Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 01:44, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Введение
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Выводы
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2. Коррекционная программа
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Ситуация 1.
Миша пришел в школу нарядный и радостный – у него сегодня день рождения. При входе в класс он нечаянно задел локтем Васю. Вася рассердился и толкнул Мишу. Миша упал, ударился и порвал рубашку.
Ситуация 2.
На уроке математики дети делали чертеж к задаче. Саша полез в пенал за линейкой, но вспомнил, что на переменке Коля его линейкой запускал бумажные шарики в девчонок и забыл ему ее отдать. Саша тихонечко повернулся к Коле за линейкой. Учительница заметила это и закричала: «Немедленно повернись! Учебные принадлежности надо самому носить, а соседям не мешай. Дневник на стол!». Саша сидел, еле сдерживая слезы.
Часть 3.
Упражнение «Я очень хороший – ты очень хороший».
Детям предлагается повторить слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, громко, очень громко. Ведущий, таким образом, сначала пришептывает, проговаривает, вскрикивает слова «я», «очень», «хороший».
Подведение итогов.
Подведение итогов проходит по вопросам:
О чем мы говорили на занятии?
Что значит встать на место другого?
Легко ли понять чувства других людей в ссоре?
Что понравилось (не понравилось) на занятии?
Занятие 3. Путешествие в будущее.
Цели. Способствовать сплочению группы; активизировать речевые высказывания; формировать установку на положительное принятие собственных изменений.
Ход занятия.
Часть 1.
Игра «Путаница».
Часть 2.
Упражнение «Я взрослый».
Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий дает инструкцию. «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают. Эти люди очень-очень вас любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость или искренность, за честность или за что-нибудь еще? Откройте глаза и расскажите друг другу, какими вы станете, когда вырастете, какие ваши качества будут нравиться окружающим».
Дети по очереди рассказывают о себе «взрослом», остальные добавляют «хорошие качества», которыми, по их мнению, будет обладать рассказчик в будущем.
Игра «Мое будущее».
Дети сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию. «Давайте сегодня заглянем в будущем вы многое смогли. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. Пусть каждый из вас по очереди скажет группе, только обязательно громким голосом, о своем самом заветном желании. После слов каждого мы будем хором повторять: «В будущем ты сможешь…». И тогда ваше желание непременно сбудется».
Игра продолжается до тех пор, пока у детей не закончатся желания.
Игра «Маленький принц».
Дети садятся в круг за столы. Ведущий предлагает представить, что у каждого из них есть своя планета, и просит ее нарисовать.
Обсуждение по вопросам:
Какого размера эта планета?
Кто на ней живет?
Какой характер у жителей?
Можно ли добраться на эту планету?
Далее ведущий предлагает положить свою левую ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы, обвести ее контуры карандашом и на каждом пальце написать что-нибудь хорошее о себе от первого лица («я – красивый», «я – добрый», «я – умный» и т.д.). Затем ведущий собирает «ладошки», по очереди читает группе то, что на них написано. Дети догадываются, кому какая лошадка принадлежит.
Часть 3.
Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь».
Отдых.
Дети садятся на ковер, принимают удобную позу, закрывают глаза. Ведущий рассказывает им сон, где они видят себя: любимыми близкими людьми, добрыми, веселыми, сильными, сообразительными, дружными, заботливыми, красивыми и т.д. Ведущий вселяет уверенность в их силы, подчеркивает, что дети стали такими благодаря их встречам на занятиях.
Подведение итогов.
Подведение итогов проходит по вопросам:
Какие ощущения у вас возникли, когда вы были взрослыми?
Сложно ли было заглянуть в свое будущее?
Похожи ли вы в настоящем на себя в будущем?
Что понравилось (не понравилось) на занятии?
Заключение
В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения и влияние семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.
Становление агрессивного поведения
сложный и многогранный процесс,
в котором взаимодействуют
Среди возрастных особенностей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, влияющих на становление и закрепление агрессивного поведения, можно выделить следующие. Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.
Таким образом, семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.
Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась.
Литература
1. Аллан Д. Ландшафт детской души. М., 1997
2. Альманах психологических тестов. М., 1997
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997
4. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. С-П., 1998
5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений . – М.,1999.
6. Дубенко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. Вопросы психологии. № 1 1998
7. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Личностное развитие дошкольника на этапе кризиса 7 лет. Вопр псих. № 1 1999
8. Еникополов С.Н. Дети и психология агрессии. \ Школа здоровья. 1995
9. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте \Вопр.псих., 1993
10. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.. 1986
11. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей.
12. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000
13. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников. Иркутск, 1992
14. Лубовский Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной диагностике. Вопр. псих. № 3 1990
15. Материалы Всероссийской научно-практической конфефренции. Насилие и дети. М., 1994
16. Набор методик для психологического исследования. Канск, 1992
17. Немов Р.С. Психология. СМ., 1994
18. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции А. Фрейд. Российский психоаналитический вестник, 1993-94 № 3-4
19. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений уч-ся. Вопр. псих., 1994
20. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997
21. Психология. Словарь. Под редак. Петровского, М., 1990
22. Психосинтез и др. интегративные техники психотерапии. М., 1997
23. Раттер М. Помощь трудным детям. М..1999
24. Реан А.А. Агрессия личности. Псих. ж-л 1996
25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1996
26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994
27. Роджерс К Консультирование и психотерапия. М., 2000
28. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопр. псих., № 1 1991
29. Семенюк Л.М. Психологические особенности поведения подростков и условия их коррекции. Вопр. псих., 1996
30. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1963
31. Фрейд З. Очерки психоанализа.
32. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М..1994
34. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.1996
35. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.,2003.
36. Черепанова Е.О. Психологический стресс : помоги себе и ребенку. М., 1997
37. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990
38. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия, - СПб.,2000.
39. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1971. - № 4.
40. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996
41. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коорекция и развитие личности. М., 1999
42. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999
43. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. ///Вопросы психологии. 2000. № 2
44. Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Скерия 14. Психология. 1999. № 2 с. 34-35.
45. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997 .
Приложение
Текст опросника для родителей детей от 3 до 10 лет
Уважаемый (ая) ____________________________
Предлагаемый Вам опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера Вы видите в «Бланке для ответов». Читайте по порядку утверждения опросника. Если Вы в целом согласны с каким-то конкретным утверждением, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер этого утверждеия. Если не согласны – зачеркните этот номер. Если Вам трудно сформулировать свое отношение, то возле номера вопроса на «Бланке» поставьте вопросительный знак.
В этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Поэтому отвечайте так, как Вы сами думаете. Не спешите. Желаем успеха!
1. Все, что я делаю,
я делаю ради моего сына (дочери).
2. У меня часто не хватает
времени позаниматься с сыном
(дочерью) - пообщаться, поиграть. 3. Мне
приходиться разрешать моему
ребенку такие вещи, которые не
разрешают другие родители. 4. Не
люблю, когда сын (дочь) приходят
ко мне с вопросами. Лучше,
чтобы догадался сам (сама). 5. Наш
ребенок имеет больше
Бланк для регистрации ответов родителей
Номера ответов |
Шкала |
ДЗ |
1 21 41 61 81 2 22 42 62 82 3 23 43 63 83 4 24 44 64 84 5 25 45 65 85 6 26 46 66 86 7 27 47 67 87 8 28 48 68 88 9 29 49 69 89 10 30 50 70 90 11 31 51 71 91 12 32 52 72 92 13 33 53 73 93 14 34 54 74 94 15 35 55 75 95 16 36 56 76 96 17 37 57 77 97 18 38 58 78 98 19 39 59 79 99 20 40 60 80 100 |
Г+ Г- У+ У- Т+ Т- З+ З- С+ С- Н РРЧ ПЛК ВН ФУ НРЧ ПНК ВК ПМК ПЖК |
7 8 6 4 4 4 4 3 4 4 5 6 4 4 6 7 4 4 4 4 |
101 107 113 119 125 102 108 114 120 126 103 109 115 121 127 104 110 116 122 128 105 111 117 123 129 106 112 118 124 130 |
Г+ Г- У+ РРЧ ФУ НРЧ |
Ваши фамилия имя отчество_____
Фамилия, имя Вашего ребенка_______________________
Возраст ребенка _________________
Кто заполнял: отец, мать, другой
воспитатель ______________________________
Текст опросника ОРО
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка
Мне кажется, что поведение
моего ребенка значительно
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неопрятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевтельское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добъется в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает все дурное как губка.
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
Я люблю. Когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своем ребенке.
К моему ребенку «липнет» все дурное.
Мой ребенок не добъется успеха в жизни.
Когда в компании накомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
Я жалею своего ребенка.
Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста