объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при
установлении налога в акте
законодательства о налогах и
сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания
для их использования налогоплательщиком.
3. При установлении сборов определяются
их плательщики и элементы
обложения применительно к конкретным
сборам.
Статья 18. Специальные налоговые режимы
1. Специальные налоговые режимы
устанавливаются настоящим Кодексом
и применяются в случаях и
порядке, которые предусмотрены
настоящим Кодексом и иными
актами законодательства о налогах
и сборах.
Специальные налоговые режимы могут
предусматривать особый порядок определения
элементов налогообложения, а также освобождение
от обязанности по уплате отдельных налогов
и сборов, предусмотренных статьями
13
- 15 настоящего Кодекса.
2. К специальным налоговым режимам
относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная
система налогообложения;
3) система налогообложения в
виде единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности;
4) система налогообложения при
выполнении соглашений
о разделе продукции;
5) патентная
система налогообложения.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
8. Действие актов
законодательства о налогах и
сборах во времени, пространстве
и по кругу лиц.
Действие актов законодательства
во времени. В соответствии со ст. 5 НК РФ
существуют следующие группы законодательных
актов:
1) Федеральные законы, изменяющие
НК РФ в части введения новых
налогов и сборов, и акты законодательства
субъектов РФ и законодательства
органов местного самоуправления,
вводящие налоги и (или) сборы, вступают
в силу не ранее 1 января года, следующего
за годом их принятия, но не ранее 1 месяца
со дня их опубликования;
2) акты законодательства
о налогах и сборах, устанавливающие
новые налоги и (или) сборы, повышающие
налоговые ставки, размеры сборов,
устанавливающие или отягчающие
ответственность за нарушение
законодательства о налогах и
сборах, устанавливающие новые обязанности
или иным образом ухудшающие
положение налогоплательщиков (плательщиков
сборов), а также иных участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, обратной
силы не имеют;
3) акты законодательства
о налогах и сборах, устраняющие
или смягчающие ответственность
за нарушение законодательства
о налогах и сборах либо
устанавливающие дополнительные
гарантии защиты прав налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых
агентов, их представителей, имеют
обратную силу;
4) акты законодательства
о налогах и сборах, отменяющие
налоги и (или) сборы, снижающие размеры
ставок налогов (сборов), устраняющие
обязанности налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей
или иным образом улучшающие
их положение, могут иметь обратную
силу, если прямо предусматривают
это.
По срокам действия различаются:
1) акты, временные рамки
которых оговариваются заранее
и определяется точное число
окончания действия;
2) акты, юридический срок
действия которых имеет бессрочный
характер и которые теряют
юридическую силу в связи с
принятием нового нормативно-правового
акта.
Действие актов законодательства
в пространстве и по кругу лиц.
Нормы налогового законодательства
обладают юридической силой на всей территории
РФ.
Нормы законодательства о налогах
и сборах субъектов РФ обладают юридической
силой
в рамках территории субъекта
РФ, соответственно нормы налогового законодательства,
принятые органами местного
самоуправления, обладают юридической
силой на территории всего муниципалитета.
Действие актов законодательства
о налогах и сборах по кругу лиц.
Данный принцип является действующим
в отношении субъектов налогового права,
которые в НК РФ именуются участниками
налоговых отношений:
1) налогоплательщики;
2) налоговые агенты;
3) налоговые органы;
4) таможенные органы;
5) государственные органы
исполнительной власти и исполнительные
органы местного
самоуправления, другие уполномоченные
ими органы, должностные лица и организации;
6) органы государственных
внебюджетных фондов (ст. 9 НК РФ).
9. Субъекты налоговых
правоотношений. Содержание налоговых
правоотношений.
Налоговое правоотношение —
вид финансового правоотношения, т. е.
общественное финансовое отношение, урегулированное
нормами подотрасли (раздела) финансового
права — налоговым правом, субъекты которого
наделяются определенными правами и обязанностями,
возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение,
как и любое другое правоотношение, состоит
из следующих элементов: субъектов, объекта
и содержания.
Субъекты налоговых правоотношений
В налоговых правоотношениях
участвуют различные субъекты: налогоплательщики
(юридические и физические лица), органы
Министерства по налогам и сборам, федеральные
органы налоговой полиции, кредитные организации.
В налоговых отношениях в определенных
случаях участвуют и другие субъекты,
например, работодатели (юридические лица
и предприниматели, действующие без образования
юридического лица) при перечислении налогов,
взимаемых с заработной платы своих сотрудников.
Объектом налогового правоотношения
является то, по поводу чего возникает
данное правоотношение — обязательный
безвозмездный платеж (взнос), размер которого
определяется в соответствии с установленными
налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения,
как и любого другого правоотношения,
раскрывается через права и обязанности
субъектов правоотношения.
В налоговом законодательстве
предусматриваются определенные права
и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
Законодатель предусматривает
факты, наступление которых влечет за
собой прекращение налогового правоотношения.
10. Представительство
в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах.
Порядок оформления доверенностей
при взаимодействии с налоговыми органами
на территории РФ регламентируются Налоговым
кодексом.
Доверенность по своей юридической
природе - сделка односторонняя, и потому
для ее действительности и действия достаточно
соответствующего закону волеизъявления
доверителя - налогового агента. Налогоплательщик
может участвовать в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах
через законного или уполномоченного
представителя, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом. Содержание воли доверителя
должно свидетельствовать о его желании
уполномочить представителя совершить
от его имени и в его интересах одну или
несколько сделок либо другое юридическое
действие.
Статья 26. Право на представительство
в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах
1. Налогоплательщик может участвовать
в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах через законного или
уполномоченного представителя, если
иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Личное участие налогоплательщика
в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, не лишает его права
иметь представителя, равно как участие
представителя не лишает налогоплательщика
права на личное участие в указанных правоотношениях.
3. Полномочия представителя
должны быть документально подтверждены
в соответствии с настоящим Кодексом и
иными федеральными законами.
4. Правила, предусмотренные
настоящей главой, распространяются на
плательщиков сборов и налоговых агентов.
Статья 27. Законный представитель
налогоплательщика
1. Законными представителями
налогоплательщика - организации признаются
лица, уполномоченные представлять указанную
организацию на основании закона или ее
учредительных документов.
2. Законными представителями
налогоплательщика - физического лица
признаются лица, выступающие в качестве
его представителей в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Действия (бездействие)
законных представителей организации
Действия (бездействие) законных
представителей организации, совершенные
в связи с участием этой организации в
отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, признаются действиями
(бездействием) этой организации.
Статья 29. Уполномоченный представитель
налогоплательщика
1. Уполномоченным представителем
налогоплательщика признается физическое
или юридическое лицо, уполномоченное
налогоплательщиком представлять его
интересы в отношениях с налоговыми органами
(таможенными органами, органами государственных
внебюджетных фондов), иными участниками
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах.
2. Не могут быть уполномоченными
представителями налогоплательщика должностные
лица налоговых органов, таможенных органов,
органов государственных внебюджетных
фондов, органов внутренних дел, судьи,
следователи и прокуроры.
3. Уполномоченный представитель
налогоплательщика - организации осуществляет
свои полномочия на основании доверенности,
выдаваемой в порядке, установленном гражданским
законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель
налогоплательщика - физического лица
осуществляет свои полномочия на основании
нотариально удостоверенной доверенности
или доверенности, приравненной к нотариально
удостоверенной в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
11. Основные права
и обязанности налогоплательщиков.
перечне обязанностей налогоплательщиков
НК РФ (ст. 21) выделил две группы: общие
для организаций и физических лиц обязанности
и дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков
– организаций и индивидуальных предпринимателей.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:
уплачивать законно установленные
налоги;
встать на учет в налоговых
органах, если такая обязанность предусмотрена
НК РФ;
вести учет в установленном
порядке.
На налогоплательщиков – организации
и индивидуальных предпринимателей, помимо
перечисленных, возложены обязанности
сообщать в налоговый орган по месту учета:
об открытии или закрытии счетов – в десятидневный
срок; о всех случаях участия в российских
и иностранных организациях – в срок не
позднее одного месяца со дня начала такого
участия; о всех обособленных подразделениях,
созданных на территории РФ, – в срок не
позднее одного месяца со дня их создания,
реорганизации или ликвидации; об объявлении
несостоятельности, о ликвидации или реорганизации
– в срок не позднее трех дней со дня принятия
такого решения; об изменении своего места
нахождения или места жительства – в срок
не позднее десяти дней с момента такого
изменения.
Учитывая различия между налогами
и сборами, НК РФ не отождествляет обязанности
налогоплательщиков с обязанностями плательщиков
сборов, о которых говорится особо: они
обязаны уплачивать законно установленные
сборы, а также нести иные обязанности,
установленные законодательством о налогах
и сборах.
В первую очередь называется
обязанность уплатить законно установленные
налоги и сборы. Такая обязанность имеет конституционный
характер (ст. 57 КРФ).
Обязанность налогоплательщика
по уплате налога возникает, изменяется
и прекращается при наличии оснований,
установленных законодательным актом
о налогах и сборах. Так, основанием возникновения
обязанности уплатить какой-либо налог
является прежде всего наличие у него
соответствующего объекта налогообложения.
Налогоплательщики (плательщики
сборов) имеют права, которые направлены
на то, чтобы обеспечить им возможность
защиты своих прав и интересов. НК РФ, расширив
и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков
(и плательщиков сборов):
получать от налоговых органов
по месту учета бесплатную информацию
о действующих налогах и сборах, законодательстве
о налогах и сборах;
получать от налоговых органов
и других уполномоченных государственных
органов письменные разъяснения по вопросам
применения законодательства о налогах
и сборах; – использовать налоговые льготы
при наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах;
получать отсрочку, рассрочку,
налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит;
право на своевременный зачет
или возврат сумм излишне уплаченных либо
излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
присутствовать при проведении
выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой
проверки и решений налоговых органов,
а также налоговые уведомления и требования
об уплате налога и др.
12. Основные права
и обязанности налоговых органов.
В круг обязанностей
налоговых органов входит:
соблюдение законодательства
о налогах и сборах;
осуществление контроля за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, а также принятых в соответствии
с ним нормативным правовых актов;