Исчисление налога в ПМР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение практического применения законов и законодательных актов ПМР в налоговой системе ПМР, затем попробовать найти возможные направления ее совершенствования. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, выделить виды и функции налогов, оценить эффективность налоговой системы в целом. Объектом исследования в работе выступает налоговая система. А предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

руфеев проверила 23.01..docx

— 64.85 Кб (Скачать)

Например, не облагая  налогами часть прибыли, идущую на внедрение  новой техники, оно поощряет технический  прогресс. А, не облагая налогами часть  прибыли, идущей на благотворительную  деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов. Налогами можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогами можно создать предпосылки для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

                3). Социальная или перераспределительная функция налогов - посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

  4). Стимулирующая функция — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

  5). Контрольная функция- её сущность состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Функции налогов  взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений  в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству  получить больше средств. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так  предоставление налоговых льгот  отраслям промышленности или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие  налоги на сверхприбыль, государство  контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство  решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть  прибыли, идущую на внедрение новой  техники, оно поощряет технический  прогресс. А, не облагая налогами часть  прибыли, идущей на благотворительную  деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

 

1.2.3 Отличие  налогов от других платежей.

Важнейшими юридическими признаками налога являются следующие:

Налог представляет собой отчуждение части собственности  субъекта в пользу государства при  внесении налоговых платежей. Законность установления и взимания: установление и взимание налога осуществляется в  порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налог - это  обязательный взнос: налогоплательщики  в силу закона обязаны осуществлять уплату налогов. Уплата налогов носит  не добровольный, а принудительный характер. Взимание налога происходит в денежной форме.

         Налоговый платеж является безвозмездным: его характеризуют односторонность (в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона - налогоплательщик), неэквивалентность (пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплаченных налогоплательщиками) и безвозвратность (в случае переплаты налога только излишне уплаченная сумма подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном законом). Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов. Налоги - это платежи, не имеющие определенного целевого назначения при внесении их в бюджет.

В налоговом законодательстве используются термины "налог", "сбор", "пошлина", "взнос", которые  в совокупности именуются как "налоги и сборы". Рассмотренные признаки налогов в основном характерны и  для сборов. Однако существует и  специфика: под термином "налог", как правило, понимается систематический  взнос, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения; сборы и пошлины обычно взимаются  государственными и местными органами и учреждениями за оказание законно  установленных услуг (например, лицензионный сбор за выдачу лицензии на право занятия  определенным видом деятельности) или  предоставление определенного права.

Например, таможенная пошлина за право перевозки товара через таможенную границу государства.

         Таким образом, сборы и пошлины,  в отличие от налогов, имеют  как бы «частичную»возмездность..

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Глава 2. Основы налоговой  системы  в ПМР

2.1 Субъекты и  объекты налогообложения

Понятие налоговой системы.

Совокупность  налогов, сборов и других платежей (далее - налоги), взимаемых  в  соответствии  с  действующим законодательством, образует налоговую систему.

Субъекты налогообложения.

Налогоплательщик  — это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое  понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, которое фактически принимает на себя бремя налога.

Такое фактическое  переложение тяжести налогообложения  характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический  налогоплательщики не совпадают  в одном лице (например, налог  на добавленную стоимость уплачивается производителем, но затем включается в цену товара). Поэтому необходимо понимать, что когда мы говорим  о субъекте налога, мы имеем в  виду только юридического налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик — это лицо, которое обязано уплатить налог в соответствии с законом налог за свой собственный счет. Однако и данное определение требует уточнения.

Существует такое  явление, как налоговые оговорки, т. е. соглашение, в соответствии с  которым одно лицо перекладывает  уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства  стран признает такие оговорки незаконными, поскольку практика налоговых оговорок снижает уровень налоговых доходов  государства, вносит путаницу в налоговые  отношения. Исключения составляют лишь таможенные пошлины.

Данное определение, однако, не исключает представительства  при уплате налога, так как представитель  не принимает на себя налогового бремени, а уплачивает налог из средств  субъекта налога. Поэтому представитель  не становится налогоплательщиком.

Различают представительство  по закону и представительство по назначению.

1. Представительство  по закону. Данным понятием охватывается  ситуация, когда налоги на доходы, имущество недееспособных лиц  выплачивают их законные представители  (опекуны, попечители, родители, усыновители). Законными представителями налогоплательщика-организации  признаются лица, уполномоченные  представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Представительство  по назначению. НК допускает представление  интересов налогоплательщика в  отношениях с налоговыми органами  лицом, уполномоченным самим налогоплательщиком, называемым уполномоченным представителем.

Уполномоченный  представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности. В случае представления интересов налогоплательщика  — физического лица, доверенность должна быть нотариально удостоверена. Довольно часто представительство  по назначению применяется при возложении налоговой обязанности на должника в счет долга, причитающегося налогоплательщику  от этого лица.

Законодательство  устанавливает права и обязанности налогоплательщика.

Налогоплательщик имеет право:

  1. пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами;
  2. представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
  3. знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  4. представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, и по актам проведенных проверок;
  5. в установленном порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и др.;
  6. получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
  7. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
  8. требовать соблюдения налоговой тайны;
  9. требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.

Налогоплательщик обязан:

  1. своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
  2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  3. предъявлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, в том числе налоговые декларации;
  4. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  5. вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее четырех лет (и др.).

           Экономические отношения налогоплательщика  и государства определяются посредством  принципа постоянного местопребывания  (резидентства), с учетом которого  различают два вида субъектов  налогообложения: резиденты и  нерезиденты.

Резиденты имеют  постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного  государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая  обязанность). Необходимое условие - проживание гражданина ПМР, иностранца или лица без гражданства на территории ПМР не менее 183 дней в календарном  году.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания  в государстве и налогообложению  подлежат только те их доходы которые  получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Объекты налогообложения.

Объекты налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения.

Объектами налогообложения, согласно действующего на территории Приднестровской Молдавской Республики законодательства являются:

Имущество, товар, работа, услуга, реализация товаров (работ, услуг)

1. Под имуществом  понимаются виды объектов гражданских  прав (за исключением имущественных  прав), относящихся к имуществу  в соответствии с ГК ПМР.

Информация о работе Исчисление налога в ПМР