Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Выводы
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2. Коррекционная программа
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 119.38 Кб (Скачать)

Основная тема гуманистической  психологии – это использование  внутреннего опыта для исследования и изменения личности. Стремление к актуализации является основным в  поведении человека. Оптимально актуализируясь, человек полноценно и насыщенно  живет в каждый момент своей жизни. Согласно К. Роджерсу, человек с самого рождения испытывает необходимость  в принятии себя, что означает, безусловно, положительное отношение к нему, признание его индивидуальности. Причем необходимо безусловное принятие человека, как другими, так и им самим. Безусловное принятие себя означает принятие всех своих качеств как нормальных независимо от оценки других. Если же человек ориентирован только на мнения других, он испытывает напряженность, тревогу, беспокойство по поводу подобных оценок. Он стремится оправдать их ожидания и требования, поэтому он уже несвободен, ограничен в возможностях выбора действий. Таким образом, агрессия является результатом конфликта между собственными ценностями личности и внешними ценностями (нарушение конгруэнтности). К. Роджерс считает: «Если мы способны освободить индивида от защитных реакций, открыть его восприятие, как для широкого круга своих собственных нужд, так и для требований окружения и общества, можно верить, что его последующие действия будут положительными, созидательными, продвигающими его вперед. Нет необходимости говорить, кто будет его социализировать, так как одна из его собственных очень глубоких потребностей – это потребность в отношениях с другими, в общении. По мере того, как он будет все более становиться самим собой, он будет в большей мере социализирован – в соответствии с реальностью. Нет необходимости говорить о том, кто должен сдерживать его агрессивные импульсы, так как по мере его открытости всем своим импульсам его потребности в принятии и отдаче любви будут такими же сильными, как и его импульс ударить или схватить для себя. Он будет агрессивен в ситуациях, где на самом деле должна быть использована агрессия, но у него не будет неудержимо растущей потребности в агрессии» [27].

Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия (применение силы) словесных оскорблений  и запугивания оппонента до косвенных  попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека известным проявлением агрессии, переходящее в болезненное состояние, не поддающееся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые  одними участниками группового конфликта  интерпретируются как проявление агрессии, а другими – как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей.

В первую очередь нужно  разделить преднамеренную и непреднамеренную агрессию. Ярким примером непреднамеренной агрессии может служить случайное  ранение человека при проверке оружия или непроизвольном выстреле [33].

Исходя из того, является ли агрессия реакцией на фрустрацию или  нет, следует различать реактивную и враждебную (или спонтанную) агрессию. Если первая является ответом на враждебность, то вторая возникает из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с  кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.

Реактивная агрессия наблюдается  в двух проявлениях: как экспрессивная  и импульсивная (аффективная). Экспрессивная  агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно  подвергается нападению. Типичным примером могут служить взрывы упрямства  маленьких детей. Когда действие не подконтрольно субъекту и протекает  по типу аффекта, говорят об импульсивной агрессии.

Очень важно отличать от перечисленных  форм агрессии так называемую инструментальную агрессию. Она всегда направлена на достижение цели нейтрального характера, а сама агрессия при этом используется лишь в качестве средства достижения этой цели (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита  и т.д.). В свою очередь, инструментальную агрессию подразделяют ни индивидуально  и социально мотивированную. Можно  говорить также о своекорыстной  и бескорыстной, антисоциальной и  просоциальной агрессии. Примерами могут служить варианты поведения людей в случаях, связанных с потерянным кошельком. Возможно физическое столкновение человека с другим, оказавшимся нечестным нашедшим кошелек человеком, ради того, чтобы вернуть кошелек хозяину (просоциальная инструментальная агрессия). Во втором случае он отбирает кошелек и оставляет его себе (антисоциальная инструментальная агрессия). В третьем – ударяет присвоившего кошелек человека, побуждаемый моральным негодованием (враждебная агрессия ) [14]. Разделение это не является объективным и отражает точку зрения действующего субъекта, его жертвы или стороннего наблюдателя. Причем то, что жертве или стороннему наблюдателю показалось бы антисоциальным, субъект действия может считать просоциальным.

Помимо этого, возможны еще  и другие подразделения агрессии, например, можно говорить об открытой или замаскированной, интравраждебной  или экстравраждебной агрессии [14].

Кроме представленной классификации  часто используется классификация  категорий агрессии, предложенная А. Бассом. По его мнению, агрессивные  действия можно описать на основании  трех шкал: физическая – вербальная; активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые  попадает большинство агрессивных  действий [14].

1.Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная агрессия –  под этим термином понимают  как агрессию, которая окольными  путями направлена на другое  лицо (сплетни, злобные шутки), так  и агрессию, которая ни на кого  не направлена, - взрывы ярости,проявляющиеся  в крике, топании ногами, битьё  кулаками по столу. Эти взрывы  характеризуются ненаправленностью  и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению  – готовность к проявлению  при малейшем возбуждении вспыльчивости,  резкости, грубости.

4. Негативизм - оппозиционная  мера поведения, обычно направленная  против авторитета или руководства;  это поведение может нарастать  от пассивного сопротивления  до активной борьбы против  установившихся законов и обычаев.

