Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Выводы
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2. Коррекционная программа
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 119.38 Кб (Скачать)

Расставание. «Подарим друг другу улыбку».

Этап II. Поведенческий. Реконструктивный.

Занятие 1. Баба-Яга.

Цели: освободить от отрицательных  эмоций; снять агрессивность; формировать  атмосферу положительного принятия детьми друг друга.

Ход занятия.

Часть 1.

Актуализация в персонаже  темного начала.

Беседа.

Ведущий вводит детей в  сказку, где они встречаются с  Бабой-Ягой. Баба-Яга когда злая, пугает детей, наказывает и заставляет делать тяжелую работы, похищает из семьи, коварная.

Разминка.

Ведущий предлагает детям  побыть Бабой-Ягой: улыбнуться, как  она; посердиться, как она; покричать, как она; подышать, как она; пошипеть, как она; посмотреть, как она…

Конкурс.

Ведущий объявляет конкурс  на самую страшную Бабу-Ягу. Побеждает  тот, у кого получается удачнее всех.

Игра «баба-Яга – костяная нога».

По считалке выбирается Баба-Яга. В центре комнаты кладется круг, вырезанный из бумаги. Баба-Яга берет  в руки веточку-помело и становится в центр круга. Дети бегают вокруг круга и дразнят: «Баба-Яга –  костяная нога». С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала народ. Побежала в баньку, испугала зайку». Баба-Яга выпрыгивает из круга на одной ноге и старается  коснуться ребят помелом. Кого коснется, тот замирает на месте. Игра продолжается до тех пор, пока не остановлены все  дети. В роли Бабы-Яги может быть каждый желающий ребенок.

Часть 2.

Актуализация светлого начала в персонаже.

Беседа.

Баба-Яга, когда добрая, помогает )дает советы, указывает дорогу), защищает (дает разные волшебные вещи, которые  оберегают героя), поощряет доброту (награждает добрых, наказывает злых).

Творческая работа.

Ведущий предлагает детям  закрыть глаза и представить  добрую, веселую Бабу-Ягу, с которой  можно подружиться. Затем просит ее нарисовать.

После этого дети садятся  в круг, показывают свои рисунки  и каждый рассказывает о своей  Бабе-Яге.

Ведущий помогает детям вопросами:

Какое настроение у Бабы-Яги? Какой характер?

Как она любит, чтобы ее называли ласково?

Почему ее боятся дети, а  взрослые пугают маленьких бабой-Ягой?

Что может сделать Баба-Яга, чтобы ее полюбили и не боялись?

Часть 3.

Упражнение «Выпекание пряничной  куколки».

Дети решили, что Бабе-Яге  одной одиноко, поэтому захотели сделать ей сюрприз. Выбирают водящего, укладывают его на ковер в центр  круга. Ведущий и дети приступают к «выпеканию». Сначала замешивают тесто – ласково массажируя ребенка. Затем лепят голову – нежные осторожные поглаживания. Ведущий постоянно  вслух приговаривает, какие красивые глазки, ушки, носик получаются, и  приглашает всех детей полюбоваться. Затем также лепятся шея, руки, тело, ноги. Когда куколка будет  вылеплена, дети трижды вдувают в  нее жизнь. Куколка оживает. Вот  теперь Бабе-Яге не будет одиноко. В конце занятия ведущий подводит итог: даже в злой Бабе-Яге мы нашли  что-то доброе, и это помогает ей найти друзей.

Занятие 2. Волк.

Цели. Освободить от отрицательных  эмоций; снять эмоциональное напряжение; развивать доверие и уважение друг к другу; формировать положительную  установку на взаимодействие.

Ход занятия.

Часть 1.

Актуализация у персонажа  темного начала. Ведущий вводит детей  в сказку, где они встречаются  с Волком.

Беседа.

Разминка.

Ведущий объявляет конкурс  на самого страшного Волка.

Подвижная игра «Ловишки» (водящий  – Волк).

Часть 2.

Актуализация у персонажа  светлого начал.

Беседа.

Творческая работа.

Ведущий помогает детям, задавая  вопросы:

Как узнать, что Волк на твоем  рисунке добрый?

Какое у него сейчас настроение?

Что может сделать Волк, чтобы у него было больше друзей?

Что нравится тебе в твоем  Волке?

Часть 3.

Игра «Иван-Царевич и  Серый Волк».

Ведущий предлагает детям  вспомнить сказку про Ивана Царевича и Серого Волка.

