллардом и положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот, наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности.
Агрессия в рамках данной теории определяется как «акт, целью которого является вред некоторой личности или объекту», а фрустрация как «условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи» [8].
Утверждение об однозначном отношении между агрессией и фрустрацией вызвало критику, и уже в 1941 г. один из соавторов теории Н. Миллер опубликовал несколько видоизмененную концепцию, сделав допущение, что фрустрация может вызвать множество различных реакций и что агрессивность есть лишь одна из них. Вместо операционной определяемой агрессии он ввел понятие «провокация агрессии», в зависимости от силы, которой агрессия могла быть либо наблюдаемой, либо нет [8].
Значительный вклад в развитие теории фрустрации внесли работы С. Розенцвейга.
В концепции С. Розенцвейга понятие фрустрации разработано наиболее подробно: введено представление о фрустрационной толерантности (устойчивости к фрустраторам, т.е. причинам, вызывающим фрустрацию) и содержательных аспектах реакции человека в условиях фрустрации, а именно, направление агрессии (экстра -, интра-, импунитивных реакциях) и типе реакции (с фиксацией на препятствии, на эго-защите, на удовлетворении потребностей) .
Фрустрационная теория агрессии
получила большое распространение,
потому что являлась единственной общей
теорией агрессии и насилия. Однако
, исключительное внимание к фрустрации
привело к тому, что целый класс
вредных раздражителей был
Среди современных исследователей
агрессивного поведения, продолжающих
разрабатывать фрустрационно - агрессивную
гипотезу, надо отметить Л. Берковица.
Он ввёл новые промежуточные
Таким образом, теория социального научения Л. Берковица сводится к трем основным положениям:
фрустрация не обязательно
реализуется в агрессивных
даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;
выход из фрустирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [8].
В своих более поздних
работах (1983, 1988, 1989) Берковиц пересмотрел
свою оригинальную теорию, перенося акцент
с посылов к агрессии на эмоциональные
и познавательные процессы, тем самым,
подчеркнув, что именно они лежат
в основе взаимосвязи фрустрации
и агрессии. В соответствии с его
моделью образования новых
Одним из наиболее известных представителей поведенческого подхода в изучении агрессивного поведения является А. Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки – акта, доставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую.
А. Басс указал четыре фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:
частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получили много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получили их меньше.
частое достижение успеха агрессией приводит к сильным атакующим привычкам; успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия или достижение вознаграждения), выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию;
культурные и субкультурные нормы, устанавливаемые человеком, могут обеспечить у него развитие агрессивности;
темперамент, а именно, такие его составляющие, как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость.
А. Басс считает, что независимость
имеет отношение к стремлению,
к самоуважению и защите от группового
давления. Для таких индивидов
существует больше раздражителей в
их ежедневных взаимодействиях. Важным
компонентом независимости
Другим известным
Эмоция гнева не является,
по мнению А. Бандуры, ни необходимым, ни
достаточным условием агрессии. Гнев
представляет собой с его точки
зрения всего лишь состояние возбуждения.
Он считает, что всякое эмоциональное
возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой
стимуляции (например, жара, шум и
т.д.), может влиять на интенсивность
агрессивных действий, если только
действие вообще пойдет по пути агрессии.
Ход такого действия не связан с
простым запуском условных реакций,
зависящих от предвосхищаемых последствий
возможных действий, и никакое
состояние эмоционального возбуждения,
никакой побудительный
Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается в том, что человек, ведущий себя подобным образом, легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или частично снимая с себя вину. А. Бандура выделил следующие типичные способы оправдания самими агрессорами своих действий:
сопоставление собственного агрессивного акта с личностными недостатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии, с целью доказательства того, что по сравнению с ними совершенные в отношении его действия не представляются такими ужасными, каким кажутся на первый взгляд;
оправдание агрессии в отношении другого человека какими-либо идеологическими, религиозными или другими соображениями, например, тем, что она совершена из благородных целей;
отрицание своей личной ответственности за совершенный агрессивный акт;
снятие с себя части ответственности за агрессию ссылкой на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершено с другими людьми, под их давлением или под влиянием сложившихся обстоятельств, например, необходимости выполнить чей-либо приказ;
«расчеловечивание» жертвы путем доказательства того, что она якобы заслуживает такого обращения;
постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия [17].
В пользу концепции социального научения, по мнению А.А. Реан [24], говорит то, что наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений.
Гуманистическое направление в психологии, представленное в работах К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла и других, исследует и объясняет проявления агрессии в соответствии со своими основными положениями.
А. Маслоу в своей монографии «Мотивация и личность» дал обстоятельный анализ проблемы, является ли агрессивность инстинктивной. На основании данных зоопсихологии, детской психологии и антропологии он пришел к выводу о необоснованности теорий предопределенности деструктивности (а значит, и агрессивности) природным инстинктом. Маслоу утверждал, что она не инстинкт, но инстинктоидна, т.е. подобна инстинкту, имеет некоторую природную основу .
К. Роджерс [27], рассматривая
человека как изначально конструктивного,
считает, что агрессия и насилие
являются вынужденными ответными действиями
индивида на ограничение его свободы,
возможности выбора. Это ответ
организма на опыт, который был
воспринят как угрожающий, не соответствующий
представлению человека о самом
себе. К. Роджерс пишет: «Я знаю, что
из-за защитных реакций и страха
люди могут вести себя жестоко, незрело,
очень разрушительно, антисоциально,
причинять боль. Однако мой опыт
работы с ними вдохновляет меня и
дает мне силы, так как я все
время убеждаюсь в
Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста