ведение в установленном порядке
учета налогоплательщиков;
проведение разъяснительной
работы по применению законодательства
о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых
актов, бесплатное информирование
налогоплательщиков о действующих налогах
и сборах, разъяснение порядка заполнения
отчетности и исчисления и уплаты налогов
и сборов;
осуществление возврата или
зачета излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
соблюдение налоговой тайны;
направление налогоплательщику
или налоговому агенту копии акта налоговой
проверки и решения налогового органа,
а также налогового уведомления и требования
об уплате налога и сбора.
Министерство РФ по налогам
и сборам и его территориальные органы
ведут единый государственный реестр
налогоплательщиков. Правила его ведения
утверждены постановлением Правительства
РФ от 10 марта 1999 г.
При выявлении обстоятельств,
позволяющих предполагать совершение
преступления в области налогообложения,
налоговые органы обязаны в десятидневный
срок направить материалы в органы налоговой
полиции (ст. 32 НК РФ).
Налоговые органы вправе:
) требовать в соответствии
с законодательством о налогах
и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового
агента документы по формам
и (или) форматам в электронном
виде, служащие основаниями
для исчисления и уплаты (удержания
и перечисления) налогов, сборов, а
также документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления)
налогов, сборов;
) проводить налоговые
проверки в порядке, установленном
Налоговым Кодексом РФ;
) производить выемку документов
у налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента
при проведении налоговых проверок
в случаях, когда есть достаточные
основания полагать, что эти документы
будут уничтожены, сокрыты, изменены
или заменены;
) вызывать на основании
письменного уведомления в налоговые
органы налогоплательщиков, плательщиков
сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи
с уплатой (удержанием и перечислением)
ими налогов и сборов либо
в связи с налоговой проверкой,
;
) приостанавливать операции
по счетам налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента
в банках и налагать арест
на имущество налогоплательщика,
;
) осматривать любые используемые
налогоплательщиком для извлечения
дохода либо связанные с содержанием
объектов налогообложения независимо
от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику
имущества ;
) требовать от налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых
агентов, их представителей устранения
выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах и контролировать
выполнение указанных требований;
) взыскивать недоимки, а
также пени, проценты и штрафы
в случаях и порядке, которые
установлены НК РФ;
) требовать от банков
документы, подтверждающие факт
списания со счетов налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового
агента и с корреспондентских
счетов банков сумм налогов, сборов,
пеней и штрафов и перечисления
этих сумм в бюджетную систему
Российской Федерации;
) привлекать для проведения
налогового контроля специалистов,
экспертов и переводчиков;
) вызывать в качестве
свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения
налогового контроля;
) заявлять ходатайства
об аннулировании или о приостановлении
действия выданных юридическим
и физическим лицам лицензий
на право осуществления определенных
видов деятельности;
) предъявлять в суды
общей юрисдикции или арбитражные
суды иски (заявления):
13. Исполнение
обязанности по уплате налогов
и сборов.
Основная обязанность налогоплательщика — уплачивать законно установленные
налоги. Обязанность по уплате налога
считается исполненной налогоплательщиком
с момента предъявления в банк поручения
на уплату соответствующего налога при
наличии достаточного остатка на счете
налогоплательщика. В случае если налогоплательщик
имеет неисполненные требования к счету
и не имеет достаточных денежных средств
для удовлетворения всех требований, а
также в случае отзыва платежного поручения,
налог не признается уплаченным.
Неисполнение обязанности по
уплате налога в установленный срок является
основанием для применения мер принудительного
исполнения по уплате налога.
Взыскание производится по
решению налогового органа путем направления
в банк инкассового поручения (распоряжения)
на списание денежных средств со счетов
(валютных, рублевых) налогоплательщика
или налогового агента. Инкассовое поручение
на перечисление налога с рублевых счетов
должно быть исполнено банком не позднее
одного операционного дня, следующего
за днем получения распоряжения, а с валютных
счетов — не позднее двух операционных
дней.
При недостаточности или отсутствии
денежных средств на счетах налогоплательщика
поручение налогового органа на перечисление
налогов и сборов исполняется по мере
поступления денежных средств на эти счета.
При недостаточности или отсутствии денежных
средств на счетах и при отсутствии информации
о счетах налоговый орган вправе взыскать
налог за счет иного имущества налогоплательщика.
Взыскание налога за счет имущества
производится по решению руководителя
налогового органа. В течение трехдневного
срока с момента вынесения такого решения
судебному приставу направляется постановление
о взыскании налога за счет имущества.
Постановление исполняется в двухмесячный
срок последовательно в отношении:
наличных денежных средств;
имущества, не участвующего
в производстве продукции (ценных бумаг,
валютных ценностей, непроизводственных
помещений и т. п.);
сырья и материалов, предназначенных
для непосредственного участия в производстве,
а также станков, оборудования, зданий,
сооружений и других основных средств;
имущества, переданного по договору
во владение, пользование или распоряжение
другим лицам без перехода к ним права
собственности на это имущество;
Обязанность по уплате налога
считается выполненной с момента реализации
имущества налогоплательщика и погашения
задолженности за счет вырученных сумм.
Если физическое лицо признано
судом безвестно отсутствующим, то имуществом
отсутствующего управляет лицо, уполномоченное
органом опеки и попечительства. Оно же
обязано уплатить всю неуплаченную сумму
налогов и сборов (пеней, штрафов) безвестно
отсутствующего лица.
Если физическое лицо признано
судом недееспособным, то обязанность
по уплате налогов и сборов исполняется
опекуном за счет денежных средств этого
недееспособного лица.
В целях снижения задолженности
перед бюджетами всех уровней коммерческих
банков, а также их клиентов был принят
комплекс законодательных мер по обеспечению
поступления налоговых платежей в бюджетную
систему. Так, банки несут ответственность
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
поручений налогоплательщика в соответствующие
бюджеты, а также решений налогового органа
о взыскании налога за счет денежных средств
налогоплательщика. А неоднократное нарушение
банками обязанностей в течение одного
календарного года является основанием
для обращения налогового органа в Банк
России с ходатайством об аннулировании
лицензии на осуществление банковской
деятельности. Действующим законодательством
предусмотрены следующие способы обеспечения
исполнения обязанностей по уплате налогов
и сборов (табл. 5).
14. Изменение срока
уплаты налога и сбора, а также
пени.
1. Изменением срока уплаты
налога и сбора признается
перенос установленного срока
уплаты налога и сбора на
более поздний срок.
2. Изменение срока уплаты
налога и сбора допускается
в порядке, установленном настоящей
главой.
Срок уплаты налога и (или) сбора
может быть изменен в отношении всей подлежащей
уплате суммы налога и (или) сбора либо
ее части (далее в настоящей главе - сумма
задолженности) с начислением процентов
на сумму задолженности, если иное не предусмотрено
настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной
пошлины осуществляется с учетом особенностей,
предусмотренных главой 25.3 настоящего
Кодекса.
3. Изменение срока уплаты
налога и сбора осуществляется
в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного
налогового кредита.
3.1. Лицо, претендующее на
изменение срока уплаты налога
и (или) сбора (далее в настоящей
главе - заинтересованное лицо), вправе
подать заявление о предоставлении
отсрочки или рассрочки и (или)
заявление о предоставлении инвестиционного
налогового кредита.
При рассмотрении заявления
заинтересованного лица о предоставлении
ему отсрочки или рассрочки по уплате
налога и (или) сбора и заявления о предоставлении
инвестиционного налогового кредита орган,
уполномоченный принимать решения об
изменении сроков уплаты налогов и сборов,
вправе предложить указанному лицу предусмотренные
настоящей главой иные условия предоставления
отсрочки или рассрочки по уплате налога
и (или) сбора и инвестиционного налогового
кредита, которые принимаются по согласованию
с заинтересованным лицом.
4. Изменение срока уплаты
налога и сбора не отменяет
существующей и не создает
новой обязанности по уплате
налога и сбора.
5. Изменение срока уплаты
налога и сбора может быть
по решению органов, указанных
в статье 63 настоящего Кодекса, обеспечено
залогом имущества в соответствии
со статьей 73 настоящего Кодекса,
поручительством либо банковской
гарантией, если иное не предусмотрено
настоящей главой.
6. Изменение срока уплаты
налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами, производится
в порядке, предусмотренном настоящей
главой.
Положения настоящей главы
применяются также при предоставлении
отсрочки или рассрочки по уплате пени
и штрафа.
8. Изменение срока уплаты
налога и сбора, а также пени
и штрафа налоговыми органами
осуществляется в порядке, определяемом
федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным по контролю
и надзору в области налогов
и сборов.
9. Действие настоящей
главы не распространяется на
налоговых агентов.
15. Порядок и
условия предоставления, отсрочки
или рассрочки по уплате налога
и сбора, прекращение их действия
Отсрочка (рассрочка) по уплате налога —
изменение срока уплаты налога при наличии
оснований, предусмотренных ст.
64 НК, на срок от одного до шести месяцев соответственно
с единовременной или поэтапной уплатой
налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога
могут быть предоставлены заинтересованному
лицу по одному или нескольким налогам
при наличии хотя бы одного из следующих
оснований:
причинения этому лицу ущерба
в результате стихийного бедствия, технологической
катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой
силы;
задержки этому лицу финансирования
из бюджета или оплаты выполненного этим
лицом государственного заказа;
угрозы банкротства этого лица
в случае единовременной выплаты им налога;
если имущественное положение
физического лица исключает возможность
единовременной уплаты налога;
если производство и (или) реализация
товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный
характер (перечень отраслей и видов деятельности,
имеющих сезонный характер, утвержден
постановлением Правительства РФ от 6
апреля 1999 г. № 382);
иных оснований, предусмотренных
Таможенным кодексом РФ в отношении налогов,
подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу РФ.
Если отсрочка или рассрочка по уплате
налога предоставлена по основаниям 3),
4) или 5), на сумму задолженности начисляются
проценты исходя из ставки, равной одной
второй ставки рефинансирования ЦБ РФ,
действовавшей за период отсрочки или
рассрочки, если иное не предусмотрено
таможенным законодательством РФ в отношении
налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу РФ.
Если отсрочка или рассрочка по уплате
налогов предоставлена по основаниям
1) или 2), на сумму задолженности проценты
не начисляются.
Заявление о предоставлении отсрочки
или рассрочки по уплате налога с указанием
оснований подается в соответствующий
уполномоченный орган.