Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение практического применения законов и законодательных актов ПМР в налоговой системе ПМР, затем попробовать найти возможные направления ее совершенствования. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, выделить виды и функции налогов, оценить эффективность налоговой системы в целом. Объектом исследования в работе выступает налоговая система. А предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства.
Введение
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Данная тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы закона о налоге прописаны в законе ПМР "Закон об основах налоговой системы ПМР". Элементы закона о налоге отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов закона налоге используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость. В данной курсовой работе мною охарактеризованы все элементы налогообложения, а также сущность и функции налогов.
Целью работы является рассмотрение практического применения законов и законодательных актов ПМР в налоговой системе ПМР, затем попробовать найти возможные направления ее совершенствования. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, выделить виды и функции налогов, оценить эффективность налоговой системы в целом. Объектом исследования в работе выступает налоговая система. А предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства.
Глава 1. Теоретическая основа понятия налогов.
1.1 Понятие налога и история его возникновения.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз). (БЭС)
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
Налоги известны давным-давно, еще на заре
человеческой цивилизации. Их появление
связано с самыми первыми общественными
потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов
можно выделить три крупных этапа. На начальном
этапе развития от древнего мира до начала
средних веков государство не имеет финансового
аппарата для определения и сбора налогов.
Оно определяет лишь общую сумму средств,
которую желает получить, а сбор налогов
поручает городу или общине. Очень часто
оно прибегает к помощи откупщиков. На
втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране
возникает сеть государственных учреждений,
в том числе финансовых, и государство
берет часть функций на себя: устанавливает
квоту обложения, наблюдает за процессом
сбора налогов, определяет этот процесс
более или менее широкими рамками. Роль
откупщиков налогов в этот период еще
очень велика. И, наконец, третий, современный,
этап - государство берет в свои руки все
функции установления и взимания налогов,
ибо правила обложения успели выработаться.
Региональные органы власти, местные общины
играют роль помощников государства, имея
ту или иную степень самостоятельности.
Понятие "налог" уходит своими корнями в глубину веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.
Налог - элемент общественного бытия. Первые
упоминания о налоге можно найти в философских
трактатах античных мыслителей. На заре
человеческой цивилизации философы трактовали
налог как общественно необходимое и полезное
явление, несмотря на то, что известные
им налоговые формы были варварскими:
военные трофеи, использование труда рабов,
жертвоприношения и др. По мере общественного
развития налоговые формы постепенно
менялись, приближаясь к их современному
содержанию. Неизменным оставался глубинный
смысл понятия "налог" - опосредовать
процесс обобществления необходимой для
общества части индивидуальных доходов
(богатств) (в современном понимании это
процесс перераспределения доходов в
государственную казну). Налоговые формы
взаимоотношений общества с государством
носили самые разные названия. Немецкие
ученые рассматривали налоги как поддержку,
оказываемую государству её гражданами
(staure - поддержка). В Англии налог до сих
пор носит название duty - долг (обязательство).
Законодательство США определяет налог
как "tax" (такса). Закон о налогообложении
во Франции налоговые отношения определяет
как import (обязательный платёж). Принудительный
характер налоговой формы в российской
практике подчеркивал термин "подати"
(принудительный платеж).
Не углубляясь в генезис налогообложения,
выделим главные рубежи перехода налоговых
отношений из одного качественного состояния
в другое.
Вплоть до раскола мирового сообщества
на две противоборствующие налоговые
системы воззрения ученых на налоги выстраивались
в логическую систему, отражая прогресс
экономики и политики. Труды Ф. Кенэ, А.
Смита, Д.Рикардо положили начало классической
теории налогообложения, реализуя которые
национальные налоговые системы способны
двигаться к оптимальному варианту. Это
был невероятный прогресс научной мысли,
намного опередивший практику не только
тех лет, но и современное её состояние.
Этот период принято считать началом развития
подлинной науки о налогообложении как
об экономической и правовой категории,
воплощающей своё объективное содержание
на практике в конкретных формах.
Обоснование налога как одного из воспроизводственных факторов содержаться в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно - денежных отношений и международные тенденции формирования основ денежного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 года рекомендации этих русских ученых использовались по выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.
В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы.
1.2 Сущность и особенности налогов
1.2.1 Понятие и роль налогов
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».1 Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части бюджета.
Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж).
Сейчас под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог является индивидуально
безвозмездным, взыскивается на условиях
безвозвратности методами государственного
принуждения и не носит характер
наказания или контрибуции. Налоги
устанавливаются
1.2.2 Виды и функции налогов
Налоги бывают двух видов.
Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Налоги выполняют пять важнейшие функции:
1) Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — состоит в формировании денежных доходов государства. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития страны. Деньги нужны ему на развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
2).Налогам принадлежит