Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие налога и сбора. Элементы налога.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве ϲобϲтвенноϲти, хозяйϲтвенного ведения или оперативного управления денежных ϲредϲтв в целях финанϲового обеϲпечения деятельноϲти гоϲударϲтва и (или) мун. образований.

Файлы: 1 файл

NALOGOVOE.docx

— 136.58 Кб (Скачать)

2.Структура налогового правонарушения:

1)объект правонарушения

2)объективная сторона – деяния

3)субъект

4)субъективная сторона

С элементами состава разобрались

Классификация правонарушений:

1)в зависимости от характера  совершенного деяния:

А)уголовные

Б)административные

2)исходя из направленности деяния:

А)нарушении против системы налогов

Б)против прав и свобод налогоплательщиков

В)против исполнения доходной части бюджета

Г)против контрольных функций налоговых органов

Д)против обязанностей по уплате налогов

Е)против порядка веления бухгалтерского учета отчетности

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Понятие и  особенности налоговых правонарушений.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Для признания нарушения нормы в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) налоговое правонарушение —  это поведенческий акт налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента  или иного обязанного лица. Иными  словами, это деяние, которое может  быть совершено в двух формах: действия или бездействия;

2) налоговое правонарушение —  это противоправное деяние, так  как при его совершении нарушаются  нормы, закрепленные в актах законодательства  о налогах и сборах;

3) налоговое правонарушение —  это виновное деяние;

4) налоговое правонарушение —  это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому  сектору публичных финансов, как  бюджетные доходы;

5) налоговое правонарушение —  наказуемое деяние, так как за  его совершение предусмотрено  применение к виновному лицу  принудительных мер имущественного  характера. Иными словами, налоговое  правонарушение — это основание  для реализации юридической ответственности  в сфере налогообложения.

 

К тому же налоговым правонарушением может признаваться только то деяние, которое совершено лицом, способным нести налоговую ответственность.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента.

Объект налогового правонарушения — это те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

Субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившее такие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Для того, чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупности обязательных признаков, указанных в ст. 107 НК РФ.

Объективная сторона налогового правонарушения — представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено.

Субъективная сторона налогового правонарушения образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению к объективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

1) непреодолимая сила (force major), то есть совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

2) невменяемость, то есть совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, налогоплательщиком-физическим  лицом, находившимся в момент  его совершения в состоянии, при  котором это лицо не могло  отдавать себе отчета в своих  действиях или руководить ими  вследствие болезненного состояния;

3) добросовестное заблуждение, то  есть выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам  применения законодательства о  налогах и сборах, данных ему  либо неопределенному кругу лиц  финансовым, налоговым или другим  уполномоченным органом государственной  власти или их должностными  лицами в пределах их компетенции;

4) иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом  или налоговым органом, рассматривающим  дело, исключающими вину лица  в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, ст. 112 НК РФ называет обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Давность привлечения  к ответственности за совершение  налогового правонарушения. Налоговые  санкции. Давность взыскания налоговых  санкций

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

  • Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, которые исчисляются:

  • со дня совершения правонарушения (применяется в отношении правонарушений, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);

  • со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для всех остальных видов правонарушений, предусмотренных в НК).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

  • выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение

 

 

ДАВНОСТЬ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ — налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела

 

 

 

 

30. Понятие налогового  спора, их виды, причины порождающие  данные споры.

Налоговым является только тот спор, который вытекает:

1) из налоговых правоотношений, а именно из отношений по  установлению, взиманию и введению  налогов на территории РФ;

2) из отношений, вытекающих по  поводу осуществления налогового  контроля, включая обжалование этих  действий, а также бездействие  должностных лиц;

3) из отношений вытекающих из  привлечения н/п к ответственности  налоговой.

Во всех иных случаях возникающих между н/п и налоговым органом споры (при нарушении с кассовым оборудованием, при регистрации юр.лиц) данные споры налоговыми НЕ БУДУТ!

Классификация налоговых споров

Налоговые споры можно разделить на несколько групп:

1) по инициатору: налоговые органы (81%), н/п – это споры о взыскании обязат. платежей, санкций, а н/п обращаются с требованием об оспаривании решения н.о., введения обеспечительных мер, возврата из бюджета излишне уплачены сумм.

2) предмет требования:

· Заявление – признание незаконным действием налоговых органов;

· Заявление об оспаривании решения налоговых органов об отказе возврата из бюджета излишне уплаченных сумм;

· Заявление об обеспечительных мерах;

· Заявление об признание незаконного действия налогового органа по результатам проверок;

· Иски об взыскании %-ов за несвоевременный возврат сумм из бюджета.

3) по предмету разногласий между н/п и налоговым органом:

- Споры по вопросам права (разногласия связанные с различными толкованиями или применением норм материального права);

- Споры по вопросам факта ( связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое и косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности н/п, пример: касающихся содержания, сущности и параметров совершенных н/п хоз-ых операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов н/о )

4) процедурные споры: н/п ссылается на допущенные налоговым органом законодательно установленные процедуры проведения налоговых мероприятий налогового контроля и производство по делам о налоговых правонарушений.

На практике обычно споры имеют комбинированный характер.

Налоговые споры рассматриваются в трех системах судебных:

1) Конституционный ;

2) Суд общей юрисдикции;

3) Арбитражный суд.

Защита прав н/п в Конституционном суде осуществляется на основе норм ФКЗ “О Конституционном суде РФ”. В Постановлении Конституционного суда № 16-П от 11.10.91 г. сформулировано впервые легальное определение налога, которое содержится в ст. 8 НК. Налог считается установленным, если определены все элементы налогообложения (впервые на все это указал Конст. суд)

 

 

 

 

31. Защита прав  налогоплательщиков в административном  порядке.

Административный порядок

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплательщику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В зависимости от различий в материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актами РФ предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:

– президентский;

– административный;

– судебный;

– самозащита прав.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере, в частности решения Федеральной службы по финансовым рынкам.

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения в последствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"