«Представьте, как иногда страшно было Ивану Царевичу мчаться  на волке в неведомые страны, но он доверял волку и приобрел с  его помощью счастье».

Дети делятся на пары. Иванам Царевичам завязывают глаза, затем  они встают сзади своих волков и берут их за локти. По команде  ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Иванов, при этом дети могут меняться местами.

Отдых – «Волшебный сон» (саморасслабление).

Подведение итогов.

Подведение итогов проходит по вопросам:

Каким вы считали Волка  до занятия и после?

Как менялись ваши чувства  к нему?

Что понравилось (не понравилось) на занятии?

Занятие 3. Василиса Премудрая.

Цели. Развивать способности  видеть собственные недостатки и  достоинства; учить адекватно оценивать  свое отношение к окружающим и  окружающих к себе.

Ход занятия.

Часть 1.

Характеристика положительных  черт героини.

Беседа.

Василиса Премудрая в  сказках красивая, умная, женственная, сообразительная, умеет разговаривать  с птицами, насекомыми и животными, обладает волшебной силой, может  превращаться в голубку и т.д.

Разминка.

Ведущий предлагает детям  побыть Василисой Премудрой: поговорить, как она, подвигаться, посмеяться, поворчать, попеть.

Ведущий включает музыкальное  сопровождение, и дети по очереди  показывают танец героини.

Игра «Волшебница».

Ведущий выбирает «волшебницу», которая, прикасаясь палочкой к участнику, говорит: «Будь дождем, будь солнцем, будь ветром, будь травинкой и т.д.». Дети изображают, что говорит волшебница. Затем волшебница выбирает того, кто  лучше всех выполнил задание.

Часть 2.

Характеристика отрицательных  черт героини.

Беседа.

Ведущий предлагает представить  ситуацию, когда Василиса Премудрая  злая. Какая она? Конкурс на самую  злую, сердитую, обидчивую Василису.

Упражнение «Смешинка».

Дети превращаются сначала  в злых Василис, затем снова в  добрых и веселых.

Дети садятся в круг. Ведущий говорит: «Крюки, закорюки! Не смеяться, замкните свои щеки! Не улыбаться. Крюк по полям. По всем городам!». Дети жестами и мимикой дразнят  друг друга. Побеждает тот, кто засмеется  последним.

Обсуждение.

В обсуждении обращается внимание на те чувства, которые дети испытали, побывав в роли и доброй, и злой.

Часть 3.

Игра «Узнай по голосу».

Ребята становятся в круг, в центре стоит водящий с завязанными  глазами. Играющие идут по кругу вслед  за водящим, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются  и говорят:

Мы немножко поиграли.

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал – узнай!

Водящий должен назвать имя  того, кто скажет: «Узнай, кто я?». Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Можно  разрешить детям голосом издавать звуки птиц, животных, чтобы усложнить  игру.

Этап III. Обучение конструктивному  решению конфликтов.

Занятие 1. Как научиться  владеть своими чувствами.

Цели. Снять психомышечное  напряжение; развивать у детей  выразительные движения; учить владеть  своими чувствами и устранять  конфликты.

Ход занятия.

Часть 1.

Упражнение «Забавные  человечки».

С помощью этого упражнения происходит двигательная и эмоциональная  разминка.

Упражнение «Передай рядом  сидящему».

Дети в кругу передают друг другу задуманную вещь. Задача передающего – точно показать предмет, а принимающего – угадать  его и либо оставить у себя, либо передать другому ребенку.

Часть 2.

Работа с текстом.

Дети садятся на ковер. Ведущий рассказывает: «У каждого  дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а  ненужные вещи, наоборот, лезут в  руки. Такой дом не может служить  своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться  ими. Другой не может, поэтому чувства  управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много  хлопот».

Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их «доме».

Далее читает детям следующий  рассказ. «Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка  вдруг догадался, что в последней  драке он упал из-за того, что Вовка  подставил ему подножку. Повернулся Толик назад и ударил Вовку  учебником по голове. Учительница  застыдила его. «Но почему? – удивился Толик. – Я ведь его справедливо  ударил».

А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи подавали, что Толику стало радостно и он захохотал на всю столовую да еще соседку Аньку стал щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему?

А как-то получил Толик  сразу две пятерки: по труду и  по физкультуре. Радостный прибежал в палату, да так закричал, что  разбудил ребят, которые уже спали. Воспитательница его застыдила. «Но почему? – грустно подумал  Толик. – Я ничего не понимаю».