5. Обида - зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством  горечи, гнева на весь мир за  действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность –  недоверие и осторожность по  отношению к людям, основанные  на убеждении, что окружающие  намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия  – выражение негативных чувств  как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание  словесных ответов (угроза, проклятье,  ругань).

8. Чувство вины – эта  категория выражает степень убеждения  человека в том, что он является  плохим человеком, совершающим  неправильные поступки и наличие  у него угрызений совести.

Э. Фромм разработал свою классификацию форм агрессии [33]. Все  виды агрессивного поведения он делит  на два типа: агрессию доброкачественную  и злокачественную или деструктивность.

Доброкачественная агрессия, в свою очередь, делится на псевдоагрессию и оборонительную агрессию. Под псевдоагрессией  Фромм понимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения».

Сюда относятся преднамеренная агрессия, игровая агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия уже обсуждалась выше. Игровая  агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой  разрушительной цели и никаких отрицательных  мотиваций. Агрессия как самоутверждение  является важнейшим видом псевдоагрессии. Она направлена на достижение цели и необходима в любой профессиональной деятельности. Без нее невозможна творческая активность. Установлено, что  тот, кто беспрепятственно может  реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это  качество целеустремленной наступательности.

Оборонительная агрессия включает в себя инструментальную, конформистскую, реакцию защиты вытесненных  влечений и фантазий, реакцию на угрозу нарциссизму и защиту свободы.

Злокачественную агрессию или  деструктивность Э. Фромм разделяет  на кажущуюся деструктивность, спонтанную деструктивность и деструктивный  характер.

Кажущаяся деструктивность  не обусловлена страстью к разрушению, хотя и приводит к деструктивным  действиям. Сюда относятся религиозные  ритуальные кровопролития, истинный смысл  которых укрепление жизни в результате культовых или магических действий.

Спонтанные формы деструктивности  – это отмщение, экстатическая  деструктивность и поклонение деструктивности.

1.2 Взаимосвязь семейного  воспитания и возрастных особенностей  агрессивного поведения у детей  дошкольного возраста

Одной из главных функций  семьи является воспитание детей. Семья  призвана обеспечить правильную организацию  жизни ребёнка. Именно эта роль делает семью необходимым звеном комплексного подхода к воспитательной работе.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она  с раннего детства направляет сознание, волю, чувства детей. Под  руководством родителей ребёнок  приобретает свой жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют  след на всю жизнь человека. Детские  переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в  области подсознательной. Человек  может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его  поступки.

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального  общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств  растущего человека.

Одна из причин влияния  семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни . Их ребёнок получает в семье, на их основе формируется характер.

Сила семьи в том, что  её влияние осуществляется постоянно, длительное время и в самых  различных условиях и ситуациях. Привычки, сложившиеся в семье, так  сильны, что, даже осознавая порой  их отрицательное влияние, человек  не может от них освободиться.

Главная особенность семейного  воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и  ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребёнка  к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений. Сила влияния родителей – в вере в них ребёнка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Дети желают быть похожими на своих родителей и бессознательно им подражают. Это желание делает пример родителей сильнейшей движущей силой семейного воспитания. Ничто не действует на детей так разительно, как сила примера родителей. Образ жизни родителей – основа их авторитета у детей. Требования к детям не должны расходиться с собственным поведением. Все действия родителей находятся под постоянным, непосредственным контролем детей. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их анализировать своё собственное поведение при детях.

Основные изменения в  личности ребенка с середины дошкольного  возраста группируются в сфере социальных отношений и основной причиной этого, является расширение социальных связей ребенка с миром, обогащение опыта  его общения с близкими взрослыми  за счет контактов с ровесниками  и посторонними людьми. Социальная сфера ребенка становится объектом его целенаправленного познания. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения этой сферы, ориентация в ней и вызывает к  жизни такого рода деятельность, в  которой ребенок может реализовать  свою общественную сущность – это  реальное ролевое поведение.

Предметная деятельность утрачивает свое значение для ребенка, перестает быть той сферой, в которой  он стремился утвердить себя. Ребенок  начинает оценивать себя не столько  с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем  или иным достижением.

По мнению Т.В. Ермоловой  механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребенка  к себе и к своим действиям, является смена формы общения  с окружающим. Ближе к концу  дошкольного возраста общение детей  со взрослыми обретает внеситуативную личностную форму, максимально приспособленную  к процессу познания себя ребенком в новом социальном качестве. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности ориентируют – дошкольника  на восприятие и оценку окружающих в том же качестве. Периферические области его образа себя «заполняются»  новыми представлениями о себе, проецируемыми  ему извне партнерами по общению. Ближе к 7 годам они смещаются  в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения  и обеспечивают его саморегуляцию  в социальных контактах.

Изменение содержания ядерных  и периферических областей образа себя можно считать собственно моментом перелома, кризиса в ходе личностного  развития ребенка. Это изменение  не может осуществиться как акт  интроспекции, самоанализа, а протекает  с опорой на некую деятельность, в которой проецирует свое я ребенок  и в котором это я не может  выступать объектом оценки других людей. Будучи интериоризованым ребенком, эти  оценки начинают выступать критериями его собственной самооценки. Такого рода деятельностью в конце дошкольного  возраста становится социальное поведение  детей в его ролевой форме.

Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию  в социуме [7].

Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста