- выявление налоговых
правонарушений и налоговых преступлений;
- предупреждение их в
совершении в будущем;
обеспечение неотвратимости
наступления налоговой ответственности.
1. Камеральная налоговая
проверка. Форма налоговой проверки,
не предусматривающая выхода
сотрудников налоговых инспекций
непосредственно на объекты. Проверка
осуществляется в налоговом органе
на основе налоговых деклараций
и документов, представленных налогоплательщиком,
а так же других документов,
имеющихся у налоговой службы.
Она проводится уполномоченными
должностными лицами в соответствии
с их служебными обязанностями
без какого-либо специального
решения руководителя налогового
органа.
Срок проведения камеральной
налоговой проверки ограничен тремя месяцами
со дня представления налоговой декларации
и документов, служащих основанием для
исчисления и уплаты налога. При проведении
контроля налоговый орган вправе истребовать
у налогоплательщика дополнительные сведения,
получить документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты
налогов.
С 1 января 2007 года круг документов,
которые может истребовать налоговая
служба у организации в рамках проверки
её отчетности, ограничен. Дополнительные
сведения и документы должны быть представлены
только в установленных Налоговым кодексом
Российской Федерации.
В ходе камеральной проверки
о выявленных ошибках сообщают налогоплательщику
с требованием представить необходимые
пояснения или внести соответствующие
исправления в установленный срок. По
результатам камеральной проверки и анализа
бухгалтерской отчетности в налоговом
органе составляется акт, согласно которому,
может быть выявлена необходимость проведения
последующей документальной проверки.
25. Выездная налоговая
проверка как форма налогового
контроля
Налоговый контроль – это совокупная
система действий налоговых и иных государственных
органов по надзору за выполнение фискально
обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками,
плательщиками сборов, налоговыми агентами,
кредитными организациями) норм налогового
законодательства РФ. Порядок осуществления
налогового контроля, формы его проведения,
а также права и обязанности участников
мероприятий налогового контроля,
регулируются положениями гл.14 НК РФ.
Налоговый контроль направлен
на обеспечение правильного исчисления,
своевременного и полного влияния налогов
и сборов в бюджет (государственные внебюджетные
фонды.
Целями мероприятий налогового
контроля являются:
- выявление налоговых
правонарушений и налоговых преступлений;
- предупреждение их в
совершении в будущем;
обеспечение неотвратимости
наступления налоговой ответственности.
2. Выездная налоговая
проверка. Форма налоговой проверки,
осуществляемая уполномоченными
должностными лицами налоговых
органов непосредственно на предприятиях
и в организациях. Основанием
для ее проведения является
решение руководителя налогового
органа. Предмет проверки – правильность
исчисления и своевременность
уплаты налогов.
Данный вид проверки, производимый
в отношении одного налогоплательщика,
может осуществляться по одному или нескольким
налогам. Нельзя проводить две и более
проверки по одним и тем же налогам за
один и тот же период. Выездная налоговая
проверка охватывает период, не превышающий
трех календарных лет, предшествующих
году, в котором вынесено решение о ее
проведении. Установлена продолжительность
проверки не более двух месяцев. Законодательством
предусмотрена повторная налоговая проверка,
проводимая независимо от времени проведения
предыдущей проверки по тем же налогам
и за тот же год. Она может проводится:
1) вышестоящим налоговым
органом – в порядке контроля
деятельности ранее проверяющего
органа
2) тем же налоговым
органом на основании решения
его руководителя – в случае
представления налогоплательщиком
уточненной налоговой декларации,
в которой указана сумма налога
в размере, меньшем ранее заявленного.
Срок выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения
решения о назначении проверки
и до дня составления справки
проведенной проверки. В последний
день проведения проверки проверяющий
обязан составить справку и
вручить её налогоплательщику19.
26. Вынесение решения
по результатам рассмотрения
материалов налоговой проверки.
Порядок обжалования решения
налогового органа о привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения или
решения об отказе в привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения
Порядок рассмотрения дел о
налоговых правонарушениях
Дела о выявленных в ходе камеральной
или выездной налоговой проверки налоговых
правонарушениях рассматриваются в порядке,
предусмотренном ст.101 НК РФ.
В настоящее время арбитражные суды
перегружены делами по налоговым спорам,
в результате чего сроки рассмотрения
затягиваются и, в целях снижения нагрузки
на судей, законодатель предоставил налогоплательщику
возможность отстаивания его законных
прав без обращения к судебной
При рассмотрении
материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой
проверки и иные материалы налогового
контроля, письменные возражения налогоплательщика
(отсутствие письменных возражений не
лишает налогоплательщика права давать
пояснения), исследуются представленные
доказательства, в том числе документы,
ранее истребованные у налогоплательщика,
документы, имеющиеся у налогового органа.
Не допускается использование доказательств,
полученных с нарушением НК РФ. Если документы
(информация) о деятельности налогоплательщика
были представлены налогоплательщиком
в налоговый орган с нарушением сроков,
установленных НК РФ, то полученные налоговым
органом документы (информация) не будут
считаться полученными с нарушениями.
В ходе рассмотрения может быть принято
решение о привлечении в случае необходимости
к участию в этом рассмотрении свидетеля,
эксперта, специалиста.
В ходе рассмотрения материалов налоговой
проверки руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа:
1) устанавливает, совершало
ли лицо, в отношении которого
был составлен акт налоговой
проверки, нарушение законодательства
о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют
ли выявленные нарушения состав
налогового правонарушения;
3) устанавливает, имеются
ли основания для привлечения
лица к ответственности за
совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства,
исключающие вину лица в совершении
налогового правонарушения, либо
обстоятельства, смягчающие или
отягчающие ответственность за
совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов
налоговой проверки руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа выносит
решение:
1) о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении
к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Решение (о привлечении к налоговой ответственности
или об отказе в таком привлечении)выносится
руководителем налогового органа в течение
10 рабочих дней со дня окончания срока
для подачи налогоплательщиком возражений,
причем срок для принятия решения может
быть продлен, но не более чем на один месяц.
В решении о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
излагаются обстоятельства совершенного
привлекаемым к ответственности лицом
налогового правонарушения так, как они
установлены проведенной проверкой, со
ссылкой на документы и иные сведения,
подтверждающие указанные обстоятельства,
доводы, приводимые лицом, в отношении
которого проводилась проверка, в свою
защиту, и результаты проверки этих доводов,
решение о привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности за конкретные
налоговые правонарушения с указанием
статей НК РФ, предусматривающих данные
правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
указываются размер выявленной недоимки
и соответствующих пеней, а также подлежащий
уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
излагаются обстоятельства, послужившие
основанием для такого отказа. В решении
об отказе в привлечении к ответственности
за налоговые правонарушения могут быть
указаны размер недоимки, если эта недоимка
была выявлена в ходе проверки, и сумма
соответствующих пеней.
В решении о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения либо
в решении об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
указываются срок, в течение которого
лицо, в отношении которого вынесено решение,
вправе обжаловать указанное решение,
порядок обжалования решения в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу), а также наименование органа, его
место нахождения, другие необходимые
сведения.
Решение о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения и
решение об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
вступают в силу по истечении 10 дней со
дня вручения лицу (его представителю),
в отношении которого было вынесено соответствующее
решение. При этом соответствующее решение
должно быть вручено в течение пяти дней
после дня его вынесения.
27. Понятие и
виды юридической ответственности
за нарушение налогового законодательства.
1.Юридическая ответственность
– применение к лицу, совершившему
правонарушение, мер принуждения
в установленном для этого
процессуальном порядке.
В зависисости от вида ответственности
санкции могут состоять в следующем:
1)уплате штрафа
2)лишении свободы
3)ограничение свобады
4)аресте
5)лишение права заниматься определенной
деятельностью или занимать определенные
должность
Юридическая ответственность может возникать
как административная, так и уголовная.
Административная ответственность
К разновидностям административной ответственности
присущи следующие признаки:
1)адм ответственность – мера государственного
воздействия (принуждения)
2)наступает при совершении правонарушения
и наличии вины
3)состоит в применении к правонарушителю
определенных санкций
4)санкции строго определены
законом
Н.п.а.: КоАП, ПИКоАП.
Субъекты – физ. лица и юр. лица.
Нарушения налогового законодательства:
1)нарушение сроков подачи заявления
о постановке на учет в налоговый
орган
2)осуществление деятельности организациями
без постановки на учет в
налоговый орган
3)нарушение плательщиком установленного
срока предоставления в налоговый
орган информации об открытии
(закрытии) счета в банке
4)нарушение срока предоставления
налоговой декларации
5)нарушение порядка открытия
счета плательщику
6)неуплата или не полная уплата
плательщиком налогов, сборов, пошлин
и т.д.
Административное взыскание может быть
наложено в следующие сроки (ст.7.6 КоАП):
1)за совершение разового правонарушения
– не позднее 2 месяцев со дня
его совершения
2)за совершение длящегося правонарушения
– в течении 2 месяцев с момента
его обнаружения или окончания
3)за совершение правонарушения
в области финансов, рынка ценных
бумаг, банковской и предпринимательской
деятельности, против порядка налогообложения
и иных правонарушений, выразившихся
в неисполнении или ненадлежащем
исполнении актов законодательства
Органы, ведущие адм процесс:
1)налоговый орган (д.л.)
2)от имени налогового органа
вправе рассматривать дела министр
по налогам и сборам и его
зам., начальник инспекции по налогам
и сборам и его зам.
При рассмотрении дел от адм правонарушениях,
руководитель налогового органа обязан
выяснить:
1)было ли фактически совершено
правонарушение
2)виновно ли конкретное физ.
или юр. лицо в совершении правонарушения
3)подлежат ли фактической ответственности
другие физ. и юр. лица
4)наличие отягчающих и смягчающих
обстоятельств
5)наличие вреда и т.д.
По результатам рассмотрения
дела, руководитель налогового органа
выносит постановление.
При одновременном рассмотрении
налоговым органом нескольких протоколов,
составленных в отношении одного юр.лица,
по каждому протоколу выносится отдельное
постановление о наложении административного
взыскания.
Постановление о наложении
адм взыскания объявляется немедленно
по окончании рассмотрении дела, копия
постановления под роспись вручается
лицу, в отношении которого оно вынесено.
В случаи отсутствия лица при рассмотрении
дела, копия высылается заказным письмом
в течении 3 суток.
Постановление о наложении
адм взыскания подлежит исполнению после
вступления его в законную силу.
Уголовная ответственность
К подследственности органов финансовых
расследований относится:
1)об осуществлении незаконной
предпринимательской деятельности
2)о причинении ущерба в крупном
или особо крупном размере
в результате уклонения от
уплаты сумм налогов, сборов, пошлин
путем сокрытия, умышленного занижения
налоговой базы, уклонение от
предоставления налоговой декларации
или внесения в нее заведомо
ложных сведений
Решение и материалы проверки за подписью
начальника налогового органа или его
зам. Направляются в орган финансовых
расследований с сопроводительным письмом,
в котором указывается:
1)наименование проверяемого юр.
лица
2)юридический адрес
3)характер выявленных нарушений
4)какие требования законодательства
не были соблюдены
5)должность, ФИО лица, действия
которого повлекло нарушение
или несоблюдение законодательства
К письму прилагаются объяснения лиц
по факты выявленных нарушений.
По мотивированному запросу
органов финанс расследований налоговый
орган обязан в 5дневный срок предоставить
имеющиеся дополнительные материалы.
При обнаружении налоговым органом фактов,
указывающих на признаки преступлений,
отнесенных законодательством к подследственности
органов финансовых расследований по
вопросам, не относящихся к компетенции
налоговых органов и в силу этого не подлежащих
указанию в акте проверки, то налоговый
орган направляет в орган финансовых расследований
сообщение о преступлении в письменной
форме.