Вопросы для обсуждения:

Что сделал Толик и почему его стыдили окружающие?

Что чувствовал Толик перед  тем, как что-то сделать, и что  потом, когда его стыдили?

Был ли Толик хозяином своих  чувств, умел ли владеть ими?

Вспомните ситуации, когда  ваше неумение владеть своими чувствами  мешало окружающим и приводило к  серьезным конфликтам?

Далее ведущий показывает детям некоторые простейшие способы  владения своими чувствами, рассказывает сказку, дает три сказочных совета, которые помогли Ивану. «Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на мать сыру землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала. Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху или цветочек махонький – чувство наружу не выпускай. Третий – вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал. Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать – смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор».

Ведущий поясняет секрет: необходимо свое внимание перевести на что-нибудь другое, то есть «остыть». Далее с  помощью упражнений дети тренируются  владеть своими чувствами.

Упражнение «Хочу».

Ведущий кончиком карандаша  очень медленно рисует в воздухе  какую-либо букву. Дети должны угадать  букву, а угадав, не закричать тут  же правильный ответ, а преодолеть свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды  и прошептать ответ.

Часть 3.

Этюд «На берегу моря».

Подведение итогов.

Подведение итогов проходит по вопросам:

О чем говорили на занятии?

Какие три совета нужно  помнить, чтобы владеть своими чувствами? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

Занятие 2. Встань на его место.

Цели. Продолжать тренировать  умение владеть своими чувствами, обучать  умению принимать во внимание чувства  другого человека в конфликтных  ситуациях; активизировать речевые  высказывания детей.

Ход занятия.

Часть 1.

Упражнение «А-а-ах».

Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в  соответствии с поднятием руки усиливают  громкость звука «ах», с тем  чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким  совместным «ах» и мгновенно замолчать.

Этюд «Игра в снежки».

Работа с текстом.

Ведущий с помощью рассказа подводит детей к тому, что непонимание  людьми чувств друг друга может привести к конфликту.

«Миша был очень высоким  и добрым мальчиком, но, к сожалению, он часто трусил. И вот пришло время идти в детский сад, он очень  боялся, что ребята будут его обижать. Может быть, поэтому, когда он первый раз вошел в группу, ему показалось, что ребята как-то странно на него смотрят и сейчас бить будут. Сжав кулаки, он приготовился обороняться. Ребята, увидев, что вошел высоченный мальчишка со сжатыми кулаками, решили, что он хочет драться. Поэтому собрались вместе и отлупили Мишу».

Вопросы для обсуждения.

Что чувствовал в этой ситуации Миша? А что – ребята?

Почему произошла драка?

Как можно было избежать драки?

Легко ли определить состояние  другого человека?

После обсуждения ведущий  читает второй рассказ. «Оставшись как-то одна дома, Маша решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила ее любимую  чашку. Очень ей стало стыдно и  маму жалко. Расстроилась Маша, забилась в угол между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Машу, раскричалась: «Не  стыдно тебе? Мало того, что чашку  разбила, так еще прячешься, уходишь  от ответа». Расплакалась тут Маша, а мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалко!».

Вопросы для обсуждения:

Почему мама не поняла Машу?

Какие ошибки они допустили?

Как им лучше было бы поступить  в этой ситуации?

Придумайте хорошее окончание  к этому рассказу.

Упражнение «Угадай чувства  героя».

Ведущий раздает карточки, на которых описана ситуация. Дети должны дописать пропущенные слова.

Когда ребенок падает и  разбивает коленку, он чувствует…, его мама чувствует…

Когда ребенок получает плохую оценку, он чувствует…, его мама чувствует…, учительница чувствует… .

Когда ребята не хотят играть с малышом, он чувствует… .

Когда девочка ложится  спать, она чувствует… .

Когда ребенка несправедливо  наказывают, он чувствует… .

Когда девочка солгала  маме, она чувствует…, мама чувствует… .

Игра «Встань на его (ее) место».

Ведущий задает ситуации, в  которых один из героев необоснованно  обижает другого. Для каждой ситуации выбирается водящий, который играет роль обижаемого ребенка или взрослого. В центре круга ставится пустой стул для обидчика. Дети по очереди садятся  на этот стул и от первого лица (обидчика) рассказывают о чувствах таким образом, чтобы объяснить причину своих действий . Игра заканчивается на том участнике, который сумеет так представить свои чувства, что водящий (обиженный) перестанет обижаться и сообщит об этом группе.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста