Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Введение
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Выводы
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2. Коррекционная программа
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания — эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т. д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествам и ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», то есть плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают черты, с которыми родитель неосознанно борется.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания — противоречивый тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцисй другого.
Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. В подобных условиях воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него наповоду.
Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга.
Сдвиг в установках родителей
по отношению к ребенку в
Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще; «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В. то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположны/! перекос с выраженной aim (феминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».
2.2 Анализ результатов исследования
Первым этапом диагностической работы явилось выявление детей с выраженными агрессивными тенденциями в поведении.
По результатам анализа
теста «Несуществующее
вербальная агрессия выявлена у 24 детей, что составляет 88,9%;
защитно-ответная у 8 детей, что составляет 29,6%;
агрессивная защита от людей, обладающих властью, авторитетом, выявлено у 3 детей, 11% испытуемых;
пониженный эмоциональный фон – 70% испытуемых.
Таким образом, по результатам данной методики наиболее преобладает вербальная форма агрессии, наименее выражена защитно-ответная, что отражено на рисунке 1
Для уточнения и расширения представлений об особенностях личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению детей мы использовали тест «Руки Вагнера» . Результаты исследований по тесту «Руки Вагнера» отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Частота встречаемости исследуемых категорий.
агрессия |
указание |
страх |
коммуникация |
эмоциональность |
зависимость |
демонстративность |
активная безличность |
пассивная безличность |
увечье |
49% |
15% |
4% |
7% |
0% |
28% |
26% |
22% |
0% |
1% |
Таким образом, в ответах испытуемых преобладают ответы по категории агрессивности 49%; отсутствуют ответы по категориям «Эмоциональность» и «Пассивная безличность». Основные тенденции активности испытуемых представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Профиль основных тенденций активности исследуемой группы детей.
Проведенный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
значительное превышение
агрессивных ответов при
высокий балл по категории «Зависимость» свидетельствует о неумении самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию, о потребности в заботе и защите, неспособности к эффективному взаимодействию;
снижение ответов по категории
«Коммуникативность» позволяет
предположить о несформированности
коммуникативных навыков и
отсутствие ответов по
категории «Эмоциональность»
повышение ответов по категории
«Демонстративность» может
отсутствие ответов по категории «Пассивная безличность» дает основания полагать, что лишь немногие внешние стимулы являются нейтральными, а повышенная чувствительность к внешним стимулам может выражаться в неадекватных агрессивных реакциях.
Таким образом, на основании данных выводов, можно предположить, что дети из данной выборки отличаются плохой приспособляемостью, низкой адекватностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пониженным эмоциональным фоном.
Сравнительный анализ полученных
данных по результатам «Теста руки
Вагнера», «Несуществующего животного»,
позволяет сделать вывод, что
для данной группы испытуемых характерными
проявлениями являются следующие черты:
неадекватное эмоциональное отреагирование;
неуверенность в себе, в своих
силах; плохая приспособляемость; низкая
адаптивность; повышенная конфликтность;
неспособность к
Полученные данные по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) приведены нами в таблице 3.
Таким образом, вербальная форма агрессии у детей дошкольного возраста встречается в семьях с такими нарушениями воспитания детей, как гипопротекция, гиперпротекция, потворствование, игнорирование потребности ребенка, воспитательная неуверенность родителей, вынесение конфликта между супругами.
Защитно-ответная форма агрессии встречается в семьях с такими нарушениями в семейном воспитании, как вынесение конфликта между супругами, воспитательная неуверенность родителей, чрезмерность требований, гиперпротекция.
Агрессивная защита от людей, обладающих авторитетом, властью встречается при следующих нарушениях в семейном воспитании: строгость наказаний, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Таблица 3.
Частота встречаемости нарушений в семейном воспитании
Типы нарушений в семейном воспитании |
Название шкалы |
Кол-во человек |
% соотношение |
Гиперпротекция |
Г + |
4 |
14,8 |
Гипопротекция |
Г - |
4 |
14,8 |
Потворствование |
У + |
3 |
11,1 |
Игнорирование потребностей |
У - |
3 |
11,1 |
Чрезмерность требований, обязанностей |
Т + |
5 |
18,5 |
Воспитательная неуверенность |
ВН |
6 |
22.2 |
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания |
ВК |
7 |
25,4 |
Чрезмерность санкций |
С + |
2 |
7,4 |
Мы понимаем семейное воспитание более узко и сводим его к типам взаимодействия.
В результате исследования нами были выявлены следующие типы семейного взаимодействия, влияющего на агрессивное поведение дошкольников.
I тип семейного взаимодействия
-- «деструктивный» (25 % испытуемых).
Отношения между родителями
Детям, в свою очередь, демонстрируются
негативные эмоции (злость, раздражение),
вслух выражается разочарование, недовольство
характером, внешностью, интеллектуальными
способностями. Замечания делаются
на повышенных тонах, в оскорбительных
выражениях. При этом вспышки гнева,
бурные выражения антипатии зачастую
сменяются столь же бурным раскаянием,
задабриванием. Особенностью семейной
дисфункции по признаку выражения эмоций
являлась их чрезмерность и недостаток
эмпатии. Воспитательная позиция родителей
отличается непоследовательностью: отцом
и матерью могут отдаваться противоположные
распоряжения, устанавливаться запреты,
немедленно отменяемые другим родителем.
Столь же противоречива реакция
родителей на проступки или недостаточные
успехи взрослеющего ребенка. Функции
нормативного контроля осуществляются
родителями с той же склонностью
впадать в крайности. Родительские
представления и ожидания противоречили
реальности: желание видеть потомка
самостоятельным расходилось с
его фактической
Никаких попыток восстановления социального статуса ребенка не предпринимается. Отказ воспринимать факт психической болезни ребенка приводит к несвоевременному обращению за специализированной помощью.
Данный тип семейных взаимоотношений
свойственен тем семьям, где дети
имеют ярко выраженные черты: неадекватное
эмоциональное отреагирование; неуверенность
в себе, в своих силах; плохая приспособляемость;
низкая адаптивность; повышенная конфликтность;
неспособность к
II тип семейного взаимодействия
—”конструктивный” (30 % родителей).
Родители проявляют
Эти родители считают воспитание
ребенка своей основной функцией,
главным смыслом существования.
Воспитательная позиция по контрасту
с таковой, полной противоречий в
семьях с “деструктивным” типом
взаимодействия отличалась последовательностью
и состояла в безусловно положительном
отношении к ребенку, а оказываемая
эффективная опека могла
Данный тип семейных взаимоотношений присущ всем семьям детей, чья агрессивность выражена слабо.
III тип семейного взаимодействия
— “смешанный” (45 % испытуемых -
родителей). Семейное взаимодействие
в этих случаях включает черты
как “деструктивного”, так и
“конструктивного” типов. При
этом отец и мать нередко
являются носителями
Данный тип взаимоотношений
свойственен как семьям детей, чьи
личностные качества, такие как неадекватное
эмоциональное отреагирование; неуверенность
в себе, в своих силах; плохая приспособляемость;
низкая адаптивность; повышенная конфликтность;
неспособность к
Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста