Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие налога и сбора. Элементы налога.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве ϲобϲтвенноϲти, хозяйϲтвенного ведения или оперативного управления денежных ϲредϲтв в целях финанϲового обеϲпечения деятельноϲти гоϲударϲтва и (или) мун. образований.

Файлы: 1 файл

NALOGOVOE.docx

— 136.58 Кб (Скачать)

5) принцип законности - является  наиболее универсальным принципом, в нем обозначены формальные  основания, необходимые для признания  налогов и сборов законно установленными. Права и свободы человека и  гражданина определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления;

6) принцип точности или ясности (понятности), определенности (непротиворечивости) формулировок актов налогового  законодательства. Плательщик налога  не должен нести ответственность  из-за возможного двойного толкования  правовых норм, устанавливающих  его обязанности по уплате  налога, и все сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах толкуются в пользу  плательщика налога.

Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемых запретов). Среди них выделим следующие:

1) запрет на введение налога  без закона;

2) запрет двойного взимания налога;

3) запрет налогообложения факторов  производства;

4) запрет необоснованной налоговой  дискриминации.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предмет и  метод налогового права. Система  налогового права.

Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением.

Следовательно, система налогового права — это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой.

Налоговое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налогово-правовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.

Метод налогового права

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования.

Метод - совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых интересов.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, административно-командный), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений.

Следовательно, налоговое право — это подотрасль финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предмет налогового права

― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

  • по установлению налогов и сборов;

  • по введению налогов и сборов;

  • по взиманию налогов;

  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

  • возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

  • возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

 

 

 

 

6. Понятие и  виды источников налогового права.

Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания налогового права.

Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система таких источников выглядит так:

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Специальное налоговое  законодательство (в НК РФ оно  именуется законодательством о  налогах и сборах), которое, в свою  очередь, включает в себя следующие  элементы:

 

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), которое составляют:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • иные федеральные законы о налогах и сборах;

б) региональное законодательство о налогах и сборах:

  • законы субъектов Российской Федерации;
  • иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.


 

3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие  нормы налогового права);

4. Подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборами:

а) акты органов общей компетенции:

  • указы Президента Российской Федерации;

  • постановления Правительства Российской Федерации;

  • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

  • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

б) акты органов специальной компетенции:

  • ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

5. Решения Конституционного  Суда РФ.

6.Нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

7. Система налогов  и сборов в Российской Федерации.

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. 

2. Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены настоящим Кодексом  и обязательны к уплате на  всей территории Российской Федерации,   

3. Региональными налогами признаются  налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и законами субъектов  Российской Федерации о налогах  и обязательны к уплате на  территориях соответствующих субъектов  Российской Федерации,  . 

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. 

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

  

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

  

4. Местными налогами признаются  налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований о  налогах и обязательны к уплате  на территориях соответствующих  муниципальных образований,  . 

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

 

 

 Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. 

5. Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются  настоящим Кодексом. 

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги  и сборы, не предусмотренные настоящим  Кодексом. 

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. 

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов,  

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

  

К федеральным налогам и сборам относятся:  

1) налог на добавленную стоимость; 

2) акцизы; 

3) налог на доходы физических лиц;

  

5) налог на прибыль организаций; 

6) налог на добычу полезных ископаемых;

  

8) водный налог; 

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;  

10) государственная пошлина. 

Статья 14. Региональные налоги

  

К региональным налогам относятся: 

1) налог на имущество организаций; 

2) налог на игорный бизнес; 

3) транспортный налог. 

Статья 15. Местные налоги

  

К местным налогам относятся: 

1) земельный налог; 

2) налог на имущество физических лиц. 

Статья 16. Информация о налогах

  

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

  

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов 

1. Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены  налогоплательщики и элементы  налогообложения, а именно:

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"